Есть один анекдот. Как-то раз сообразительный русский по указу царя изобрел мышеловку. По словам изобретателя, у мышеловки стопроцентный результат. Она имела такой вид: обычная картонная коробка, как из-под крупы, в ней вырезано окошко. На нижний край окошка приклеено лезвие, режущей стороной наверх. Коробка ставится на-попа, а внутрь кладется что-то вкусненькое для мышки. Можно для этого вкусненького сделать внутри простую полочку, чтобы оно лежало выше уровня лезвия.
Так вот. Мышка подбегает к окошку, чует запах шкварочки, засовывает мордочку внутрь, хватает лакомство и спокойно убегает с ним по своим делам, собираясь еще раз сюда наведаться. На следующий день — то же самое, лакомство безнаказанно съедается мышкой. И так 7 дней. На 8-й лакомства никакого не кладется. Мышка прибегает по старой памяти, засовывает мордочку внутрь и со словами: «А где моя шкварочка?» — поворачивает голову в одну сторону — ничего нет, в другую — тоже нету. А про лезвие вы не забыли, надеюсь. Можно смеяться.
Проведем аналогию: у нас есть детеныш-мышка, который очень любопытен и любознателен, ему нравится исследовать что-нибудь новое и полезное, и это похвально. Какой-нибудь хитро-мудрый царь захотел на этом нажиться и дал указ изобретателям придумать, как это сделать. Они предложили людям электронные игры — шкварочку. И вот мы наблюдаем сейчас процесс 7-ми дней, когда все довольны: детеныш-мышка безнаказанно (а что в этом плохого?) пользуется электронными играми-шкварочками.
Но некоторые взрослые-мыши все-таки чувствуют некоторый подвох и понимают, что скоро придет расплата за невнимательность. Бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. Эти взрослые включают свою внимательность, и первое, что им бросается в глаза — осанка и порча зрения. Ай-ай-ай! «Хорошо! — говорят изобретатели. — Мы сделаем вам безопасный экран и удобные кресла!» Аналогия: украсим окошечко принтами и поднимем полочку на более удобную высоту. «А больше здесь никаких минусов, смотрите, как ребенку нравится, и вам он не будет мешать заниматься своими делами».
Тогда эти взрослые, все еще интуитивно чувствуя подвох, начинают просто запрещать своим детенышам-мышкам играть в гаджеты. Аналогия: ходить к мышеловке с уже красивым окошечком и полочкой на более удобной высоте. Но доступно объяснить своим детям, почему они это делают, взрослые-мыши не могут. Детеныши резко лишаются красивейшей вещи — возможности думать и получать от этого удовольствие, причем непонятно почему, и бунтуют. Растет конфликт. Взрослые ищут все больше признаков для запрета, изобретатели им их устраняют, а детеныши в этом процессе — крайние: у соседа прекрасные гаджеты без запретов, а его подлые предки из жадности тупо запрещают ему наслаждаться. Что же делать?
А давайте попробуем посмотреть еще и внутрь. Мы знаем, что ребенок во время игры познает мир, ему это нравится, он излучает альфа-лучи, наверное. Лишать его этого процесса нельзя. Смысл гаджетов — это тоже игры, в принципе, они полезны, вопрос в дозировке, но в неограниченных дозах они убивают способность ребенка познавать другие игры. А убивают они своей бесконечностью.
Вот в старые времена дети поиграют в одну игру, причем часто совместную, она рано или поздно заканчивается, тогда они ищут другую игру, и именно многообразием игр и товарищей по игре познают мир. Изобретатели в современности отвечают: «У нас тоже многообразие игр, вот, играйте!» Но здесь нет выбора, это ваше, с точки зрения изобретателя, многообразие, вы уже выбрали за наших детей и при этом лишили их желания хотеть выбирать. Мышка, лишенная выбора вроде бы хорошим отношением, в итоге самоуничтожается.
Поэтому вывод: только лишать, не предлагая ничего взамен, нельзя. А если уже плевать и опустились руки, то вырастает зомби. Ведь это же наши дети, а мы, как известно, в ответе за тех, кого нам поручили.
Спасибо оформителю этой статьи, добавившему в текст нашего знаменитого мизантропа (и, как оказывается - еще и мизофона) великолепные...