Борис Рохленко Грандмастер

Лентяй и бездельник? Нет, дислексик.

Впервые о некоторых странностях в письме я услышал от своей учительницы литературы. Мне было 16 или 17 лет, но почему-то в разговоре со мной она поделилась тем, что во время письма она переставляет буквы (не всегда, правда).

Другая история касалась моего сверстника: до школы, по отзывам окружающих, это был умный мальчик, а пошел в школу — ничего толкового у него не получалось.

Тогда еще не были в ходу термины «дислексия», «дисграфия», соответственно и отношение к таким ученикам было однозначное: лентяй, мало занимается! Сегодня над проблемами усвоения учебного материала работают многие, причем в разных направлениях: от создания концептуально новых учебников до психологической поддержки учащихся и их родителей.

17−18 декабря 2007 года в Тель-Авиве работала выставка, посвященная трудностям в обучении. В ней участвовало около 50 различных организаций (как коммерческих, так и филантропических), деятельность которых так или иначе связана с развитием способностей человека, специфически — с развитием способности концентрироваться и обучаться. Упор, естественно, был на работу с детьми, но были и стенды для всех, у кого есть трудности с вниманием и восприятием учебного материала.

Детские проблемы — дислексия, дисграфия и прочие дис — остаются проблемами и для взрослых: для отслуживших армию молодых людей, которые в силу особенностей психики не смогли в общей или специальной школе получить образование.

Я привожу здесь краткое изложение статьи из газеты «Луч» (Израиль) за 12 декабря 2007 года: «Финкельштейн и его ошибки».

«Этот человек с ранних лет страдал набором расстройств: дислексия, дисграфия, проблемы с памятью… «Через несколько минут урока я терял нить мысли учителя, не понимал, что написано на доске. Тогда я убегал из школы…» Бывало, что его не могли найти несколько дней.

Финкельштейн показывает свой табель за седьмой класс: «Тут даже нет оценок. В одном месте даже стоит -„Ничего не стОит“. Это ужасно. Когда пишут оценку, это совсем другое дело. Пусть даже неудовлетворительно, но это не ноль! Это означает, что я работал, чего-то достиг, а здесь — как будто я совсем не учился.»

С седьмого класса, как и все дети его поселения, он начал учиться в школе-интернате. Проблемы стали острее, его перевели в специальное учебное заведение (уже типа колонии для малолетних — Б.Р.), откуда он сбежал назад в интернат.

В интернате он занимался садом, получил какой-то вес у педагогов (они даже присылали детей ему в помощь). Гай Финкельштейн был активным общественником и хотел стать вожатым у скаутов. С большим трудом он добился того, чтобы его отправили на курсы. После успешного окончания Гай был вожатым 3 года.

Отслужил в армии. Нанял нескольких репетиторов, чтобы сдать экзамены в университет. Добился в школе справки, что он отучился 12 лет (директриса не хотела ее давать, выцарапал справку почти со слезами и с истерикой). Закончил подготовительные курсы, с трудом нашел высшее учебное заведение, которое согласилось его принять.

«Начался сущий кошмар. На лекциях я просто спал. А вечером просил друзей рассказать, что говорилось на лекциях. Учился на слух.»

Для Гая сделали некоторые послабления. Гибкость системы, несмотря на все ее недостатки, позволила Гаю получить диплом.

Сегодня Гай Финкельштейн — магистр психотерапии, лауреат премии Зусмана, которой награждают за особые заслуги в социальной сфере. Гай возглавляет общественную организацию помощи тем, кто страдает трудностями в обучении. Организация имеет около 40 центров, в которых работают психологи, консультанты, инструкторы. На ее счету более 10 тысяч выпускников высших учебных заведений."

Конечно, дислексия — не подарок (а тем более — не дар Божий, как это иногда пишут), а для ее определения надо пройти специальные проверки, которые выявляют психологические особенности ребенка.

