• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Наумова Грандмастер

Почему иной раз слабые подавляют сильных? Об улитках, крабах и… людях

В офисе начинался очередной рабочий день. Медленно стекались сотрудники. Одни из них уже заранее нервничали по поводу непонятных заданий и капризных клиентов. Другие же, казалось, ещё только открывали глаза и на ходу досматривали сны. Кое-кто из рано пришедших, загородив чем ни попадя монитор, запустил неизвестно где скачанный тетрис.

Фото: Depositphotos

Один из сотрудников смотрел за окно — в заоконный мир, где действовал другой порядок мироздания. Любовался пейзажем и вздыхал. Всё было вполне понятно: у этого менеджера только что закончился отпуск. Вроде бы ничего сколько-нибудь примечательного не произошло, поехать никуда не довелось, но зато была просто нормальная жизнь. А теперь особенно мучительно возвращаться к горам бланков. Невольно при таких мыслях охватывала гнетущая тоска.

Некоторое оживление наступило, когда пришёл курьер Миша. Сейчас он ждал очередных заданий — его ежедневно посылали за деловыми бумагами. Знаменит же он был тем, что всегда занимал присутствующих какой-нибудь историей. Поговаривали, что он мечтает стать писателем и во время разъездов расширяет кругозор — читает что-то познавательное и поучительное.

— Только честно признайтесь: кто боится улиток? — вопрос Миши сразу многих вывел из оцепенения.

— А что в них страшного? — это произнёс тот самый менеджер, которого так манил заоконный мир. — Они, правда, склизкие, противные. Но ракушки красивыми бывают.

— Так вот, — продолжал Миша, — теперь улитки стали охотиться на крабов.

— Ничего не напутано? Может, наоборот? — с недоверием спросила строгая дама-бухгалтер. Теперь даже хмурые сотрудники оживились. Миша часто так действовал на окружающих — как будто носил с собой пребольшой улыбающийся смайлик.

— Нет, именно так. Улитки пожирают крабов. Правда, это далёконько происходит — в Австралии.

— С клешнями и панцирем?

— Нет, ну зачем же? В слюне этих улиток содержатся… э-э-э-э-э ферменты, которые легко растворяют панцирь краба. Поэтому такая броня от хищных моллюсков не защищает, — Миша произнёс это с особенно умным лицом.

— Но почему же краб позволяет так поступать с собой? Он ведь может улитку запросто перерезать пополам клешнёй. Да и элементарно убежать.

— Вот это-то и задало головную боль зоологам, — вздохнул Миша. — Только представьте себе: подползает мягкотелая дрянь к сильному, вооружённому крабу. Пробуравливает своей слюной его панцирь. А бедный краб даже не пытается сопротивляться, а только дёргается в предсмертных конвульсиях. Улитка же бесцеремонно сжирает его.

Занимательная лекция была прервана приходом главы компании. Не отвечая на приветствия, директор накинулся на курьера:

— Где письмо из банка?!

Миша достал из пачки корреспонденции конверт, за которым накануне ездил в позднем часу по специальному поручению. Совершенно спокойно протянул нервному боссу. Последний на ходу разорвал пакет и погрузился в чтение.

— Эх, опять не хотят продлевать договор, — качал головой опечаленный руководитель, удаляясь по коридору в направлении своего кабинета.

— Так вот, — продолжил Миша после ухода разъярённо-озабоченного директора, — зоологи пытаются какие-то гипотезы выдвинуть, но этому… э-э-э-э-э феномену далеко до разгадки, — Миша любил частенько вставлять в свою речь красивые словечки.

— Жалко краба. Но, впрочем, он сам виноват, — сумрачно произнёс кто-то.

— А может, не сразу понимает опасность? А как опомнится — уже покусан изрядно и выжить невозможно, — прозвучало чьё-то предположение.

— Да-а-а-а, — вздохнула интеллигентная дама-бухгалтер. — Не так ли и с людьми бывает? Кажется что-то безобидным — ан нет: оказалось, что это нечто весьма агрессивное…

— Ну конечно, — язвительно заметил менеджер за столом у окна, — у людей, небось, ума побольше, чем у крабов. Какой нормальный человек позволит так обращаться с собой?

— Не скажи, — назидательно изрёк сосед менеджера и при этом почему-то, точно передразнивая, повертел в руке зеркало.

— А может, краб слишком порядочный, поэтому не оказывает сопротивления? — предположила дама-бухгалтер.

— Предпочитает, чтобы его сожрала какая-то дрянь, лишь бы не связываться и не портить отношения?

— А что? Иные люди тоже… Не могут сказать «нет».

Никто толком не разобрал, кому принадлежала последняя реплика. Однако в офисе воцарилось подобие тишины, но какой-то странной. Так молчат, когда неловко о чём-то говорить. Не все даже заметили, что знаменитый курьер Миша отправился объезжать очередные объекты.

Текущие дела, коих становилось всё больше, ждать не хотели. Со вздохом сотрудники принялись разгребать горы неразобранных проектов. На автопилоте заполняли привычные бланки по оплате товаров и услуг. А мысли то убегали к каким-то отвлечённым материям, то возвращались и затягивались с монотонной работой в тугой узел.

Каждый думал о чём-то своём. Особенно те сотрудники, которым сильно не нравилось их занятие. Почему же они тогда продолжают разменивать на него свою жизнь? Не потому ли, что вовремя не сказали «нет»?

Примечание: в основу повествования положен любопытный факт, который неоднократно был отражён в научных и популярных публикациях.

В Австралии улитка Conuber sordidus прежде охотилась на двустворчатых собратьев, но в последние годы её жертвами стали местные крабы. Для зоологов многое остаётся неясным. Главная загадка — почему краб, который намного сильнее и подвижнее, не оказывает никакого сопротивления слабому моллюску.

Выдвигаются гипотезы, но окончательного объяснения пока нет.


Что еще почитать по теме?

Что общего между офисом и морем? О многообразии планктона
Что может офисный планктон, или Откуда ручки растут?
Бабочка, или Жизнь как жизнь?

Статья опубликована в выпуске 30.03.2017

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: