Евгений Жарков Грандмастер

«Охотники за привидениями» (1984). Как боролись с паранормальными явлениями в 80-х?

Как создать киношедевр на все времена? Однозначного рецепта не существует хотя бы потому, что иные фильмы становятся хитами вопреки всему. Просто так сложились звезды. Хотя, если присмотреться, то и небесные светила не гарантируют однозначного успеха. А может, дело в том, что к работе надо подходить с душой и рвением, трудиться не за гонорар, а на результат?

В 1984 году американские зрители валом шли на нетипичную комедию с примесью фантастики и мистики под названием «Охотники за привидениями». Энтузиазм создателей картины окупился сторицей — по итогам года «Охотники» заняли вторую строчку, окупив затраты в семь с лишним раз. А началось все с того, что известный телевизионный комик Дэн Эйкройд предложил своему товарищу и напарнику по фильму «Братья Блюз» Джону Белуши снять кино о путешественниках во времени, сражающихся с призраками и привидениями.

…Случилось так, что доктор Питер Венкман и его коллеги Рэй и Игон, изучающие паранормальные явления, внезапно оказались не у дел, когда родной институт прикрыл их исследования, заморозил грант и отправил ученых в свободное плавание. Выхода из плачевной ситуации два: либо устроиться в частную контору, где за каждую выделенную копейку будут драть по три шкуры, либо открыть свое дело. И тогда, заложив квартиру Рэя в банк, троица организовывает агентство по борьбе с потусторонними силами.

Бизнес протекает ни шатко ни валко. Спустив все вырученные финансы на оборудование и антураж (костюмы, аренду бывшей пожарной станции и спецавтомобиль), ученые убивают время в ожидании клиентов. На их счастье в Нью-Йорке действительно частенько случается чертовщина — то в библиотеке проявляется призрак старушки-книголюбки, то склизкий зеленый летун терроризирует респектабельную гостиницу. Вооружившись протонными излучателями, Питер, Рэй и Игон искореняют пришельцев из параллельных миров и постепенно завоевывают популярность у населения.

Однако мелкие происшествия — это лишь часть паззла. Город находится в ожидании глобальной паранормальной катастрофы, справиться с которой будет намного сложнее, нежели загнать в угол очередное тщедушное привидение. Одинокая виолончелистка Дана утверждает, что в ее холодильнике проживает демоническое Нечто, называющее себя Зуул. Доктор Венкман, проникшийся симпатией к девушке, предлагает ей посильную помощь, еще не ведая, что квартира Даны, как и само здание, спроектированное безумным архитектором, является порталом в иные миры…

Как видим, первоначальный вариант сценария, включавший перемещения во времени, был студией отвергнут. Большей частью по причине дороговизны проекта. Когда к созданию фильма подключились Харольд Рэмис и Айвен Райтмен, было решено сосредоточить действие в настоящем, компенсировав отсутствие масштабных спецэффектов и приключений романтикой и юмором.

С лирической линией удалось определиться быстро, так как Сигурни Уивер, звезда фантастического триллера «Чужой», была одной из первых, кто согласился участвовать в фильме. Хуже дело обстояло с комическими актерами. Дело в том, что изначально сценарий писался в расчете на топовых звезд того периода — Эдди Мерфи, Джона Белуши и Джона Кэнди. И если надежда на успешные переговоры с Мерфи еще теплилась, то с Белуши приключилась беда иного свойства — в 1982-м актер скоропостижно скончался от сердечного приступа, вызванного передозировкой наркотиков. В итоге и чернокожий комик отказался в пользу криминальной ленты «Полицейский из Беверли-Хиллз». И, кстати, не прогадал, ибо картина Мартина Бреста стала лидером проката по итогам года, незначительно обогнав «Охотников» по сборам.

Посему Эйкройд и Рэмис решили сэкономить на гонорарах приглашенным звездам и сыграть самостоятельно. Третьим и, как выяснилось позднее, самым удачным «приобретением» стал Билл Мюррей, еще один яркий персонаж из состава шоу «Субботним вечером в прямом эфире». Именно Мюррей привнес в проект недостающие нотки озорства и импровизации. Особенно публике понравились его циничные пикировки с коллегами по команде и неуклюжие повадки Дон Жуана.

Почему именно «Охотники за привидениями», а не, допустим, «Гремлины», третий «Звездный путь» или «Терминатор», вышедшие на экраны в том же 1984 году? Рецепт успеха оказался прост и банален — энтузиазм создателей и их желание сотворить нечто феерическое были настолько сильны, что никакие препоны и препятствия не могли остановить их на пути к славе. Даже тот факт, что лента была выпущена раньше запланированного срока, с недоделанными визуальными эффектами и с прорехами в сюжете. Никто и не заметил ляпсусов, потому как история псевдоученых — истребителей призраков, захватывает с первых минут и не отпускает до самых финальных титров, на которых звучит знаменитая песня Рэя Паркера-младшего.

Учитывая специализацию авторов фильма, «Охотники» — больше приключенческая комедия, чем фантастика или мистика. Но благодаря смешению жанров в кино удалось привлечь не только поклонников таланта Мюррея или Эйкройда, но и многочисленную молодежную аудиторию, клюнувшую на фантастический сюжет.

Коней на переправе не бросают, поэтому решение о создании сиквела было принято по горячим следам. Но тут, слава богу, в полной мере проявился перфекционизм создателей, в частности Мюррея и Рэмиса, которые отказались работать в спешке и клепать продолжения, как пирожки. В результате вторая часть увидела свет только спустя пять лет и получилась не менее забавной и интересной, чем оригинал.

Параллельно работе над сиквелом на телевидении был запущен долгоиграющий мультсериал «Настоящие охотники за привидениями», часть из которого демонстрировалась и на российских голубых экранах. Все ключевые персонажи мультика были срисованы с героев полнометражного фильма, однако на этом сходство и заканчивалось, тем более что анимационная версия продержалась в эфире целых 5 лет и 7 сезонов.

Статья опубликована в выпуске 1.04.2014
Обновлено 9.02.2015

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: