На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой.
Слова арии Мефистофеля о тельце златом не так актуальны в дни пандемии коронавируса, как так называемый товар Гиффена.
Британский экономист и финансовый обозреватель Роберт Гиффен обратил внимание на то, что во время Великого голода в Ирландии, который произошёл в 1845−1849 гг., объем спроса на картофель увеличился, хотя цена на него значительно выросла. А именно картофель являлся продуктом спроса номер один в среде бедных ирландских семей.
Когда в 1845 году случился первый большой неурожай, вызванный паразитическими микроорганизмами (фитофторой) у корнеплодов, это не вызвало паники. Неурожаи картофеля не были для Ирландии чем-то новым, и когда они случались, британским правительством принимались определённые меры. Например, оказывалась материальная помощь низшим слоям, питавшимся в основном картошкой.
Если на следующий год урожай оказывался хорошим, то долгосрочных проблем, как правило, не возникало. Но поскольку в следующем, 1846 году, все поля в стране были засажены все тем же сортом картофеля с поврежденными клубнями, пострадал практически весь урожай. Вот тогда началась настоящая паника.
И просто картофель превратился в Его Величество Картофель, и стал золотым тельцом, или товаром по Гиффену. Причем в течение нескольких лет цена на него росла, а спрос не только падал, но даже увеличился. Парадокс? Впоследствии это явление так и назвали: парадокс, или эффект, Гиффена.
Интересно, что ценных товаров Гиффена не бывает, они всегда принадлежат группе, называемой сегодня «социальные товары». Вспомним «наш» минимум не портящихся товаров на все случаи жизни: соль, спички, табак. Если чуть расширить список, то в него попадут сухари (хлеб долго не хранится, картофель в больших количествах негде держать, и он прорастает). И вот на сцену поднимается он, товар Гиффена — гречка!
Сегодня в Украине карантин. Пик спроса на товары долгого хранения выпал на вторую неделю марта, и людская волна буквально слизала все с полок супермаркетов. Никто не был уверен, что товары в будущем будут поставлять бесперебойно. Гречку сметали подчистую даже те, кто ее не любил и не ел кашу уже несколько лет. Дома пакеты уже складировали, но при походе магазин за другими продуктами, видели, что цена на крупу поднимается. Значит, надо брать. И брали. Теперь не знают, что с ней, родимой, делать.
Кроме парадокса Гиффена, с народом сыграл дурную шутку и другой парадокс — парадокс Абилина, названный в честь городка Абилин штата Техас.
Психолог Джерри Харви подает это как реальную историю, приключившуюся с ним и его семьей, которая, как пишет автор, скучала жарким летним днем на крылечке:
Как вдруг тесть предложил: «А не съездить ли нам пообедать в Абилин?»
Это предложение дало начало последовавшей цепочке:
Хотя Абилин был довольно далеко, каждый из присутствующих вдруг согласился туда ехать.
Они долго пылили по жаре до Абилина, потом обратно.
Машина была без кондиционера, поэтому они перенесли 4 часа сплошных мучений.
Лишь после поездки кто-то сказал: «Зря мы туда поехали!»
И тогда все заявили, что и они были против этой поездки, но согласились ехать только потому, что думали, что этого хотят другие.
Харви заключает: «Мы, четыре достаточно разумных человека, по доброй воле только что проехали 170 километров по унылой пустыне с температурой, как в печи, и в густом облаке пыли, — чтобы поесть невкусной пищи в Абилинской забегаловке, — хотя на самом деле никто не хотел ехать».
Описанные эффекты похожи на наше отношение к той же гречке. Расскажу случай, происшедший со мной в начале карантина, когда три пакета этой драгоценной крупы уже заняли свои места на полке в кухне.
Выходить из дома уже «не рекомендовали», а если и заходить в магазин, то только в маске и резиновых перчатках. При этом в торговый зал запускали не более десяти человек, и надо было стоять в очереди на холодной улице, соблюдая дистанцию метр друг от друга.
Ко мне заглянула соседка: «За гречкой пойдешь? Она уже на треть дороже. Надо брать, пока цена еще не выросла». Я задумалась. Три пакета дома точно есть, у соседки не меньше… Ситуация как с долларом, но тот вроде не подвержен жучкам. Однако когда соседка захлопнула дверь квартиры, я поспешила одеться и пойти за ней.
По дороге позвонила по мобильному подруге и рассказала ситуацию. Ее семья накануне скупила все и вся, а гречка, символизирующая жизнь, вообще хранится у них с последнего конца света. Однако услышав, что я иду за подорожавшей крупой, подруга подумала полминуты и сказала, что тоже пойдет, причем именно в наш магазин. Хотя от нее он находится на дальнем расстоянии и она вынуждена была воспользоваться троллейбусом (на тот момент общественный транспорт еще ходил).
Помаявшись на ветру целый час, не сделав намеченных на это время домашних дел и неся в руках по два пакета заветной крупы, «усталые, но довольные пионеры возвращались домой». Ну чем не сочетание Гиффена с Абилином?
Мы не одиноки сегодня в желании затовариться до следующего «конца света». Латвийцы отказываются от своих шпрот ради гречки и муки. Точно так же итальянцы в первые дни карантина скупали свою «пасту», а испанцы рис. В общем, нормальная психология толпы, все по науке.
Скупка гречки или туалетной бумаги происходит не по причине эффекта Гиффена. Это не эффект Гиффена проявляется, а то, что эффектом Гиффена потом называется.
Мне еще нравится наша любовь вполне простые и понятные вещи называть сложными "импортными" именами, вынутыми из западного маркетинга или просто википедии.
Эффект Гиффина - это когда человек боится дефицита, нехватки продуктов питания по причине грядущего голода, кризиса и пытается запастись впрок.
Эффект Даннинга-Крюгера - когда мы по молодости и неопытности переоцениваем свои возможности. Или эффект Сократа - я знаю лишь то, что ничего не знаю.
Эффекты, эффекты, эффекты...
И как называется эффект, когда происходит инфовброс, что люди сверх привычной меры скупают продукты питания и есть их дефицит, а на самом деле потребление возросло всего на 10-15%? Искусственный потребительский ажиотаж, которого нет.
В этот раз не происходило скупки в тех масштабах, в которых сми по цепной реакции ее растиражировали. Но в наших головах закрепилось представление, что люди бросились скупать гречку и т.п.
0 Ответить
Игорь Ткачев, именно нехватки и незнания ситуации все и боялись. Посмотрите. одно и то же творилось и на улицах Италии, и Испании. А чего ожидать в наших супер благополучных странах? Лучше пере...
0 Ответить
Наталия Нечухаева, давайте посмотрим немного пристальнее, и не забудем про здравую критику-).
1) я нигде у нас не видел а) скупки гречки или туалетной бумаги, прочего б) дефицита
2) мы не можем объективно судить о том, был ли дефицит в Италии или Испании, т.к. сами его не видели.
А если и видели, то вполне вероятно, что это было в "нашем" магазине, в "нашем" городе. И, скорее всего, непродолжительное время.
3) наличие дефицита явно подогрето сми, примерно по принципу самого коронавируса: есть ОГРОМНЫЙ дефицит (есть ОГРОМНАЯ угроза жизни от ковид-19).
На самом деле, достаточно провести небольшое исследование, чтобы увидеть, что и дефицит не столь велик, и ажиотаж по его причине.
Наличие якобы дефицита и ажиотажа на пищевые продукты на руку производителям. И по тем же маркетинговым принципам подогревается.
ПС Мой частный опыт: без труда купил и пару масок, и санитайзер, и перчатки в первой же аптеке, хотя везде в новостях читал просто стон о том, что их нигде нет.
Нехватки гречки, а также всего остального, также не видел ни в одном из магазинов нашего города.
Не видел людей что-либо скупающих в больших количествах. Разве что сегодня наблюдал чуть больше обычного пенсионеров, по причине Пасхи.
Никто из моих знакомых в Украине, Вильнюсе, Нью-Йорке и Мюнхене также не подтвердил того, что что-то кончилось и люди гребут все подряд.
Скупка гречки и туалетной бумаги, а также дефицит - как любовь: все о ней говорят, но никто не видел?
-)
0 Ответить
Игорь Ткачев, в Москве я прекрасно видел. Причём как-то пятнами. Наверное, зависит от степени идиотизма или разума населения района
0 Ответить
Игорь Ткачев,
1) "я нигде у нас не видел а) скупки гречки или туалетной бумаги, прочего б) дефицита"- где у нас? В Белоруссии? Так у вас и коронавируса нет, и карантин не объявляли, и не сообщали, что в магазин можно будет выходить два раза в неделю, а потом, при возможном нарастании кривой заболевания , вообще засадят под замок, как в той же разболтанной Испании.
2)"мы не можем объективно судить о том, был ли дефицит в Италии или Испании, т.к. сами его не видели." Мы-нет, семья моих родственников в Аликанте- да.
"если и видели, то вполне вероятно, что это было в "нашем" магазине, в "нашем" городе"- а как же , мы ведь здесь со времен СССР живем и про очереди, и перебои, и талоны на сахар, масло, стиральный порошок можем детям "Санта-Барбару" рассказывать.Может где-то у Вас было по-другому?
Ваши знакомые в Украине пустых полок, вызывающих у людей панику и желание смести все вокруг не видели, а я в первые недели марта насмотрелась, хотя меня лично это не очень напрягало - мы с мужем едим немного, а сын живет отдельно. Да, это длилось где-то около 10 дней, но кто мог заглянуть в будущее?
Маски и санитайзеры появились в свободной продаже в аптеках и супермаркетах где-то на 3-ей неделе. Возможно, в Киеве раньше. Бабушкам и дедушкам они все равно были не по карману.
Я описала ситуацию первых недель объявления чрезвычайной ситуации, статья же вышла чуть ли не в конце апреля, когда все уже устаканилось и эпидемию, похоже , пройдем, без пика.
И последнее- любовь случается даже с теми, кто в нее не верит. По аналогии с подковой.
0 Ответить
Игорь Ткачев, как в Италии и в Испании - не знаю, а в Штатах туалетная бумага и маски - проблема. Хотите - загляните для интереса на Amazon.com, цены Вас удивят
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья, спасибо за статью. Прочла с удовольствием, не знала про "Абилин", а ведь как верно подмечено.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александра Лебедева, спасибо за комментарий. А Абилин- это о нас всех.Сама когда-то услышала, а потом вспомнила и подошло к этой статье.
0 Ответить
Выскажу свое предположение: люди боятся голода, но слабо представляют себе, какие именно продукты позволят не менять рацион в случае отсутствия привычных товаров на полках магазинов. В силу того, что речь идет об экстремальной ситуации с негативным окрасом, рацион представляется каким-то ужасным. Ориентируясь на этот, простите за черный юмор, "идеал", люди скупают практически несъедобные продукты.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, и это правда, и под нее подвели научную базу Хотя ни гречку, ни макароны несъедобными не назовешь.
1 Ответить
Наталия Нечухаева, по-моему, макароны были в фаворе в Средневековье, когда их считали ужасно модным лакомством из Китая. Макароны и гречка - гарниры очень специфические. В силу дешевизны сырья ими злоупотребляют в казенных заведениях (школа, армия, тюрьма), куда никто не хочет попасть. У них имидж испорченный, а это сильно на съедобности сказывается.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл, вот-вот,я сама гречкой объелась в школьные годы, она считалась у нас дефицитной крупой, и когда ее закупали, мы давились этой кашей через не хочу.
К макаронам отношусь спокойно, даже к итальянским. Вот за творогом бы скучала, если бы он исчез из продажи.
1 Ответить
Наталия Нечухаева, невеселые истории про гречку есть у каждого, потому даже, если бы это был продукт с очень полезным составом, я бы искал ему замену.
Кстати, гречка не используется в качестве кормовой культуры, спрос на нее существует исключительно в странах Восточной Европы, в силу этого она не может быть дефицитом. Вот как этой крупе делают пиар...
Запастись творогом возможно, если приобрести сухую закваску, а потом покупать молоко и готовить любимое и очень полезное блюдо дома. Молоко из продажи вряд-ли исчезнет, тут на нашей стороне биологические особенности молочных пород коров.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, думаю, мы все здесь уделили слишком много внимание конкретно гречке. В контексте статьи, это просто условный продукт, чья ценность в некий определенный момент может быть преувеличена.Не более того.
Буду ждать Ваших хороших просветительских статей, направленных на ЗОЖ.
Всех со светлым праздником!
0 Ответить
Наталия Нечухаева, спасибо за поздравления и комплимент - я стараюсь.
Естественно, описанные Вами процессы формирования спроса работают в регионах с различной спецификой относительно разных товаров. Однако, понимая общие принципы, человек непременно вспоминает личный опыт, личное впечатление от увиденного своими глазами, и тут гречка становится предметом пристального внимания. Воспринимая выведенные из ряда частностей правила как нечто абстрактное, человек никогда не сможет применить свои знания в реальной ситуации, гречку обсуждать полезно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, позвольте возразить, и даже возмутиться по поводу гречки.... Что значит "практически несъедобные продукты"?
0 Ответить
Наталья Гулевич, возможно, талантливый кулинар способен из гречки сотворить шедевр. На Востоке есть легенды о том, как императору подали простой рис, который приправы превратили в дивное лакомство... Без усилий чудо-повара гречка навевает мрачные мысли, а не возбуждает аппетит.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, Вам гречка не нравится, но зачем же так о вкусах всех? Лично моё любимое блюдо - осетрина с гречкой. Причем гречка должна быть без всяких приправ. Сварена, посолена и с маслом. Всё.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Батлер, так, я оговорку про мастеров-кулинаров сделал, потому никоим образом ни Вас, ни Ваши вкусы, ни Ваше искусство не оскорбил и даже затушевывать не пытался.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Батлер, у Вас действительно интересный вкус. "Осетрина с гречкой" - это очень оригинально.
0 Ответить
Наталия Нечухаева, о вкусах не спорят
Оценка статьи: 5
0 Ответить