Валентина Пономарева Грандмастер

Как узнать самооценку ребенка?

Самооценка — это такая штука, которая присуща человеку в принципе. Что бы мы ни делали, оцениваем, если не вслух или про себя, то хотя бы подсознательно. А еще сравниваем с другими. Это не хорошо и не плохо — просто так есть. И у ребенка тоже складывается собственная самооценка, причем не без помощи взрослых.

Во-первых, в малыше уже с двухлетнего возраста начинает формироваться «внутренний родитель», который, как известно, определяет ответственность за поступки и проступки и назначает санкции. Это совпадает с тем, что в психоанализе принято называть «анальным периодом» развития человека (по аналогии с животными, которые метят свою территорию); у людей это называется социализацией в той ее части, которая связана с распределением статуса и определением своей роли в социуме (сначала в самом близком — в семье).

Во-вторых, родители, бабушки-дедушки, братья-сестры, друзья и знакомые, а порой и совершенно незнакомые дяди и тети то и дело говорят:
 — Какой хороший мальчик, уступил место…
 — Ты такой большой, а плачешь, как не стыдно!
 — Вот Миша уже читать и писать умеет, а ты что… балбесом вырасти хочешь?
 — Поучилась бы у брата: вон он как игрушки бережет, а ты все ломаешь!
 — Ты у меня такая красавица, доченька!

Из самых лучших намерений, которыми устлана дорога… сами знаете куда, взрослые воздействуют на самооценку ребенка. «А как без этого?» — спросите вы. Да, трудновато. И все же… Можно, например, попытаться «не переходить на личности», оценивая не детку, а поступок, действие. Или переводить хоть иногда разговор в «конструктивную плоскость»: «Ух ты, как у нас игрушки по комнате разбежались, еще заблудятся, давай-ка их соберем». Ведь нам очень важно, чтобы у ребенка складывалась адекватная самооценка, а не заниженная или завышенная: и то, и другое сулит проблемы ему самому и семье.

А как проявляется адекватность оценки? О, ею впору любоваться: активность без агрессии, находчивость, оптимизм, чувство юмора, общительность. А заниженная? Пассивность, мнительность, обидчивость… или боязнь играть, общаться (а вдруг увидят, что я — хуже). Впрочем, порой это проявляется в попытках компенсировать стремлением всегда и во всем быть первым, а при неудачах — переживать глубочайшую трагедию. Так что в поведении заниженная самооценка может походить на завышенную.

Но если уже случилось, и самооценка ребенка вызывает беспокойство, то как помочь? Прежде всего, убедитесь, что опасения не напрасны: дети ведь не роботы, говорят и поступают по-разному. Если однажды обиделся, проиграв, а в другой раз — ни капельки, так может, и ничего страшного? Обратите внимание на творческие работы малыша: как он располагает, например, рисунок на листе (не однажды, а чаще всего). При пониженной самооценке — в нижней части, при завышенной — наоборот. Прислушайтесь, как часто ребенок произносит:

 — Я не смогу этого сделать…
 — Зачем это делать? У меня все равно получится хуже, чем у…
 — Просто ему повезло…
 — Я не виноват, что…
- Зато он ябедничает (дерется, обманывает…)
 — На самом-то деле вы так не считаете…
 — Воспитательница меня не любит…
 — Мне не интересно…
 — Все против меня…
и т. д. Только, пожалуйста, не забудьте, что речь идет о том, как часто, а не о том, произносит ли вообще.

Для определения уровня самооценки ребенка часто предлагается тест «Лесенка», и если захотите, то легко найдете его в инете, но мне он не нравится, потому что как раз и предполагает рассказать, кто насколько хороший, а кто плохой, т. е. есть опасность «застолбить» проблему. Гораздо больше мне нравится тест «Смешные человечки». Можно воспользоваться картинкой из книги М. Ильиной «Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения», а можно нарисовать самим дерево, на разных ветках которого (кто выше, кто ниже) сидят забавные существа. Ребенку будет гораздо проще, приятнее и интереснее показывать, где бы оказался он, попади на это дерево, где — его друзья, родители и другие родные. А вы при этом смотрите и отмечаете: кто оказывается выше, ниже или посерединке, — и делаете выводы (не забывая о том, что у дошкольника самооценка изменчива, и результат работает на «здесь и сейчас», а не на всю оставшуюся жизнь).

О том, как помочь детке скорректировать самооценку, мы поговорим в следующей статье.

До встречи! ]

Обновлено 22.05.2015
Статья размещена на сайте 6.12.2007

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • людмила лаврентьева Читатель 6 марта 2011 в 12:52 отредактирован 25 мая 2018 в 08:22

    Валентина Пономарева, могли бы вы отправить мне картинку теста «Смешные человечки», меня он заинтересовал. хочу использовать его в курсовой работе (я студентка), а книги с этой методикой нет в наличии даже в интернет магазине ...

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за статью. Встречаются еще и детки, как бы с рождения с заниженной самооценкой -пугливы, тихи и с низким тонусом. Родители редко догадываются, что это "послание"им.

    Оценка статьи: 5

  • Да, вот у меня это началось в детстве, и я до сих пор очень завишу от чужого мнения, самое страшное для меня - услышать, что от меня нет никакой пользы. А мне это говорят на каждом шагу, на некоторых форумах пишут, что самую большую пользу я принесу после переработки на удобрение или собачий корм (((

  • Да, трудно с детьми!
    Но, слава Бог, что ОНИ есть!

    Оценка статьи: 5

  • Да, действительно, мы часто сами того не понимания, программируем своих детей. Очень полезная статья!
    Валентина, а тест с деревом с какого возраста можно делать?
    Ты меня такая красавица, доченька! "у" не пропечаталась.

    Оценка статьи: 5

  • "Но если уже случилось, и самооценка ребенка вызывает беспокойство, то как помочь?"

    А так здорово, когда не нужно помогать, а просто изначально, с первого дня рождения на самом деле жить так:«Ух ты, как у нас игрушки по комнате разбежались, еще заблудятся, давай-ка их соберем». -только не иногда- а всегда. Мои родители со мной общались именно так.И у меня никогда небыло мысли орать:Ану, собери игрушки!

    Как-то хотела накричать на сына, когда он в 8 лет пришёл домой в 10вечера, а мы с мужем весь микрорайон до этого оббегали по очереди.
    Смотрим в окно.Идёт.Я обрадовалась, что живой.Говорю мужу-ты ему скажи.А муж мне-"та, сама ругайся"...
    Вобщем, открыли двери.Ждём.Готовимся "врспитывать" .Сын заходит, и с порога так угрюмо говорит:
    -Ну, давайте.Ругайте.
    И так он это как-то сказал...Что мы с мужем рассмеялись и всё
    Тогда сын сказал
    -Ну не буду я больше.
    Вот и всё
    А сейчас ему 15.И теперь, когда он на 2 головы меня выше-вообще не представляю, что могу его ругать, отрываться на него...или ещё что-то...

    • ЗдОрово, Лена!
      Мы недавно с дочкой вспоминали про истории из ее детства. В том числе и с игрушками... Однажды они... "ушли", потому что не хотели быть разбросанными. Потом вернулись, конечно, но воспитательный эффект состоялся. Она мне рассказала, как прочувствовала ситуацию

      Конечно, лучше все делать своевременно, но я все-таки думаю, что ни один родитель не избежал ошибок в общении с детьми, хотя бы редких. А как на них отреагирует ребенок - не предсказать. Иногда серьезный прокол пролетает мимо, иногда - мелочь имеет долгоиграющие последствия. Но пусть их будет меньше. Кто предупрежден - тот вооружен