• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Аб Грандмастер

Как строили дороги в древнем Риме и как их строят сейчас?

Тема, пожалуй, одна из самых актуальных: кому не хочется на личном авто поехать с семьей на природу, а с друзьями на рыбалку? И если выезд завершится без поломки — удача.

Фото: Galyna Andrushko, Shutterstock.com

Увы, наши дороги — одни из самых плохих в мире. Не зря же говорится, что в России две беды: дороги и дураки. Утешает лишь то, что в целом ряде других стран тоже не ахти как с дорогами. В этом легко убедиться.

Ежегодно перед Давосским экономическим форумом экспертами составляется доклад о состоянии автомобильных дорог. В последние годы в его перечне мало изменений. Россия постоянно в конце списка. Там же находятся Украина, Киргизия, Бразилия, Польша, Болгария, Молдова. Последнее место по традиции уже прочно «достается» Чаду. Но в Центральной Африке вообще мало приличных дорог, так что Чад — не какое-то исключение из правил, а само правило. В упомянутой выше Молдове 95% дорог признаны аварийными. Их ремонт вообще не ведется — нет денег. А в Чаде вообще 100% - аварийные. Но прикол в том, что там и дорог, доступных обычным машинам, очень мало.

Указанный выше рейтинг составляется по шкале от единицы до семи. Обследуются дороги в 144 странах. Россия все время на самых последних позициях. Отличные и хорошие дороги во Франции, в Объединенных Арабских Эмиратах, в Сингапуре. В десятке лучших стран с дорогами Португалия, Швейцария, Австрия, Германия, Финляндия.

К сожалению, в рейтинге не учитываются дороги древнего Рима, а только современные. А ведь древнеримские дороги по-прежнему проезжие и местное население ими пользуется. Правда, дороги эти не указаны на картах. По этой причине о них не знают водители транзитного транспорта. К тому же древнеримские дороги более всего удобны для пешего прохода строем. Это и понятно — они строились по ширине пешего строя армии Рима. Но стоит внимательно присмотреться к тому, как действовали раньше при строительстве этих дорог.

Римские дороги настилали в пять слоев. Сначала отрывали длинную траншею. В нее «стояком» (вертикально) плотно укладывали друг к другу плоские камни. Получался как бы «фундамент». Потом плашмя на него клали плоские камни. Далее шел мощный слой булыжников, размером примерно с мужской кулак. Все это засыпалось таким же по мощности слоем мелкого щебня и гравия. И только после этого насыпался и утрамбовывался грунт. Важная особенность — слои прочно скреплялись известняковым раствором, а самой насыпи придавалась покатая форма с уклоном к обочинам. Дождевая вода никогда не застаивалась лужами на такой дороге. Она легко уходила в грунт. Земляная насыпь с минимумом финансовых затрат приводилась в порядок после прохода многотысячного войска.

Как же строятся дороги сейчас? Увы, плохо. За исключением отдельных стран, в других дороги — полигон для испытания техники на прочность. Почему же так происходит? Применительно к России специалисты называют следующие причины.

Сильно заниженный государственный стандарт на дороги. Он был принят в 1939 году и с тех пор существенно не менялся. Свыше 60% дорог не соответствуют в стране даже этому устаревшему стандарту! Не соблюдаются элементарные нормативы. Бюджетные средства ежегодно направляются не на строительство капитальных дорог, а на неэффективный «ямочный» ремонт. В Европе гарантия на дороги — от 20 до 30 лет. В России долговечность дорожного покрытия до ремонта — всего лишь 5 лет, а в Сибири и того меньше.

Но главная беда в том, что дороги строят безграмотно. Наверное, видели, как на проселок насыпается щебень и сразу все заливается асфальтом. При этом полотно не имеет от середины к обочинам скат, а на самих обочинах нет водоотводных желобов и канавок. Конечно же, в дождь вода большей частью остается на дороге. Она просачивается в трещины и разрывает их, стоит лишь температуре опуститься за минус. А дальше уже появляются проседания и выбоины.

Печальный факт: за последние три года прокуратура России за плохие дороги (ставшие причинами аварий и катастроф) возбудила свыше 20 тысяч уголовных дел. Но это не меняет ситуацию в лучшую сторону. Скажем, не редкость, когда щебень насыпают на мерзлую землю и накатывают асфальт в мороз. Дикость? Конечно. Но весь нюанс в том, что надо использовать средства. Иначе на будущий год их выделение уменьшат. И плевать при этом на качество дороги.

Все меняется в мире. Постоянного ничего нет. Но веками не меняется фраза о том, что в России две беды: дороги и дураки.

Статья опубликована в выпуске 12.04.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Тут даже и комментировать нечего. Всё правильно.
    Ещё и в лужи асфальт кладут, не только в мороз.

    Оценка статьи: 5

  • Да, плохие дороги.
    Да, В Европе - дороги хорошие.
    Одна беда - когда в Германии недавно грянули "сибирские" морозы, до -15, у них по весне вышла из строя треть дорог.
    А если бы у них, как у нас, до -25 иди до -30 доходило бы каждую зиму?

    Оценка статьи: 4

  • ДА, ДА, приятно почитать как российские дураки ездят по плохим дорогам .
    Автор описал строительство известной Аппиевой дороги , кажется. А много ли таких дорог в Древнем Риме было ?Они что были в Галлии , Дакии итд ? Да держава Рим вылетела бы в трубу ...
    Государственная фирма , на государственные деньги строит дорогу в мороз и им хорошо. И на следующий год работа будет. Пусть строит частная фирма , выигравшая тендер, знающая о штрафных санкциях за ранний брак в работе и взнузданная новым ГОСТом .Так будет толк. Пусть будут даже частные дороги. Кто-то не держит деньги в стеклянной банке, а построил дорогу, окупит её через 10-12 лет и будет иметь доход..
    Ну, и кто-то знает стоимость километра приличной дороги ? Лучше не знать , вам, нам столько не дадут на строительство. Нищие мы и воюем друг с другом.
    Некоторое нытье в статье..
    Оценка статьи : 4