На этом фоне история скромного школьного учителя, устроившего своей жене побег из федеральной тюрьмы, уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Тем не менее именно этот сюжет вдохновил французов Гийома Лемана и Фреда Кавайе на написание сценария фильма «Все ради нее» (2008). А уже успех этой картины в европейском прокате привлек внимание Голливуда, где в эпоху тотального сценарного кризиса поспешили выпустить ремейк, известный миру под названием «Три дня на побег» (2010).
…В семье школьного учителя Джона Бреннана (Рассел Кроу) случилось несчастье: его любимую жену сначала оставили без завтрака, а затем упекли за решетку на двадцать лет за убийство начальницы. Случайный прохожий видел, как Лара (Элизабет Бэнкс) уезжала с парковки, где и обнаружили труп женщины, насмерть забитой огнетушителем. На орудии убийства обнаружились отпечатки Лары, а на ее куртке нашли следы крови. И хотя миссис Бреннан и пыталась рассказать следствию, что на входе столкнулась с какой-то наркоманкой, явно спешившей покинуть место преступления, детективы сочли улики слишком явными.
За три года Джон несколько раз пытался оспорить решение суда. Но получив отказ на последнюю возможную апелляцию, сник окончательно. Как и его супруга, которая отчаялась настолько, что даже попыталась совершить суицид. Понимая, что еще семнадцать лет в таком положении он не выдержит, преподаватель ищет иной способ воссоединения с любимой. Выбирать особо не из чего — либо жить одному, воспитывать сына и изредка навещать жену, либо наступить на горло собственным принципам и законопослушанию и вызволить Лару из тюрьмы нелегально.
Проконсультировавшись с бывалым зеком, учитель начинает копить бабки и подыскивать удобный случай. Однако побег из учреждения федерального уровня — это затея серьезная, требующая больших затрат, хладнокровия и определенных знаний, коими Джон не располагает. Учиться никогда не поздно — гласит пословица, так что Джон должен стать принципиально другим человеком в самые кратчайшие сроки. Вскоре его жену переведут из городской тюрьмы в колонию, и времени на душевные метания совсем не останется…
Для переноса французского фильма в американские реалии выбрали совсем не случайного человека: Пол Хаггис — кинематографист со стажем, призер Оскара, Эмми и Венецианского кинофестиваля. И хотя многие критики и зрители считают победу его «Столкновения» в 2006-м политкорректным компромиссом (все-таки и «Мюнхен» Спилберга, и «Горбатая гора» Энга Ли заслуживали большего), из песни слов не выкинешь. Сам Хаггис понимал, что слава досталась ему случайно, поэтому по тихой грусти на время оставил режиссуру и занялся своим любимым делом — сценарным. Здесь ему и правда равных мало, после «Столкновения» Хаггис стал автором таких картин, как «Малышка на миллион» и «Письма с Иводзимы» Клинта Иствуда, а также поучаствовал в создании двух серий бондианы с Крэйгом.
До ленты «Три дня на побег» Хаггис ремейков не снимал, да и не считал нужным, ибо сам мог нафантазировать отличные сюжеты. Но то ли решил устроить себе отпуск, то ли просто купился на готовый материал, но согласился порулить проектом, тем более что под его крыло продюсерам удалось заманить самого Рассела Кроу. Разругавшись со своим постоянным композитором Марком Айшемом на почве религиозных убеждений (незадолго до начала съемок Хаггис официально покинул сайентологическую секту), режиссер пригласил к сотрудничеству другого известного сочинителя — Дэнни Элфмана. Забавно и то, что продюсерами переделки выступили всё те же Делбоск и Миссонье, что баюкали оригинал. Французам, видимо, не терпелось увидеть в главной роли мировую суперзвезду, хотя «Все для нее» и без Рассела Кроу (но с участием, между прочим, Дайан Крюгер) смотрелся неплохо.
Что получилось из этой затеи? Скажем так, ничего такого, из чего стоило бы раздувать слона. Оригинал хотя бы на премию Сезар номинировали в категории «Лучший дебют». Картине Хаггиса и об этом приходится только мечтать. Французскую елку украсили дорогими голливудскими игрушками, она стала ярче и нарядней, но елкой быть не перестала. Проще говоря, ничего нового авторы придумать так и не сумели, поэтому пошли по пути детализации старого. В результате хронометраж ремейка увеличился на четверть до двух часов экранного времени, из которых полтора часа уделено драме и еще чуть-чуть — экшну. Так что на сам побег реально осталось не три дня, а менее тридцати минут.
Еще на «Столкновении» режиссер усвоил самый главный принцип американского коммерческого кино — не надо подсказывать, не надо намекать, надо тыкать зрителя носом, иначе он, бестолковый, и не поймет, где смеяться, а где плакать. В «Трех днях» сей фокус провернули несколько раз, наиболее удачно в сцене прощания с отцом, которого неожиданно сыграл ушедший с больших экранов Брайан Деннехи («Рэмбо. Первая кровь», «Кокон» и «Парк Горького»). Очень трогательная сцена, в которой пожилой ветеран вчистую обыграл Кроу, что при разнице гонораров выглядит вопиющей несправедливостью. А еще нас заставят сжимать кулаки в эпизоде, когда герой, позабыв о своей гуманной профессии, мочит наркодилеров и зарабатывает деньги на свой грандиозный план.
В погоне за финансовым успехом, а иного повода для ремейка и быть не могло, создатели позабыли о сути. Французский фильм рассказывал о неизбежном зле, о трагедии маленького человека, вынужденного бороться с системой и душить в себе нравственные посылы. Голливудский вариант — это рассказ о том, как «гладиатор» спасает жену. Здешняя драма скучна и предсказуема, мы и так верим, что герой любит супругу и хочет жить с ней долго и счастливо, а не мыкаться до пенсии в одиночестве. Но авторов больше захватывает сам процесс, а не мытарства совести, когда законопослушный гражданин, отчаявшись найти справедливость, берет беззаконие в свои руки. Рассел Кроу так и не понял, что одним грустным видом такую роль не поднять, а ведь когда-то он был великолепен в роли сумасшедшего математика. Увы, в «Трех днях» перед нами лишь оболочка актера, не способного оживить собственной могучей фактурой вялое повествование.
Пол Хаггис слишком понадеялся на формулу «хороший чужой фильм плюс звезда плюс штампы равно касса». В Америке, жители которой и понятия не имели о французской ленте, ремейк приняли холодно и не по существу претензий. Триллер, который не держит аудиторию в напряжении все два часа — это уже плохо. Деннехи и Лиам Нисон в роли матерого уголовника — хорошо, но мало. Музыкальное сопровождение оставляет в недоумении, а несколько фокусов из мира воров и взломщиков реально работают, так что пользуйтесь на здоровье.
Общий вердикт — повтор был лишним. И лишним доказательством, что чужие идеи надо переосмысливать, а не копировать.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...