Константин Кучер Грандмастер

Как нерешаемые проблемы превратить в решаемые? О пользе смекалки

Любил я инженерную графику. И она, как ни странно, отвечала мне взаимностью.

Georgii Shipin , Shutterstock.com

Щедро одаривала то куском хлеба, в виде сытного, почти домашнего, ужина — за вычерченную кому из девчонок аксонометрию, то хорошим, добрым вечером в светлом и уютном чертёжном зале, тишина которого становится ещё глубже, после того как постепенно замирает и прячется где-то за тёплой батареей центрального отопления дребезжание стекла, потревоженного в оконной раме порывом злобствующего на улице ветра. И так здорово, что ещё нескоро туда, где темень по-зимнему непроглядного вечера чуть подсвечена размытыми в морозном воздухе фонарными бликами.

Не-ет! Ещё не скоро. Только-только чертёжную рамку завершил. Пока и не прикидывал даже, где и как тот разрез делать.

А вот моего закадычного друга, Витьку, инженерная графика не любила. Чертёж и развернуть не успеет, как старый Тиммиев уже разрисует ему весь ватман своими чернилами.

 — Вот. Вот здесь ещё. И-ии… Тут. Как наносятся на чертёж размерные числа? С какой стороны разметочной стрелки они ставятся? Как задаётся размер между смежными элементами детали?

И, не дожидаясь ответа, ручкой:

— Вот так. Вот так он, уважаемый, и наносится, и задаётся…

А пока, порхая по листу, ручка разрисовывает синим весь чертёж, определяя его будущую постоянную прописку исключительно на дне какого ближайшего мусорного пластикового ведра или урны, стой и молчи тихонечко, не переключая внимание старика на личность свою, столь позорно мало разбирающуюся в многочисленных ГОСТах Единой системы конструкторской документации. Если вообще разбирающуюся… Потому, что убедить тебя в обратном — ну, минутное дело просто.

 — Что? Случайность, молодой человек, говорите? Читали ГОСТ? Знаете? ГОСТ, Виктор, свет… Э-ээ… Как? ГОСТ, Виктор, свет, Палыч, не читать… Изучать его надо. А вы, видимо, действительно читали. Да и то — не оч-чень внимательно! Вы посмотрите. По одним размерам только у вас… Раз. Два… Пять… Пять ошибок. И что?

А то, уважаемый, что мы с вами только по одному ГОСТУ пять ошибок насчитали. Пять! И вы ещё пытаетесь что-то сказать про то, что читали? ГОСТ, молодой человек, не детектива какая, его на сон грядущий — не надо. А вот изучи-ить…

Всё поняли? Ну, а раз поняли, то сворачивайте. Исправленный чертёж через неделю принесёте. Покажете. И по ГОСТу нанесения предельных размеров и отклонений — будьте готовы!

Поэтому когда сдали итоговый экзамен по предмету, было понятно, кто по той графике вздыхал с сожалением, а кто и с радостью неподдельной:

— Фу-уу… Сда-ал!

И зачётку — вверх. Под самый потолок.

Кто ж тогда знал, что рано… Рано ещё радоваться! Уже после защиты диплома аукнулась Витьке инженерная графика.

* * *

Чтобы диплом на руки получить, сначала надо было обходной лист подписать. На кафедрах разных, в библиотеке, на вещевом складе. И по обходной бумажке убедить кадровика, заведовавшего выдачей заветных корочек, что за время учебы ты никому и ничего не задолжал.

Какое не задолжал? На вещевой склад приходишь:

— Вот. Штампик бы…

 — Ща-а-ас… Посмотрим, посмотрим

И личную карточку сдачи-выдачи — из специального ящичка:

— Так, так… Наволочка, полотенце, простыня, пододеяльник, подушка. А одеяло? Одеяло верблюжье где?

 — Вот. Какое получал, такое и сдаю. Какое ещё верблюжье? Да они хоть были когда у вас, на складе?

Хорошо, вечерницы знакомые на складе. Поставили штамп, побежа-ал дальше…

* * *

— Вить, чё смурной такой?

