В целом самооценку можно разделить на два вида: общую и дифференцированную.
- В первом случае человек судит о себе в целом и говорит, например: «Я хороший / я нехороший».
- Во втором случае отзываться негативно или позитивно он может о каком-то определенном своем качестве, к примеру: «Я умею слушать и сопереживать, это хорошо. Но мне необходимо стать более уверенным в себе, это плохо».
Общая самооценка начинает формироваться уже на первом году жизни. Ребенок, даже будучи пяти- или шестимесячным, начинает понимать, относятся к нему доброжелательно или же нет. Таким образом, если мир ведет себя по отношению к малышу хорошо, то он понимает подсознательно, что он сам по себе хороший. Родителям следует поэтому по максимуму дать малышу почувствовать себя любимым и хорошим.
С семи месяцев самооценка малыша начинает дифференцироваться. Ребенок чувствует себя хорошим в целом, однако уже может воспринимать свои плохие и хорошие поступки. Ребенок следит за реакцией родителей на свои неправильные действия. Он намеренно делает что-то не так, чтобы проследить за их реакцией.
Поскольку оценка взрослых оказывает прямое влияние на самооценку ребенка, важно, чтобы такая оценка не была ни заниженной, ни завышенной. Если постоянно говорить ребенку, что он плохой, то он перестает верить в себя. А завышенные же оценки искажают представление дошкольника о своих реальных возможностях.
Важным в дошкольном возрасте является то, что малыш не может отделять свои поступки от своей личности. Делая хорошие дела, ребенок чувствует себя в целом хорошим, а сделав плохой поступок, считает себя в целом плохим. Если малыш убрал, к примеру, свои игрушки, то думает, что он хороший. А если ломает что-то, то думает: я сломал это — значит, я плохой.
Понятия плохого и хорошего у ребенка полярные. Именно поэтому он не может как-то оценивать свои личные качества, он, по его мнению, может быть либо плохим, либо хорошим. Также — либо умным, либо неумным; либо добрым, либо недобрым. При это понятия хорошего и плохого связываются у ребенка с послушанием. К примеру, быть умным, хорошим и добрым для малыша означает примерно одно и то же, а понятие «плохой» можно заменить словом «непослушный».
В возрасте примерно трех лет для ребенка становится весомым мнение сверстников. Детям важно, что скажут о них товарищи по детскому саду, детской площадке. Дошкольник зачастую конкретные достижения смешивает с высокой личной оценкой. Ребенку по этой причине бывает очень важно поучаствовать в соревнованиях, стать победителем в какой-либо игре, выступить на утреннике.
Только к старшему дошкольному возрасту отмечается более осознанная дифференциация самооценки. К этому возрасту ребенок уже знает о своих физических способностях, а представления об умственных способностях начинают складываться. Он чувствует свои лучшие качества и начинает учиться отстаивать их.
Например, если он не умеет что-то одно делать хорошо, то уже преуспевает в чем-то другом, и знает это. К примеру, ребенок может считать: «Да, я не умею плавать, зато я хорошо катаюсь на велосипеде». Или «Пусть я плохо считаю, зато я лучше других умею читать».
В старшем школьном возрасте также самооценка начинает отражать возможности ребенка. Он может сравнивать свои результаты с результатами других сверстников и понимает, лучше ли он в чем-то, чем они, или же нет. Играя в игры с четко оговоренными правилами или участвуя в состязаниях, ребенок учится давать себе адекватную оценку.
В 4−5 лет у ребенка появляется уже зависимость от оценочного отношения окружающих. К примеру, в 3 года малыш находит себя красивым, поэтому и считает себя хорошим. Пятилетний же ребенок посчитает себя хорошим скорее потому, что его похвалила мама, папа или же воспитатель.
Таким образом, необходимо всегда поощрять хорошие поступки ребенка и журить за плохие. Если дети подрались на площадке и никто не сделал им замечание, то они не посчитают, что поступили плохо, и будут продолжать так делать. Если ребенок сделал красивую поделку своими руками и не получил никакой реакции в ответ, то это тоже может повлиять на его самооценку со знаком минус.
Важно всегда помнить, что у ребенка система ценностей формируется его взрослым окружением. То, как родители, родственники, друзья и воспитатели реагируют на поступки ребенка, влияет на формирование личности дошкольника и его адекватной самооценки.
Всё получилось по слогану : Не можно впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Оценка: 5