• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Триллеры «Класс 1984» и «Класс 1999». Обучение с риском для жизни?

В году 1982-м американский режиссер Марк Л. Лестер решил приоткрыть глаза своим соотечественникам на оборотную сторону системы школьного образования и снял драматический триллер «Класс 1984».

«Класс 1999» Фрагмент постера к фильму

Он не был первопроходцем в данной тематике: достаточно вспомнить «Школьные джунгли» (1955) Ричарда Брукса, сюжет которых, кстати, во многом пересекается с фильмом Лестера. Снятая на злобу дня лента и по сей день не теряет актуальности, ибо наглядно живописует суть человеческую. Как говорится, времена меняются, а люди остаются прежними.

…Учитель музыки Эндрю Норрис, сменивший на боевом посту своего коллегу, и не предполагал, что новая работа станет для него испытанием всей жизни. В школе, куда его забросила судьба, имеются явные проблемы с поведением и прилежанием. Ученики повсеместно шастают на уроки с холодным оружием, в туалетах идет оживленная торговля наркотиками, а местный директор и ухом не ведет — ему лишь бы пересидеть эту должность.

Заправляет криминальным балаганом хулиган Питер Стегман, сколотивший вокруг себя банду из отъявленных отморозков. Стегман — личность неоднозначная: выросший под присмотром богатенькой мамы, он получил хорошее начальное образование и даже неплохо играет на фортепиано. Однако на каком-то этапе юный Питер сбился с правильного пути и решил, что «хорошими делами прославиться нельзя».

Учитель и ученик закусились не на шутку. Ссора из легкой перепалки переросла в полномасштабную войну, на которой, как известно, все средства хороши, в том числе ложь, предательство, коварство и жестокость. Но преподаватель не намерен сдаваться на милость врага. Рано или поздно, ему придется признать, что тяжелая монтировка куда эффективней морализаторских нотаций…

Первым делом разберемся, кто такой Марк Л. Лестер. А имя его, между прочим, должно быть хорошо нам известно. Во-первых, это автор популярного приключенческого фильма «Каскадеры», который в советском прокате посмотрело, ни много ни мало, 40 с лишним миллионов человек. Это одна из немногих американских кинолент, показанных в кинотеатрах СССР практически без купюр. Понятное дело, что и «Класс 1984» был нашими критиками и цензорами отсмотрен, но подобное зрелище в начале восьмидесятых на советский экран не попадало. Даже несмотря на то что картина прекрасно демонстрировала упадок загнивающего Запада и несостоятельность тамошней системы образования.

Во-вторых, Лестер — создатель одного из культовых боевиков эпохи VHS, «Коммандо» с участием Арнольда Шварценеггера. И если «Каскадеров» посмотрела треть страны, то «Коммандо» видели практически все жители постсоветского пространства, ибо в конце 80-х лента была главным хитом видеосалонов. В-третьих, именно он является одним из немногих, кому удалось более-менее прилично экранизировать Стивена Кинга в триллере «Порождающая огонь», главную роль в котором сыграла юная старлетка Дрю Бэрримор.

Собственно, этим кинематографические заслуги Лестера и ограничились. Можно еще вспомнить пару-тройку второсортных работ, включая боевик «Разборка в Малом Токио» с Дольфом Лундгреном и Брэндоном Ли (сыном Брюса Ли), но то были уже совсем иные, скучные и малоинтересные, проекты.

«Класс 1984» — это типичный гипертрофированный взгляд на реальность. Разумеется, в нынешних школах и не такое творится, однако Лестер вовсе не стремился взбудоражить население Америки и шокировать обывателей. Он просто взял избитый сюжет о хулиганах и учителе и вывел ползунок контрастности на максимум. Эндрю Норрис — идеалист, образцовый муж, да к тому же преподаватель самого мирного предмета на свете — музыки. Его оппонент — яростный социопат, мажор, наркоторговец, бандит и садист Стегман, в поступках коего решительно нет ничего людского. Столкновение этих двух противоположностей не могло не привести к эффекту, который ранее ярко и самобытно описал в своей ленте «Соломенные псы» Сэм Пекинпа. Доведенный до отчаяния интеллигент берет правосудие в свои руки и жестоко мстит обидчикам, нарушая все нормы морали и человеческого права.

