• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анатолий Пастухов Грандмастер

Как писатели-фантасты придумывают свои сюжеты?

Что такое фантастика? В упрощенном виде — взрослые сказки, в которых реального гораздо меньше, чем в детских сказках. Тем не менее спрос на фантастику устойчивый, хотя она (простите за каламбур) врет фантастично. Но это «вранье» многим нравится.

Фото: Khakimullin Aleksandr, Shutterstock.com

Конечно, фантастика имеет своих многочисленных поклонников. И давно замечено, что писатели-фантасты, попав однажды «в струю», стараются писать продолжения своих произведений с теми же героями и сюжетами. Вот на сюжетах книг и хочется остановиться поподробнее. Точнее, на приемах, которыми писатели-фантасты удерживают «читабельность».

Но сначала попытаемся понять, каким образом приходят в фантастику и даже становятся в ней классиками. Придумать нечто фантастическое может любой из нас. Например, давайте придумаем инопланетного хищного зверя, умеющего летать, падать с высоты камнем и уносить пойманную жертву в лапах с когтями. Заметьте, речь не о птице, а именно о звере. Первое, что приходит нам на ум — «скрестить» орла с каким-либо земным хищным зверем. Банально, конечно. На одном из российских литературных сайтов уже существует талисман в виде Пандашмела (панды, скрещенной со шмелем). Примитивно и глупо. Но ничто нам не мешает придумать летающего хищного зверя в виде, скажем, облака. Представьте себе планету, где все облака — хищные звери. Уже, как говорится, интересно и не банально.

Словом, принцип понятен? Тренировкой творческого воображения можно придумать самые странные и невероятные сюжеты. Этот метод широко используется в изобретательстве. Но мало кто знает, что первыми его освоили фантасты. Не верите? Вспомните эпиграф к повести Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Вспомнили? Да, верно, эпиграф гласит: «Если тебе дадут линованную бумагу — пиши поперек». То есть сделай все не так, как принято. Это метод «наоборот». Яркий пример применения данного метода видим у писателя-фантаста С. Лема в его книге «Звездные дневники И. Тихого», где герой попадает на планету, на которой все события идут в обратную сторону. Тихий вместо того, чтобы стареть, начинает… молодеть. Оригинально придумано, не правда ли?

Очень широко используется в фантастике метод «уменьшить-увеличить». Подсказать, где еще в детстве вы впервые столкнулись с этим литературным методом? Правильно: «Путешествия Гулливера». Автора называть или сами вспомнили? Метод — самый простой. Но на основе его написаны сотни книг! Вот, навскидку (по памяти) лишь некоторые названия. Повесть В. Брагина «Страна дремучих трав» (человек уменьшается до таких размеров, что травинки ему кажутся громадными деревьями). Роман А. Кларка «Свидание с Рамой» (в звездолете несколько больших городов!). В повести А. Азимова «Фантастическое путешествие» размеры лодки и людей уменьшаются так сильно, что они плывут внутри человека по венам…

В фантастике активно используются около сорока приемов для придумывания необычных сюжетов. При этом методы (группа сходных приемов) могут дробиться на подгруппы и даже выделяться в некие «авторские» идеи, использование которых другими писателями грозит плагиатом. Вот пример. В романе С. Лема «Солярис» главный герой — мыслящий океан. Конечно же, тут уже второй роман с таким океаном не написать — сюжет принадлежит исключительно Лему.

Одушевить то, что по логике никак не может обладать душой — тоже особый подход в придумывании фантастического сюжета. Давайте предположим, что на Марсе существует разумная жизнь, но совершенно на другой основе. Скажем, на основе кремния. Тогда легко придумать сюжет, где камни живые, только процесс мышления у них очень замедленный по сравнению с нашим. Звучит дико? Но почему мы считаем, что жизнь в космосе обязательно должна быть похожей на земную? Мы — эталон жизни во вселенной?