 — А-аа! — и рукой, безысходно так, сверху — вниз…

— Ладно, не паникуй раньше времени. Давай, рассказывай. Что там ещё?

 — Да-аа… Я, оказывается, в чертёжном зале ещё со второго курса серую деталь № 2 должен.

 — Серую? Это что, вторая контрольная? По разрезам и сечениям?

 — Она самая…

 — А точно — должен? Может, что перепутали?

 — Да нет. Номер два — моё. Детали ж на контрольную по порядковому номеру в преподавательском журнале выдавали. А я — как раз вторым по списку подгруппы шёл.

 — Как же ты? Потерял, что ли?

 — Да нет. Как потерял? Деталь же в чертёжный зал под залог студенческого выдавали. Не сдал бы её на учебный склад, так бы и ходил без него. А он — вот, родненький! Видишь?

 — Да вижу, вижу! И как тогда?

 — Очень даже просто. Скорее всего, я уже заканчивал чертить, а кто-то из наших, может, даже из другой группы, подошёл без студенческого. Не бежать же за ним, билетом этим, в общагу. Я-то, вот он, ухожу уже. Свою деталь сдал, новую, для кого-то, получил. Пойди, вспомни теперь, почти через четыре года, для кого…

Человек отчертил своё, сдал образец, ему ту, вторую деталь, что под другим номером, вычеркнули, студенческий мой отдали. А через него, он и ко мне вернулся.

Заканчивал чертить этот, невспоминаемый, видно, уже к закрытию. Вечерница, что деталь злополучную, серую № 2, мне выдавала, на занятия свои торопилась, опоздать боялась. В спешке и забыла её из журнала выдачи вычеркнуть. А сейчас, пойди, найди её… Вечерницу ту. Может, года два, как уже и закончила.

Делать-то что? Неужели, без этой серой детали, диплом не выдадут? Ну-у… Труба-а!

 — Ладно, Вить, не гоношись. Пошли во второй корпус. Перекусим в столовке. Что на голодный желудок? Руку поднять, репу почесать, и то — тяжело… Перекусим да с новыми силами прикинем, перец к носу, что делать. Ну, и подуспокоишься чуток. Холодная голова, она завсегда луч-че соображает…

 — А-аа… Пошли!

* * *

— Ви-ить… А это что за куча у здания котельной?

 — Да металлолом. Он тут не первый год лежит. Пионеры, видать, собрали, а сдать — не успели. В комсомол невовремя их приняли.

 — Постой, постой. Подождёт шницель хлебный с пюре. Сворачивай, посмотрим, что это за лом.

* * *

— Ха! Смотри какой чугуний! А вот… Вентиль в сборе. И как раз — почти на четверть скол по нему идет.

 — И что из того?

 — Деталь № 2. Разрезы и сечения. Витя-а! Она ж должна именно такая быть — со сколом, чтобы ты внутреннее устройство сборной детали представлял. Как и где ты сечение будешь проводить, если и сам не знаешь: а что там, внутри? Ну! Чем тебе не деталь № 2?!

 — «Серая». Се-ра-я деталь! А эта ржавулина… Да ты только посмотри на неё!

 — Витя… А ремонт, что каждый год в общаге идёт? У коменданта что, краски в запасе нет? Ой… Не смеши меня так больше! Нам и нужно-то. Полстакана чёрной и белил самую граммульку.

 — А ржавчину счистить перед покраской? Она ж тут за многие лЕта… И чем? Опять — у коменданта?

 — Успокойся. Ты что, на выставку достижений народного хозяйства деталь эту предлагаешь? Прямо по ржавчине — кисточкой. Пошли обратно. Берём краску, разводим. Красим серым. Пока пообедаем, — подсохнет. Возвращаемся из столовки, остатками белил рисуешь «двойку» и тащишь, весь такой счастливый, свою «серую деталь № 2» в чертёжку.

Всё. Считай, нужный штамп в обходнике уже стоит.

 — Не-ее…

 — Ну, что ещё?!

 — Не-ее, за час обеда масляная краска не высохнет.

