Нередко можно услышать истории, когда вроде бы тщедушный человек проявляет чудеса стойкости и мужества или побеждает обстоятельства. Когда слабый, не имея, как будто бы, видимых причин и ресурсов, проявляет силу воли перед опасными обстоятельствами, физически более соврешенными или влиятельными людьми. К примеру, как выдающийся психолог Виктор Франкл в концлагере или захваченные в плен герои-партизаны всех времен.
Победой над собой человек может гордиться. Дело в уровне или свойствах «побед». В старом советском фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер» (режиссер Анатолий Граник, 1953), в частности, на примерах показано, как бороться с леностью и неорганизованностью, зависимостью от желаний и отчасти — пагубных привычек.
Но победы мальчишеского уровня — не такие, как у взрослого «папы». Непросто заставить себя, не имея привычки, вставать рано утром и обливаться холодной водой на пользу здоровью или совершать действия, когда «уж очень не хочется».
Переступить «через себя» можно и в обстоятельствах вполне тривиальных. К примеру, обижен на что-то человек и желает мстить. Имеет, казалось бы, субъективно воспринимаемое право, силу и возможности осуществить задуманное. Но не делает этого даже ценой страданий под воздействием бушующих внутри эмоций, не видимых внешне.
Суть личностного роста — в преодолении себя, и состоит в достоинстве и терпимости недостатков других, не в желании ответить «здесь и сейчас», а в понимании и собственного несовершенства. Судить никто никого не в праве. Невозможно терпеть — поможет дневник, забытая, но действенная форма на пути к эмоциональной гармонии. Оформите ваши впечатления эпистолярным жанром, но не обязательно (по желанию) отправлять их для сведения оппонента. Так вы выразите свои впечатления, эмоциональные реакции и начнете жить спокойно.
Если удается преодолеть себя, человек запоминает полезный опыт и в будущем будет совершенствоваться в конкретном направлении. Так возникает внутренняя сила. Человек ее ощущает, как отличие от других — менее принципиальных желаний.
Один из подходящих примеров воспитания себя через преодоление обстоятельств — спортивные достижения через систематические тренировки. Физическое совершенство важно, это лишь видимая часть. Гораздо интереснее работа внутренняя. Потому люди и обстоятельства проявляются по-разному: имеющий репутацию маргинального или «недостойного» способен на «поступок», а сияющий и, казалось бы, имеющий «всё» — на подлость.
Еще пример. Монашествующие, достигшие определенного уровня «просветления», смиряют гордыню и плоть (плотские желания); не делают этого напоказ — воспитывают терпение и смирение. А перепроверять факты никто не будет, главное — собственное сознание о действии или бездействии. Это и есть проявление совести.
Другой значимый фактор — в каких условиях случилась победа над собой.
В православном праксисе и традиционно применяемая для русского воинства «Молитва ко Господу Богу во время брани против супостатов находящихся на ны» (врагов против) есть такие слова:
…да не когда рекут врази наши — Бог оставил есть их и несть избавляай и спасаяй их…
Это является также иллюстративным примером. Ценна доблесть, проявленная не тогда, когда под натиском супостатов, давлением людей или обстоятельств вынужденно сделал те или иные деяния, а именно по доброй воле в ситуации отсутствия критичной опасности для себя. Нередко называют такие победы заслуженными.
Сказанное перекликается с предопределением человека, и кто-то вправе заметить, что «ничего особого» в таком достоинстве нет. Всё зависит от провидения, потусторонних сил, управляющих Вселенной, якобы ни один волос не упадет с головы человека без высшей воли, и в итоге человеку, «победившему себя», гордиться нечем.
Гордиться — вообще понятие спорное, дискуссионное. В данном случае важно, насколько часто или систематически конкретный человек имеет опыт роста над собой, насколько систематически проявляет лучшие качества. Если это «система», а внешне ее никто не видит, скромный человек не хвастает достоинствами (а если бы хвастал — кто бы ему верил?), тогда уместно задуматься не только о предопределении свыше, но и о некоторых, пусть и реализованных усилиями духовного роста. Так происходят реальные изменения, совершенствование и воспитание себя (что очень сложно для человека), а не другого (что условно просто).
Люди с достоинством или не реагирующие на выпады, направленные против них — вовсе не слабы, скорее наоборот — знают себе цену, и опыт страданий физических или нравственных для них памятен. Не видимые обществу или конкретному человеку свойства или предыстория поступков другого нередко удивляют как непонятное. Вроде бы без причины. Но это не значит, что «невидимого» нет.
С учетом сказанного и других индивидуальных обстоятельств, своим победам можно порадоваться, не принижая других. Личный и духовный рост человека определяется не количеством недвижимости или накоплениями, наличием сонма статусных друзей или карьерных высот, а именно преодолением себя, пагубных или низменных желаний, которые в итоге человек не осуществляет. Или, наоборот, осуществляет высокие нравственные решения с риском для своей жизни, здоровья, активов, реноме — вопреки сильному воздействию обстоятельств.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...