Интересно, а могут ли писатели-фантасты в своих придуманных сюжетах предлагать ученым идеи, которые намного опережают наше время? Ну, примеров тут масса! Многое из того, что придумали фантасты, сейчас реализовано. Но существует ли некая самая-самая «дикая» придумка? Такая, что хочется покрутить пальцем у виска?

Однажды невероятная по «дикости» придумка мне все же попалась. Угадайте, у какого писателя-фантаста? Верно, — у любимого мною С. Лема в его «Путешествиях профессора Тарантоги». Героя там дробят на атомы и расположение их отмечают на специальной карте! Затем с помощью особого оборудования снова (по атомам!) собирают.

Идея удивительная и вполне применимая в отдаленном будущем в освоении космоса. Некое устройство можно доставить в виде робота на планету другой звездной системы, скопировать на атомном уровне космонавта-исследователя, передать сигналами и собрать копией. Ученые заинтересовались этим сюжетом. «Дублировать» человека можно. Сложность лишь в техническом плане. Однако 3D-принтер — периферийное устройство, использующее метод послойного создания физического объекта по цифровой 3D-модели, уже существует и хорошо работает!

Статья опубликована в выпуске 6.03.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересно и написано хорошо.

    Оценка статьи: 5

  • Даже не подозревала о том, что в таком деле, как литературное вранье писателей-фантастов, есть некая строгая система. Автору замечательной статьи мой респект и уважуха за кропотливый труд по сбору примеров и умение хорошо писать.

    Оценка статьи: 5

  • Есть фантастика а есть фэнтези - это отличные между собой жанры. Фэнтези больше похожи на сказки/былины/исторические романы, а фантастика более техническая сторона вопроса. Хотя в фантастике тоже есть свои жанры и течения. Мне вот интересно как придумываются все эти технические устройства в фантастике, ведь здесь у автора должны быть определенные знания физики/химии и пр.прикладных наук.

  • легко придумать сюжет, где камни живые
    У Лукьяненко - силикоиды.
    Героя там дробят на атомы и расположение их отмечают на специальной карте! Затем с помощью особого оборудования снова (по атомам!) собирают.
    Этот принцип используется (в фантастике, конечно) в мгновенных переносах на сверхсветовые расстояния.

    Оценка статьи: 5

  • = Я не понимаЙ, как можно заниматься такой ерундистикой? - писать и читать эти фантези?= В таком духе ответил Маяковский Паустовскому, когда последний , чтоб первать молчанку за шахматами, начал с жаром рассказывать, как интересно ловить налимов между камнями. Как только хватает терпежу читать эти досужие фантези? Не зря же придумали такое пренебрежительное словцо. Реальная житуха "сильней, чем Фауст Гёте" (по С)
    " Я знаю, гвоздь у меня в сапоге, // кошмарней, чем фантазия у Гёте." (ВМ) Никчемность фантези хорошо изложена.
    Оценка:5

    • Сергей Дмитриев, а я вот в детстве много читал фантастики. И нашей, и зарубежной. Там ведь главное не полёты в космос и всякая техника будущего, а мысли, философия, народная мудрость, которую авторы доносят, привлекая читателей фантастическим антуражем. Или Вы в самом деле считаете Стругацких, Лема, Брэдбери, Саймака, Гаррисона и их произведения никчёмными? Я вот до сих пор помню некоторые прочитанные мною вещи. Даже специально потом искал эти книги, очень сильные чувства они у меня вызывают.
      Ох, любите Вы всех подряд в грязь макать... А не подумали, что миллионы людей, несмотря на Ваши клейма, получают удовольствие и от фантастики, и от прочего, чем Вы пренебрегаете?

  • У Крапивина в "Голубятне на жёлтой поляне" встречаются разумные кристаллы. Но они там лишь мимоходом упоминаются, когда Яр рассказывает мальчишкам о своих космических приключениях. И вообще у него герои иногда попадают в несколько десятков миров один за другим, и о них практически ничего не известно. Просто перечень.