 — Ну, и?.. Завтра с утра отнесёшь. Ты на бельевом складе был? А в библиотеке? Вот ими и займешься после обеда!

Статья размещена на сайте 11.12.2014

Комментарии (43):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • ГОСТы никто не отменял и не отменит. Это стандарт)

  • Нравится мне читать такое, мням-мням)))) тоже вспомнилось почти забытое, но душевно приятное.

    Оценка статьи: 5

  • Мне, как бывшему технарю, статья очень понравилась. Родные слова: ГОСТ, ЕСКД, серая деталь №2 . Мне лучше всего давались надписи, особенно, когда карандаш заточен "лопаточкой". До сих пор могу что-нибудь красиво написать. Угловой штамп могла нарисовать с закрытыми глазами; 185х55, откладываешь 7, 10, 23, 15, 10; графы "изм", "лист", "№докум.", "подпись", "дата". Это до сих пор так?

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 19 декабря 2014 в 23:22 отредактирован 20 декабря 2014 в 02:46

      Елена Максимовская, "По чертежам, деловито и сухо // строим завтрашний мир." (ВМ)

      Специально для Вас перечитал заново статью. Как много развелось "бывших технарей". Среди оставшихся технарей вы не отыщите "бывших филологов, экономистов, артистов,психологов" и многих других "представителей неконкретных профессий". "Тенденция, однако!" Один только Институт стали и сплавов выдал на горА целую плеяду(когорту) выдающихся говорунов, типа В. Соловьёва на 1-м канале ТВ.
      Спрашивается, зачем "преподаватели время напрасно тратили" на обучение бесперспективных кадров техпрогресса? Даже в Думе набухал проект закона, обязывающий работать по приобретённой с такими затратами и трудом специальности.

      Чессно, статья мне не понравилась игривой, водевильно-оперетточной подачей темы в основном по студенческим воспоминаниям. Чертежи это же предельно серьёзные документы, не допускающие вальяжности и фривольности.

      История с деталью №2 мне вообще показалась дикой и маловероятной, хотя м/б и такие порядки где-то имели место.

      Мне рассказывал старый конструктор, что до войны работа конструктора приравнивалась к работе шахтёра и рабочий день для них был 6 часов. Эту инфу я не проверял, возможно,где-то и было так.

  • Приятно было почитать, приятно вспомнить аналогичные ситуации.

    Оценка статьи: 5

  • Ох, этот кульман, 4 года года просидела возле него, сколько чертежей наваяла. Когда ушла из КБ, а на мое место пришла моя сокурсница, то мои коллеги показывали ей мои чертежи и говорили: "Смотри и учись, как надо чертежи делать " У меня была хорошая графика. Сейчас всё гораздо проще, я думаю, все чертежи делаются на компе сколько хочешь делай исправлений, компьютер все стерпит, а раньше нет, ватман не вечен, чуть что напартачишь и всё заново надо делать до дыр можно стереть Спасибо, Константин, припомнилась моя боевая юность, именно с кульмана и чертежей начиналась моя трудовая деятельность, правда, чертежи были не машиностроительного характера, ох, как они мне не нравились, я с ними в институте намучилась на первых курсах. Мои чертежи состояли из микросхемок, как раз микропроцессорная технология развивалась.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Лидия. Мне очень приятно, что этот небольшой рассказик всколыхнул в Вас столько добрых, позитивных воспоминаний.
      И вообще... Хорошо, когда нам есть, что вспомнить!

  • Захватывает, словно детектив какой, Спасибо, Константин

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 19 декабря 2014 в 07:15 отредактирован 19 декабря 2014 в 07:17

    Я достаточно поварился в этой чертёжной каше и учебной и рабочей. Выполнять чертежи даже детальные, не говоря о сборочных и строительных - та ещё пытка даже для заточенных на такую работу.

    Я удивлялся терпению женщин-конструкторов строительного отдела, это для них что-то вроде вышивания.
    Академик Александров во-время сориентировался и уклонился от инженерной карьеры в страхе перед чертежами.

