• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

«Эльвира: Повелительница тьмы» (1988). Кто самая сексуальная ведьмочка Голливуда?

Во времена СССР нашего зрителя американской кинопродукцией не баловали. Голливудские фильмы, конечно, в советский прокат попадали изредка, но только самые невинные, вроде комедий или мюзиклов «В джазе только девушки», «Как украсть миллион» или «Моя прекрасная леди». Да и те нещадно купировались на предмет любых вольностей.

cristovao, Shutterstock.com

В конце восьмидесятых ситуация изменилась на противоположную. Население, уставшее от двух телеканалов и засилья родных фильмов на киноэкранах, стало обзаводиться видеомагнитофонами. Режиссеры, будто сговорившись, стали снимать новое перестроечное кино, от которого мутило не меньше, чем от реалий. В итоге кинотеатры стали стремительно терять аудиторию и, чтобы хоть как-то удержать публику, были вынуждены серьезно разбавить сеансы голливудщиной.

Как мы знаем, сия затея не помогла отечественному кинобизнесу встать с колен (процесс продолжается до сих пор), однако в то время американские фильмы уже не подвергались жестокой цензуре. В иных залах безо всякого надзора сверху демонстрировались ленты о Рэмбо, в других кассу срывал «Крепкий орешек», а на сеанс «Дикой орхидеи» купить билет можно было, только отстояв не менее дикую очередь. Вот почему появление на афишах полуголой готической девицы уже никого не смутило, видали и похлеще.

Речь, разумеется, об одном из хитов 1988 года, черной комедии с примесью фэнтези под названием «Эльвира: Повелительницы тьмы» с участием Кассандры Петерсон.

…Телеведущая Эльвира трудится на частном канале, где в одной низкопробной передаче комментирует за кадром дурацкие ужастики и фантастику лохматых годов. Мадемуазель явно выпадает из дешевого интерьера, но вырваться из рутины ей не позволяют финансовые трудности. А тут еще новый владелец канала, похотливый жирдяй в ковбойском прикиде, недвусмысленно предлагает ей повышение через койку. Решение всех проблем подоспело как нельзя вовремя: на имя Эльвиры пришло приглашение посетить распил имущества ее усопшей тети Морганы, проживавшей в заштатном американском Мухосранске.

Прибыв к дележу наследства, Эльвира осознала, что в городке ей не рады. Местное пуританское общество шокировано ее откровенными выходками и нарядами, а подозрительный дядя Винни явно не рад внезапно объявившейся родственнице. Моргана братца наследством обделила, поэтому старик, как и остальные селяне, точит на Эльвиру зуб. Из вещей, оставленных девушке, пуще всего он заинтересован в приобретении поваренной книги. И даже готов пойти на преступление, лишь бы заполучить древний фолиант.

Эльвира и не подозревала, что вместо томика «о вкусной о здоровой пище» ей досталась книга магических заклинаний. А еще пудель-телохранитель и обветшалый особняк, который девица мечтает по-быстрому сплавить и отправиться в вожделенный Лас-Вегас. Правда, прежде ей придется вступить в неравную схватку с обитающими в родовом гнезде силами зла. Злобный колдун дядя Винсент всерьез решил извести родственницу, но Эльвира и без магических способностей могла навести шороху. А уж будучи потомственной ведьмой, так и вовсе покажет всем кузькину мать…

«Эльвира: Повелительница тьмы» — яркий пример того, как надо снимать малобюджетные комедийные жутики. За свою карьеру режиссер Джеймс Синьорелли создал всего два полнометражных фильма: комедию «Легкие деньги» (1983) с участием не слишком известного у нас комика Родни Дейнджерфилда и «Эльвиру». Однако успех обеих лент привлек к Синьорелли внимание продюсеров популярнейшего в Америке шоу «Субботним вечером в прямом эфире», над которым постановщик трудится вот уже четверть века. Собственно, «Эльвира» в этом плане весьма показательна — простецкий сюжет о распутной девице, всполошившей захолустный городок, переполнен гэгами, забавными скетчами и по-настоящему смешными моментами.

Главную роль в картине исполнила американская актриса Кассандра Петерсон, для которой образ Эльвиры стал поистине путеводной звездой. Уже никто и не помнит, как юная Кассандра попала в «Книгу рекордов Гиннесса», став самой молодой шоу-герл в истории Лас-Вегаса. Ее бурная молодость включала проживание в Италии, участие в массовке бондианы («Бриллианты навсегда») и знакомство с Федерико Феллини, который подарил американке эпизодическую роль в своем «Риме».

Вернувшись домой, Кассандра предпочла кинокарьере работу в ночных клубах, но вскоре примкнула к актерам-импровизаторам, где постепенно и оформилась во всем известную Повелительницу тьмы. В жизни Кассандра лишь отчасти напоминает взбалмошную готическую диву, но с момента выхода картины ее имя прочно ассоциируется с персонажем. Между прочим, в начальных титрах она так и значится — Эльвира. О том, что образ удался на славу, говорит и тот факт, что Петерсон практически одновременно номинировали на две разнонаправленные кинопремии — «Сатурн» и «Золотую малину».

Фильм получился легкий, непритязательный и забавный, как и сама героиня, которая всенепременно одевается в облегающие черные платья с бездонным декольте и постоянно отпускает шуточки по поводу всего, что ее окружает. А окружает Эльвиру хамство, ханжество и лицемерие, ибо мужики видят в ней лишь легкий объект для притязаний, а женщины — сильную соперницу. Сама же ведьмочка, хоть и не прочь закрутить романчик с привлекательным владельцем кинотеатра, все же слишком увлечена другой персоной — самой собой. Своеобразное чувство юмора и повадки женщины-вамп отпугивают сильный пол, но Эльвира не ждет подарков судьбы. И если надо, возьмет силой. Или прикинется слабой половиной, жаждущей защиты и покровительства.

Картина Синьорелли, несмотря на положительные отзывы критиков, финансово не состоялась. Скромные сборы не сумели окупить даже скудный бюджет в 7,5 миллионов долларов. Однако персонаж настолько полюбился публике, что Кассандра не успела оглянуться, как намертво вросла в сексуальное черное платьице. Ее Эльвира появляется то там, то сям, кочуя из телешоу в сериалы и обратно. Последний на сегодня выход состоялся в сериале «Последний настоящий мужчина» (2011).

А десятилетием ранее Кассандра согласилась-таки поучаствовать в сиквеле фильма, принесшего ей всемирную популярность. Увы, продолжение оказалось намного слабее оригинала, хотя и не лишено очарования. Вторая часть сюжетно с первой никоим образом не связана, а ведьмочка вместо наших дней проживает в середине 19-го века — золотую эпоху готики и мистики. По жанру сиквел остался черной комедией, но растерял очарование и легкость, являясь простецкой коммерческой поделкой.

Статья опубликована в выпуске 13.12.2013
Обновлено 15.12.2013

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: