В раннем детстве невозможно анализировать, среди какого окружения ты растёшь. Тут причина и в отсутствии критического мышления, и в материнском гипнозе. Ребёнок всё увиденное и услышанное принимает на веру. Повезло тем, кто растёт среди умных, мудрых людей. Но столь счастливыми являются далеко не все.
Когда тебя окружают люди старше тебя, то сложно с ними спорить и ставить под сомнения их опыт — даже если их суждения противоречат логике и здравому смыслу. Всё, что человек впитал в себя в юном возрасте, становится его ориентирами по жизни. И он руководствуется ими — часто даже совершенно бессознательно.
Но ориентиры бывают ложными. И потом не стоит удивляться, что жизнь идёт не так, как хотелось бы.
Можно сколько угодно твердить ребёнку: «Почему ты ничего не читаешь? Как тебе не стыдно!» Но сами-то родители — отнюдь не из читающих людей! Мама может иногда полистать модный журнал, папа утыкается в неумные публикации. Но читать что-то по-настоящему ценное им не хочется — зачем себя утруждать?
Многие вредные привычки берут начало в детстве. «От сахара хорошо работает голова», — и у ребёнка это записывается в сознании и подсознании. Потом не стоит удивляться сахарной зависимости.
Станет дитя старше — внушения принимают новый оборот. Приводят подростка двенадцати-четырнадцати лет в гости к маминым-папиным знакомым. И ему наливают вино. Дитя отказывается — он видел пьяных и ему страшно стать таким же. Но ему строго говорят: «Уметь выпить надо! Где-нибудь в компании будешь — пригодится!» Хорошо, если у подрастающего человека хватит упрямства и он всё же откажется. Но не все решаются спорить. Вот и положено начало алкогольной зависимости.
Тут ещё подмешивается социальный гипноз: «Хорошие девочки/мальчики слушаются старших. У взрослых опыт, они много знают, они умнее тебя».
Только вот беда: взрослые бывают разными. Среди них встречаются и психически неполноценные, и нелюбящие, и откровенно глупые. Чему они научат ребёнка — понятно. Даже не обязательно что-то напрямую говорить — достаточно того дурного примера, который они собою являют.
Бывает, что ребёнок учится с раннего детства не уму, а глупости. В подростковом возрасте это закрепляется. А дальше приходится долго корректировать последствия такого влияния и воспитания.
И встаёт вопрос: как стать умнее?
Очень важно найти ориентиры. В прежние времена было труднее — всё зависело от того, что за семья и какие у неё знакомые. Это определяло и социальные связи, и тот интеллектуальный уровень, к которому с юного возраста привыкал подрастающий человек.
Хотя природная тяга к знаниям нередко помогала. Но не всегда ребёнка понимало его окружение. А другого не было.
Сейчас есть выход. Можно слушать в Интернете спикеров, которые выступают с беседами по психологии, логике и саморазвитию. Ещё там же советуются и книги, которые хорошо читать тем, кто стремится к успеху.
Но как быть с окружением — это отдельный вопрос.
Может наступить момент, когда человек понимает: он перерос своих родственников в интеллектуальном плане. Не всегда просто признаться в этом себе — ведь кажется, что это некрасиво, нескромно! С детства учили, что нехорошо считать себя умнее других. Однако это факт — и тут необходимо признать истинное положение вещей.
Прежнее окружение будет тянуть назад — нужно быть к этому готовым. Стоит сократить до минимума общение с родственниками и прежними знакомыми, особенно пустые, никчёмные разговоры. Поначалу будет тяга позвонить кому-то — это сродни ломке у наркоманов. И важно её перебороть. Постепенно психологическая зависимость от глупых разговоров сойдёт на нет, но придётся запастись терпением.
Можно сделать своим окружением авторов книг, известных спикеров, которые добились успеха. Пусть и нет с ними личного знакомства, но чтение, прослушивание, просмотр материалов играют огромную роль.
И ещё подстерегает опасная ловушка: некоторые пытаются менять людей из старого окружения. Например, рассказывать им, что потрясло из прочитанного, какие знания удалось получить. Но ответом будет равнодушие, а то и откровенная агрессия.
Других поменять невозможно. Скорее, они оттянут назад к прежнему состоянию и сведут на нет все усилия по личностному росту.
Как стать умнее — этот вопрос актуален в любом возрасте. Свой уровень интеллекта необходимо поддерживать и повышать постоянно. Отделение от старого окружения происходит иногда постепенно. Усилия прикладывать придётся, однако собственный внутренний мир того стоит.
Что есть ум и что значит "быть умным"?
Чтобы плясать дальше, нужно для начала определиться с терминами, к какому уму мы стремимся.
И ум - это не только и не столько интеллект. Две, не большие, но разницы. "Ум" - как "вселенная". Очень "широкое" слово.
Часто ум - это и есть общепринятая глупость нового уровня. Как популярные "спикеры, добившиеся успеха" и т.п.
Наше представление об уме, в виде успехов, спикеров, тенденциозного прочтения современного сумасшедшего мира, может быть движение не К уму, а ОТ.
А про ум вам может рассказать малограмотный овчар в Карпатах, пасущий овец и варящий брынзу по вечерам, или какой индийский йог, с задранной за голову ногой. Например.
2 Ответить
Игорь Ткачев, у Вас ведь отличный литературный стиль, зачем же вот, так ругаться?
Лучше следовать за Грибоедовым, и порадовать мир современным "Горе от ума".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Леонид Котляр, а где Вы углядели ругань в моем комментарии?
Я его перечитал: ни одного бранного слова, и все аргументированно, по делу.
Все, что думаю по заданной теме, кратко, изложил выше.
0 Ответить
Игорь Ткачев, да, бранных слов нет, но малограмотный овчар умом оказался не наделённым.
Такому мужику отару не доверят, он за каждую овцу отвечает, в случае бедствия, только он и собака спасают отару. Вот, место работы ума.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Леонид Котляр, ваше замечание, кажется, было именно про ругань в моем комменте, которой, как оказалось, там нет. А не про спор на тему ума и глупости.
Я просто пытаюсь быть точным и отвечаю на вашу претензию.
"Малограмотный" - значит просто плохо обученный грамоте, с трудом читающий или пишущий. Но вовсе не глупый - как вы почему-то посчитали.
Я как раз и заметил, что пастух, не очень обученный грамоте и популярным наукам, может оказаться куда умнее остальных.
Ваш комментарий также демонстрирует плохое понимание предмета и даже понимание того, что вам пишут, отвечают.
Что есть ум, что умение ориентироваться на местности, навыки или природная смекалка.
Начитанность, эрудированность, остроумие, т.н. всесторонняя развитость, вундеркинды, способности, навыки, опыт, талант, мудрость, прагматичность, интеллект.., УМ, наконец...
Все это отличные, отличающиеся категории.
Вот и автор статьи не видит разницы между умом и интеллектом. Начитанностью и т.н. саморазвитием...
0 Ответить
Игорь Ткачев, "УМ, способность мышления и понимания.
В истории философии - то же, что разум, дух; слав. перевод др.-греч. понятия нус (лат. - интеллект)."
Советский энциклопедический словарь, 1987 г. стр.1385.
Так ведь, автор права в отношении разницы между умом и интеллектом.
Окончен бал, погасли свечи,
Седой скрипач закрыл футляр.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Леонид Котляр, мне всегда нравится, когда люди ответы на вопросы ищут в подвернувшихся под руку справочниках, а не пытаются сами напрячься. (И ведь они всегда находят нужные им ответы-)))
Конечно, вы правы в том, что все эти термины похожи: ум, интеллект, разум, рассудок... Они как селедка, семга и акула - все рыба.
Но если вы копнете глубже, справочники по привычке, или сами попытаетесь осмыслить различие в словах и смыслах, то вы обнаружите, что все они несколько отличаются.
Ум – самый общий термин для обозначения любых умственных способностей человека. (Туда средний человек умудряется втиснуть и начитанность, и эрудированность, и навыки с опытом).
Это общие способности человека, связанные с восприятием информации, ее переработкой и применением в жизни - что важно. Довольно широкий и общий термин. (Возвращаясь к нашему разговору ранее - умным можем быть малограмотный овчар с тремя классами).
Интеллект же попросту заключает в себе способность к познанию, обучению, накоплению информации и ее обработке, систематизации знаний, видению логических связей, проведению математических и логических действий и т. д. Человека, обладающего хорошо развитым интеллектом и способного мыслить аналитически, называют интеллектуалом.
И вот интеллектуалом быть у овчара уже не получится.
0 Ответить
Игорь Ткачев, ну, как там было у классика, в" Горе от ума", от таких умников только в деревню в глушь "Карету мне, карету" А насчет ума, вы правильно сказали: "Что есть ум?" Иной ходячая энциклопедия, а дурак дураком.
0 Ответить
Лидия Богданова, не стоит путать эрудированность и начитанность с умом. Я поэтому и заметил, что неплохо бы для начала понять, что есть ум.
А в статье - принимание интеллекта за ум и набор общих клише.
И вы себя, ведь, к дуракам не относите, не так ли?-)
0 Ответить
Прочитал с удовольствием, как всё верно подмечено и описано, не грех продолжить тему с рассмотрением примеров.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Леонид Котляр, спасибо Вам большое! Рада, что статья Вам понравилась
0 Ответить