Предсказуемость и шаблонность «Класса 1984» не помешала фильму стать образчиком жанра «школьного триллера», по лекалам которого впоследствии были сняты такие популярные картины, как «Директор», «Замена», «187» и «Опасные умы».

Обратите внимание, что одного из учеников музыкального класса сыграл тогда еще малоизвестный Майкл Дж. Фокс, у которого в кадре на редкость дурацкая прическа. Тремя годами позже Фокс заменит на съемках своего коллегу Эрика Штольца и прославится на всю оставшуюся жизнь ролью в фантастической классике «Назад в будущее». А роль мерзавца Стегмана досталась другому начинающему актеру — Тимоти Ван Паттену. Тим так и не сделал карьеры на актерском поприще, зато обнаружил в себе режиссерский талант и уже в начале девяностых стал зарабатывать съемками эпизодов в телесериалах. Ван Паттен приложил руку к созданию таких известных телешоу, как «Часовой», «Секс в большом городе», «Клан Сопрано», «Дедвуд», «Рим» и «Подпольная империя».

«Класс 1984» недолго прозябал в одиночестве. После относительной неудачи с комедией «Вооружены и опасны» Лестер залег на дно на долгих четыре года. Оказалось, он вынашивал идею сиквела, который вышел в 1990-м под названием «Класс 1999».

Начало фильма интригует: в недалеком будущем Америка, благодаря коллапсу образовательных реформ, превратилась в поле битвы. Школьники настолько обнаглели и заматерели, что отвоевали себе территории, которые отныне называются «Зонами свободного огня». Правительство, намучившись с беспределом учащихся, задумало провести в отдельно взятом учреждении эксперимент. Вместо учителей на воспитание подростков отправили киборгов, которым не ведомо чувство страха.

Разумеется, эксперимент провалился по всем статьям. Роботы оказались военной разработкой, и воспитательный процесс закончился банальной поркой и смертоубийством. Возмущенные школьники, большинство из которых крепко сидит на игле и состоит в вооруженных бандформированиях, атаковали собственную школу с целью усмирить ненавистных преподов, осмелившихся бросить им вызов.

Из описания сюжета становится ясно, что у сиквела нет ничего общего с оригиналом. Разве что фамилия МакДауэлл, ибо в «Классе 1984» одну из ролей сыграл ветеран Голливуда и член киноакадемии Родди МакДауэлл, а в продолжении засветился его однофамилец Малькольм.

Печально и то, что «Класс 1999» преимущественно представляет собой бред сивой кобылы. Перевернув все с ног на голову, Лестер замахнулся на фантастический апокалипсис, однако сил не подрассчитал и снял трэшевый боевичок с дилетантскими спецэффектами и безобразной актерской игрой. Даже не верится, что в авторах фильма значится все тот же Лестер, ибо два проекта — словно небо и земля.

Спустя четыре года франшиза обросла третьим и последним на сегодня продолжением, хотя, по сути, фильм «Класс 1999: Новый учитель» с дилогией Лестера связывает только название. Сам автор первых двух частей здесь даже не появляется в титрах, а сам фильм представляет собой третьеразрядный кунг-фу экшн, чему поспособствовало приглашение на главную роль Саши Митчелла, заменившего ранее в сиквелах «Кикбоксера» Ван Дамма.

Так бесславно закончилась история довольно неплохой и напряженной драмы, из которой мы узнали, что в школьной столовой могут не только угостить тухлой котлетой, но и перо в бок засунуть, а также то, что даже мирного учителя музыки можно превратить в кровожадного зверя.

Статья опубликована в выпуске 19.11.2013
Обновлено 22.11.2013

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: