Выученная беспомощность формируется в детстве под влиянием трёх деструктивных элементов воспитания:
- Эмоциональной депривации, когда на ребёнка просто не обращают внимания, и он не видит внешней оценки своих поступков (осуществляется просто «механический» уход за ним, без личной вовлечённости и эмпатии).
- Однообразия последствий: ребёнок, совершая разные — добрые и злые — поступки, всегда получает в ответ либо поощрение, либо наказание, и у него не формируются моральные ориентиры.
- Асинхронности последствий, когда между действиями ребёнка и ответом на них взрослого окружения проходит так много времени, что теряется логическая связь, и в целом воспитание несёт на себе черты хаотичности, непоследовательности.
У взрослых людей синдром выученной беспомощности возникает только в случае попадания в крайне неблагоприятную обстановку, которая порождает ощущение «тупиковой ситуации» и снижает поисковую активность, превращая страдающего от безвыходности человека в послушное орудие чужой воли. Это могут быть ситуации похищения, отбывание тюремного наказания, плен, газлайтинг
Наличие выученной беспомощности у человека можно достаточно легко определить по знакам-релизерам в поведении и речи:
- согнутая спина, стремление занять как можно меньше места, боязливость при необходимости приближаться к незнакомым людям;
- испуганный взгляд, стремление определить эмоциональное состояние собеседника, «поза просителя», усаживание на краешек стула (бессознательная готовность к бегству);
- частое повторение оборота «я не могу» (справиться с опасностью, попросить о помощи, уйти от обидчика, всё изменить
и т. д. );
- использование оборота «я не хочу» (решать вопросы самостоятельно, страдать от отказов, что-то менять в жизни
и т. д. ); - использование сверхобобщений «всегда» и «никогда» («всегда так было и будет», «никогда ничего не изменится», «всегда остаюсь в проигрыше», «никогда не смогу иметь семью/быть любимой»
и т. д. );
- социальная пассивность («нечего и пытаться», «в этой ситуации у меня нет шансов», «не верю в помощь от добрых людей/благотворительных организаций/старых друзей
и т. п. »);
- упоминание о деструктивном семейном сценарии («в нашей семье все такие», «я никому не нужен был ещё с детства… вряд ли сейчас кто-то обо мне позаботится», «думаю, что наш род проклят — одни неудачники»).
За всеми этими словами скрывается отсутствие позитивного опыта, тревога о будущем и страх неудачи, неверие в свои силы и участие других людей.
Особенный драматизм приобретает синдром выученной беспомощности у женщин, длительное время переживавших ситуацию семейного насилия. Не имея собственных средств к существованию, подвергаясь внезапным нападениям в виде словесных оскорблений, угроз, периодических избиений, они находятся в постоянном психоэмоциональном напряжении и ожидании нового приступа ярости у супруга. Единственной стратегией у большинства из них остаётся попытка умилостивить агрессора, продемонстрировать ему свою покорность, угодить ему во всем, быть незаметной, не привлекать внимания.
При появлении реальной возможности обрести свободу, навсегда расстаться со своим обидчиком, уехать, получить социальную защиту от различных организаций такие женщины выявляют крайнюю пассивность, обреченность, не верят в возможность будущего благополучия.
Преодоление выученной беспомощности — длительный процесс, который должен происходить в ситуации психологического консультирования (самостоятельно человек не может избавиться от неё, а неудачные попытки преодоления трудностей приводят к ещё большему усилению патологических паттернов).
Основными задачами являются следующие:
- признание наличия проблемы и желание справиться с ней при участии специалиста;
- преодоление эмоционально тяжелого состояния (тоски, безысходности, неверия в свои силы, угнетённости обилием «неразрешимых проблем»);
- активизация желаний и потребностей (восстановление прежнего внутреннего мира с его разнообразием и предпочтениями);
- повышение самооценки (за счёт «маленьких шагов»);
- осознание своих прав (право на собственный выбор, право говорить «нет», возможность быть собой
и т. п. );
- актуализация опыта побед (из прошлого);
- формирование позитивного прогноза (20 Я-посланий, начинающихся со слов «Я могу…»);
- постановка целей и принятие на себя ответственности за их достижение;
- создание новой стратегии преодоления препятствий и разработка пошагового поведения;
- реализация конкретных шагов в жизни и фиксация на успехах;
- готовность обратиться за необходимой помощью и поддержкой в процессе восстановления личностной автономии.
Главным лекарством от выученной беспомощности сам автор синдрома считал оптимизм — как веру человека в благоприятный прогноз, основанный на позитивном мышлении и любви к миру, людям и самой жизни.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...