    В статье лишку беллетристики. Как долго приходилось автору работать шахтной лошадью у кульмана? Приходилось ли проходить нормо-контроль на предмет заполненности формата и соблюдения норм ЕСКД?

    Насколько проще и приятнее сделать что-то на глазок, чем вычертить чертёж того же.

    Оценка 4.

    • Сергей, извините меня великодушно, но что-то я последнее время не понимаю Ваших комментариев.
      Беллетри́стика (от фр. belles lettres — «изящная словесность») — общее название художественной литературы в стихах и прозе
      Уже из самого названия раздела - "Проза жизни"- понятно, что перед нами не стихи. Т. е. Вы говорите что в этой прозе МНОГО (лишку) прозы. И тут же предлагаете добавить ЕЩЁ.
      Где логика?

      • Константин Кучер, ещё меня зацепило: "...как старый Тиммиев уже разрисует ему весь ватман своими чернилами."

        Что ж это? Выходит, что весь лист надо перечерчивать или соскребать чернила? Неужели не достатчно замечаний карандашом?

        Что за издевательство? Может поясните?

        • Что было то было, Сергей. Что тут добавлять? Чертить надо так, чтобы не было мучительно больно. Если не можешь сдать с первого раза - перечерчивай. Перечерчивай, перечерчивай, перечерчивай и будь уверен - наступит время, когда чертеж будет сдаваться с первого раза. И как правило, такое время наступало. У кого-то раньше, у кого-то позже, но - наступало.

          • Константин Кучер, я понимаЙ, перечерчивать, если нечаянно на лист опрокинулась тушь, как не стал это делать ВСВ, а просто бросил "это дело". Но перечерчивать из-за мелких упущений? Эт-то живодёрство.

            Многие преДподаватели любЮт качать своё превосходство перед студентами, среди них немало неудачников на производстве.

            Ответьте или напишите новое эссе о том, как после смекалки с деталью №2 и получения заветных корок, Вы начали реальную карьеру конструтора или механика на производстве?

            Так же красочно распишите о своих триумфах и фиаско.

            • Сергей Дмитриев, что вы прицепились к Константину, да были такие преподы, которым пофиг было, что вы всю ночь трудились над чертежом и они так смачно перечеркивали все ваши труды, показывая власть и ученость свою. Вы наверное забыли такие подробности или вам, просто, повезло

              Оценка статьи: 5

              • Лидия Богданова, ой, примите соболезнование. Теперь С.Д. прицепится к вам, ему же все равно, лишь бы на мозги покапать и себя умным показать. Он наверное Шукшина не читал. Рассказ "Срезал"Рекомендую

                Оценка статьи: 5

                • Лида, грешен, сглазил. Как в мультике, он и меня сосчитал, прицепился как репей теперь долго не отцепится, придется некоторое время просто помолчать, если ему не отвечать он обычно отстает, он спор провоцирует, но более умный спор прекращает первым

                  Оценка статьи: 5

                  • Александр Петров, и с автором и с ЛБ шёл вполне корректный разговор. Так этот неугомонный Читатель-надзиратель всовыается со своей интерпретацией, выражает сочувствия, а потом разводит инсинуации и развешивает собак. Уж мы как-нибудь сами разберёмся в прицепках, без посредников-доброхотов.

                    • Лидия Богданова Лидия Богданова Читатель 21 декабря 2014 в 00:46 отредактирован 21 декабря 2014 в 00:47

                      Сергей Дмитриев, да, мы уж вроде разобрались, просто, вам с преподавателями повезло Я за 6 лет учебы увидела разных, может, конечно, они хотели нам хорошего, как пишет Константин, ну, а тогда мы на это смотрели именно так, как на издевательство над собой А я еще училась на вечернем и времени свободного на переделывание было мало, хотелось еще и погулять

                      Оценка статьи: 5

                      • Лидия Богданова, спасибо.Вариантов в этой истории немеряно:была такая вредная установка - преодолевать трудности.. Как вспомнишь это сессионный мандраж, так самого себя жаль.Понятия дают в таком широком диапазоне и никто на знает, что именно и где ему придётся выбирать из этого вороха необходимое.

