Валентина Пономарева Грандмастер

Как научить ребенка адекватно относиться к самому себе?

Продолжая тему детской самооценки, отметим, что уровень ее изменчив, особенно у дошколят. Так что, прежде чем бить тревогу, внимательно понаблюдайте за ребенком. Ведь ваше каждое слово, обращенное к чаду (и по смыслу, и по сопровождающей мимике или жестам), похвала и критика, реакция на достижения и неудачи значимы для формирования его собственного отношения к себе.

Как же помочь ребенку научиться адекватному самовосприятию?
Советы могут показаться простыми, но, тем не менее, их стоит назвать, ибо знать — это одно, а действовать в соответствии — бывает, что другое. И ознакомившись с этими нехитрыми рекомендациями, спросите себя: как часто вы им следуете?

1. Пусть ребенок участвует в домашних делах, выполняя посильные поручения. Это поможет ему почувствовать свою необходимость и важность в семье, обеспечит внутренний настрой на восприятие ее целостности;

2. Поощряя, не перебарщивайте. Недохвалите — деточке будет труднее различать хорошее и плохое. Перехвалите — попадет в зависимость от «сладких слов». Да и поощрять, напомним, лучше конкретное достижение или усилия, а не «персону», избегая превосходной степени «самый» (лучший, умный, красивый);

3. Откажитесь, а лучше — забудьте о сравнениях с другими детьми: каждый ребенок (и не только ребенок!) — уникален. Лучше сравнивайте его… с самим собой (ведь он меняется день от дня), например, покажите старые рисунки или фотографии (видео- и аудиозаписи) — чтобы видел воочию свои успехи.

4. Кстати, и себя тоже ни с кем не сравнивайте, во всяком случае, сознательно. Лучше говорите с деткой о том, что каждый человек — неповторим. Это поможет прийти к мысли, что никто другой в точности на него не похож, что его любят не за что-то конкретное, а за то, что он — есть.

5. Подавайте пример адекватным отношением к результатам вашего собственного труда (ведь бывает, что если не пирог «поехал», так каша подгорела): не устраивайте трагедии, лучше выберите конструктивную реплику: «В следующий раз надо будет…» Рассказывайте и показывайте свои успехи, чтобы ребенок убеждался в том, что они и у вас есть, а не только у него, и что, будучи ценной частью вашей жизни, он не является всем ее содержанием.

6. Объясняйте, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться. Покажите ребенку, что вы понимаете его чувства, но, признавая их (включая даже негативные), можете не разделять и не соглашаетесь с неприемлемым поведением.

7. Но самое главное — давайте своему ребенку чувствовать и осознавать, что искренне любите его таким, какой он есть. Делитесь с ним своими интересами, эмоциями, впечатлениями, знаниями. Рассказывайте о семье и предках.

Заметив, что самооценка сына или дочки имеет тенденцию к снижению, почаще устраивайте игры, в которых, он или она будет водить (то есть занимать лидирующую позицию). Если же самовосприятие «задирается» вверх, могут помочь конкурсы, в которых призы вручаются «по номинациям», т. е. не только за абсолютную победу. Для обучения правильной самооценки очень полезны ролевые, ситуационные игры. Например, такие:

«Как поступить?» Взрослый предлагает ребенку представить, что в сказочных соревнованиях (по шахматам, бегу в мешках, фигурному катанию, выдуванию мыльных пузырей и т. д.) участвовали наши игрушки: мишка и бельчонок (это можно и разыграть). Бельчонок победил, а медвежонок проиграл. Но они же друзья! Вопросы для обсуждения: как утешит бельчонок друга? А ты бы как утешил друга, который проиграл? А если бы проиграл сам, как бы утешил себя?

«Что выбрать?» В ходе игры называются по именам игрушки, а затем задается вопрос: Если бы тебе предложили взять любое имя, ты бы оставил свое или придумал себе новое? А может человек, не меняя имя, измениться сам?

«Зеркало» Ребенок смотрится в «зеркало» (роль которого выполняет взрослый или другой ребенок), которое повторяет все его движения, жесты, мимику. Во втором туре ребенок может изображать не себя, а кого-нибудь другого. Тогда «зеркало» угадывает образ, и в случае удачи происходит смена ролей.

ДЕТИ — НАШЕ БУДУЩЕЕ. ПУСТЬ ОНИ РАСТУТ СЧАСТЛИВЫМИ!
]
Обновлено 16.12.2007
Статья размещена на сайте 8.12.2007

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валентина Пономарева, - спасибо. хороших специалистов не комментируют.

    Наталья Пушкина - нет слов!!! я о заповедях!!!! можно я их скопирую и другим покажу???

    Оценка статьи: 5

  • Настольная статья для мам и пап!!!
    У меня на кроватью дочки висит 10 заповедей родительства:

    1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

    2. Не думай, что ребёнок твой – он Божий.

    3. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.

    4. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдёт.

    5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему, его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него нет ещё привычки.

    6. Не унижай.

    7. Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребёнка: мучь, если можешь и не делаешь.

    8. Помни, перефразируя одного человека, сказавшего об отечестве, - для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

    9. Умей любить, чужого ребёнка. Никогда не делай чужому ребёнку то, что не хотел бы, чтобы другие делали твоему.

    10. Люби своего ребёнка любым: не талантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому, что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

    Очень отрезвляет в некоторые моменты

    Оценка статьи: 5

  • Александр Шегай Читатель 3 мая 2008 в 19:31 отредактирован 20 мая 2018 в 19:11

    Да полностью согласен дети наше будущее,но они растут счастливыми только в счастливой семье.Игровая деятельность действительна эффективна в воспитании детей,поскольку в дошкольном возрасте она ведущая и эта знает любой психолог.Но эти рекомендации не всегда работают.Эта мы родители воспитали их так реагировать на жизненные ситуации.Значит переориентировать надо родителей.

  • Правильное воспитане детей - самая большая проблема родителей. Больше бы таких статей - мир стал бы добрее.

    Оценка статьи: 5

  • Сколько всего полезного открываю для себя в ваших статьях! Действительно - Школа Жизни!

  • Валентина, спасибо за статью! Еще раз убеждаюсь, что пока все делаю правильно (5+!). А не вредно часто повторять за положительный поступок: "Умница, молодец!"?
    И еще: не подскажете, что значит на рисунке ребенка, если он рисует внизу в левом углу (и в правом?). Это я не про своих детей спрашиваю, просто встречала не раз, и не могу вспомнить (где-то это проходили...).

    Оценка статьи: 5

    • Татьяне Бондковской

      Очень рада, Татьяна Приятно встречаться с мудрыми родителями. По поводу похвалы посмотрите предыдущую статью: https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/11570/
      Вера тоже об этом верно подметила. Но я думаю, что можно, говоря "Умница! Молодец!" добавлять про поступок А еще хороши фразы "Как ты меня порадовал!" и т.п.
      Если ребенок однажды нарисовал внизу листа (или иногда рисует), это еще не повод для беспокойства. А если устойчивая "традиция", стоит задуматься, прислушаться к словам, эмоциональным реакциям - про это тоже в предыдущей статье есть.

      Оценка статьи: 5

  • понравились игры-задания.
    5

    Оценка статьи: 5