Эпизод из жизни села стал легендой…
Погода не балует осадками: зимой выпало мало снега, весной дождей выпало меньше обычного, а лето выдалось жаркое, засушливое, ни капли дождя за два месяца. Реки обмелели. Крестьяне забеспокоились: урожай погибает на полях, солнце выжгло всю траву и корма для скота может не быть. Вместо прохладного ветра с гор дует знойный ветер. Дождь жизненно необходим.
Старцы вспомнили свое детство: как их деды однажды провели обряд, вызвавший дождь. Метод проверенный веками таков — нужно на жертвенном камне принести в жертву барана.
Решили не медлить, а приступить к выполнению обряда. Парни пошли по дворам, крестьяне давали продукты — кто что мог: зерно и муку, яйца и сыр, сушеную фасоль. Продукты продали на рынке, а на вырученные деньги купили барана.
На следующий день рано утром вся деревня нарядилась, как на праздник, и с песнями и танцами направилась к жертвенному камню. Самые опытные поварихи несут большие кастрюли. Хозяйка каждой семьи взяла с собой лаваш и миску для жертвенного мяса.
Путь к жертвенному камню труден — камень тот высоко в горах, откуда берет начало горная речка. Жертвенный камень считается священным. Из-под камня бьёт родник. Вода эта кристально чистая, холодная и вкусная. И хотя путь туда неблизкий, люди идут с хорошим настроением и надеждой, что природа сжалится и скоро поля утолят жажду.
Жители села дошли до скалы, здесь большая и удобная площадка. Дальше к камню поднимаются лишь самые выносливые, ведя за собой барана. На площадке юноши и девушки встают в круг и ведут хоровод, музыканты играют плясовую, мужчины строят очаг, женщины из родника набирают воду.
Возле жертвенного камня мужчины, зарезав барана, приговаривают необходимые слова, выражая свою просьбу небесам. Закончив, они спускаются вниз и присоединяются к селянам.
Мужчины, разделав барана, отдают мясо женщинам и разжигают очаг. Женщины, промыв мясо, разрезают его на порции и кладут в самую большую кастрюлю, которую принесли с собой. Мужчины ставят кастрюлю с мясом на огонь.
Молодёжь развлекается: поёт, танцует, играет в разные игры. Многие пользуются удобным случаем познакомиться и сблизиться — так парни в селе ищут себе невест. Дети играют, остальные разговаривают, наблюдая за молодёжью.
Откуда-то прилетела белая голубка, она садится на ветку ближайшего дерева и, кажется, наблюдает за людьми.
— Прошло достаточно времени, — говорит одна из поварих и поднимает крышку кастрюли.
Голубка вдруг начинает кружиться над поварихами. Женщины сначала не обращают на нее никакого внимания. Поварихи поварёшками переворачивают мясо — из кастрюли исходит запах вареного мяса.
— Надо бы попробовать, — говорит повариха, а другая пытается из глубины кастрюли поварёшкой достать кусок мяса.
В тот же миг происходит что-то невероятное: голубка стремительно летит к кастрюле, так что повариха едва успевает накрыть кастрюлю крышкой. Поварихи пытаются отогнать голубку от кастрюли, но она упорно кружится над ними. Кажется, голубка готова упасть в кастрюлю.
— Что происходит? — зашумели селяне.
Люди всполошились. Звуки музыки умолкли. Все собираются вокруг очага.
— Отойдите от очага! — всем велит самый старый и уважаемый из селян. — Посмотрим на поведение птицы.
Как только люди отходят от очага, птица успокоившись возвращается на то же дерево.
— Видите, птица неспокойна, когда мы подходим к очагу! — восклицает кто-то.
— Точнее, когда из кастрюли пытались достать мясо, — замечает старец. Наступает напряжённая тишина, все ждут, что скажет этот всеми уважаемый человек.
— Все голодны и очень надеялись поесть жертвенного мяса, ведь оно самое вкусное, — медленно начинает старец и тяжело вздыхает. — Но поведение этой божественной птицы настораживает, это не случайно. Очень может быть, что она предупреждает нас о чем-то серьёзном. Вы должны подчиниться моему решению.
— Да, конечно, мы тебе верим, — раздаются голоса мужчин.
— Возьми ведро с водой, — велит старец одному из мужчин, — погаси огонь.
Мужчина быстро выполняет приказ.
— Снимите крышку с кастрюли, — велит он двум другим.
Мужчины выполняют и этот приказ.
— Поднимите кастрюлю, — велит старец. Они поднимают.
— Переверните её, вывалите содержимое на землю.
Ропот недовольства проходит по толпе, но мужчины выполняют и этот приказ. На землю падают куски мяса, а сверху горки мяса падает змея, свёрнутая в кольцо. Змея крупная и, судя по окраске, ядовитая.
— Ах! — вырывается возглас одновременно у всех.
— Как змея умудрилась проползти и устроиться в кастрюле? — спрашивают люди друг у друга.
Всё это время голубка спокойно сидит на дереве. Все непроизвольно смотрят в её сторону.
— Спасительница наша! — восторженно восклицает одна из женщин.
— Не будем гадать, как змея оказалась в кастрюле. Нужно это мясо захоронить где-нибудь от греха подальше, чтобы случайно человек ли, зверь или птица не отравились, — велит старец. — Как можно дальше от ручья, выройте яму и заройте все это.
Мужчины сразу же занялись этим делом.
Одна из женщин, накрошив лаваш, что принесла с собой, идёт к дереву, где сидит голубка.
— Ешь на здоровье, голубушка, спасительница наша, — женщина протягивает голубке свои ладони полные крошек лаваша.
Селяне возвращаются домой, обсуждая происшествие. Все уверены, что белая голубка появилась неспроста.
— Святое это место и голубка прилетела, чтобы нас предупредить!
Вечером мужчины собираются возле дома старца и долго говорят о необычном поведении голубки, о гибнущем урожае — они не хотят расходиться по домам. Все с надеждой смотрят на небо, где начали собираться тучи.
Ночью идёт спасительный дождь. Люди, от мала до велика, выбежав из домов, радостно прыгают под дождём.
— Небеса услышали нас, — улыбаясь говорит старец.
Изображение змия под родничками можно объяснить и по-другому: змий, он же дракон, он же вишап. Еще во II тыс. до н. э. или ранее, в Армянское нагорье вытёсывали изображения вишапов из камня и устанавливали их у подземных источников воды. Вишапы – духи воды, хранители воды.
1 Ответить