                        А. Райкин хорошо прошёлся по этой теме: "Что учили в школе, забудьте", потом "Что учили в институте, забудьте: нам не нужна индукция, нам нужна продукция."

                        Повторю ещё раз Шипунова:" Надо заниматься тем, что у тебя лучше всего получается." У него хорошо получались пушки для самолёта. Абитурентов техвузов надо подвергать глубокому собеседованию и зачислять без экзаменов с запасом на отсев.

                • Александр Петров, увы Вам, читал, он как раз про таких, как АП.
                  А Вы что же? ХоЧите показать себя неумным? З Вами не соскучишься.

                  • Сергей Дмитриев, дА чАвО уж там Какы могИм, ТаКИ и ТЫкЫИм. Пишу на пАнятЫнЫм вамЪ языкЕ

                    Оценка статьи: 5

                    • Александр Петров, это перебор,зачИм же так много?

                      • Сергей Дмитриев, Думал вам приятное сделать, вы ведь так пишите?

                        Оценка статьи: 5

                        • Александр Петров, но приторно, как от пересахаренного. Вы всё больше напоминаете незабвенного слесаря Виктора Ивановича Полесова, который во времена электрификации бегал по деревне с отвесом и проверял вертикальность столбов. Так и Вы со своим "правильным" лекалом назначаете, кому, как, что писать и по каким мотивам участвовать в обсуждениях. Унтер Пришибеев тоже, видать, Ваш родственник.

                          • Сергей Дмитриев, нее, у нас Александр, правдоруб, ходит с топором и только щепки после него трещат А вы пишите как хотите, главное не как писать, а о чем, чтобы понимание было. А то иной раз посмотришь, вроде все буковки в ряд стоят по одной прямой, все закурючечки поставлены правильно, а понять ничего не можешь

                            Оценка статьи: 5

              • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 20 декабря 2014 в 14:12 отредактирован 20 декабря 2014 в 23:04

                Лидия Богданова, я не "прицепился" и ничего не забыл.Я прошу пояснений, не впадая в офтоп, по тексту статьи. Какие же это прицепки? Таких злодеяний преподов, как черкаться чернилами по чертежу, не встречал и в этом согласен на везение.

                • Не знаю, у нас это было вполне обычным делом. Правилом. Но я не думаю, что это были придирки или издевательства. Просто такой, довольно жесткий метод обучения. Но хоть и жесткий, тем не менее, очень эффективный. Может, благодаря именно этой жесткости?
                  Кстати, не знаю почему, но своих преподавателей по инженерной графике я до сих пор помню не только по фамилиям, но и по именам отчествам. В отличие от многих других преподавателей, в т. ч. и даже более профильных дисциплин. Наверное, в т. ч. и потому, что они, как спецы, вызывали к себе неподдельное уважение.

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 19 декабря 2014 в 23:37 отредактирован 20 декабря 2014 в 02:35

        Константин Кучер, кроме упрёка в литературщине в комментарии были "прозаические" вопросы к автору, на которые ответа не поступило.

        Если "Беллетристика - общее название художественной литературы в стихах и прозе", то почему за ней мы должны ожидать только стихи? "Где же логика?"

        Покажите то место с выделением жирным шрифтом, где я просил "добавить ещё", а то читал, перечитывал и не нашёл.

        • Сергей, повторяюсь - Я НЕ ПОНЯЛ ВАШЕГО ВОПРОСА,
          Беллетри́стика (от фр. belles lettres — «изящная словесность») — общее название художественной литературы в стихах и прозе
          Уже из самого названия раздела - "Проза жизни"- понятно, что перед нами не стихи. Т. е. Вы говорите что в этой прозе МНОГО (лишку) прозы. И тут же предлагаете добавить ЕЩЁ. Где логика?

          Я этой логики не понял. Но поскольку ИЗНАЧАЛЬНО Вы сказали, что прозы МНОГО, а первое слово, как известно, дороже второго, то второй Ваш постулат, вступивший в противоречие с первым, я отбросил и по тексту ничего не добавлял.