Меня проблема дислексии коснулась непосредственно: младший сын Денис до сих пор (ему уже 22 года) недостаточно хорошо читает, он не закончил школу, как все его сверстники. При всем том он неплохо рисует, хорошо владеет компьютером (у него есть свой), прилично фотографирует (он поставил мне программу обработки звукозаписи, его снимки сопровождают некоторые мои статьи, он хочет иллюстрировать мою будущую книгу). Только упорные занятия с ним, чтение вслух и долгие разговоры с мамой смогли повернуть его к правильному подходу к жизни.

Так что главный фактор в жизни дислексиков — семья, а помощники ей — специалисты, психологи. И если в вашей семье есть дислексик — терпенья вам и настойчивости!

Новый рав в синагоге спрашивает у служки:
 — А ты читать-писать умеешь?
 — Нет!
 — Тогда тебе придется поискать другую работу — здесь должны работать грамотные люди.
Прошло несколько лет. Рав зашел в ковровый магазин. Продавец спрашивает его:
 — Ребе, вы меня не узнаете?
 — Нет…
 — А вы помните, вы пришли в синагогу работать, а я не умел читать и писать, и вы меня уволили?
 — Да, да припоминаю. Ну, а что ты сейчас?
 — Да ничего, слава Богу. У меня эта лавка, напротив такая же и есть еще одна. А если бы я умел читать и писать, я до сих пор был бы служкой в синагоге!

Российский сайт
Сайт на английском языке
На иврите ]

Обновлено 20.01.2008
Статья размещена на сайте 21.12.2007

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • нет самого главного: как же разобраться, кто дислектик, а кто лентяй. Сейчас все до одного бездельники будут ссылаться на дисграфию.

    Но ведь должны существовать эффективные медицинские способы разобраться? Дисграфиков учить особым способом, а лентяев - драть и заставлять выучить правила. Или такого способа вообще не существует, и ГРАМОТНОСТЬ ИЛИ ЕСТЬ, ИЛИ ЕЕ НЕТ? учить бесполезно?

    У меня сын (кстати, левша) - с врожденной грамотностью. Учить не надо было (как и меня).
    А дочь (правша) вначале писала ужасно, все буквы переставляла и т.д. Никто ее не угнетал, но и особыми методами не учили - учили как всех. И теперь она выросла вполне грамотным человеком, хотя может сделать ошибку, но в общем вполне нормально пишет.

    А если б ей с детства толковали про дисграфию, так и осталась бы безграмотной, да еще и гордилась этим.

    • Я раньше где-то читал (причем в разных источниках, жаль их не помню), что у левшей есть какие-то особые возможности, что в некоторых вещах их мозг опережает мозг правшей, большинство левшей, которых я знаю, талантливвые умные люди, которые добиваются того, чего хотят. У них немного по другому работает мозг. Думаю, левшам можно даже позавидовать.

      Сам я правша.

      • Вот чего не надо, так это завидовать.
        Более того, признак одаренности вовсе не дислалия и дисграфия -это неверная трактовка. Мягко говоря, поверхностный подход.
        Правши(чистые, таких мало, но на нашем сайте их достаточно) аналитики, видящие проблему узко, специализированно, традиционно и подходят к решению исходя из накопленного опыта и правил, поэтому и критики они профессиональные, несогласные с чуждой для них трактовкой события, особенно если трактовка сильно отличается от общепринятой.
        Им в полной мере свойственно видение задачи, решение её быстро и оперативно классическими методами, варьирование того, что уже известно. Это их « правый» способ мышления. Можно доварьироваться и до открытия, особенно если аналитикам-правшам свойственно чувство вдохновения и творчества, хоть чуть -чуть.

        Левши (чистые) имеют широкий взгляд на мир, иногда ничем неудержимый и часто дискретный. Прыгают по верхам. Видят образно, чувственно, эмоционально окрашивают все с чем сталкиваются и решают задачи чаще интуитивно, с озарениями. Причем рассказать. объяснить часто не могут как и что делали.
        Поэтому им не доверяют (правши), критикуют, что сказывается на их нервной системе и психике -эмоциональной и ранимой.
        Невозможность объяснить словесно и логично часто дает картину дислексии и дисграфии. Те левши, которые имеют качества правшей - а таких большинство, могут и не быть дислаликами, но читать и писать они не любят и радуются, когда к ним не пристают с расспросами. Компьютер для них просто находка.
        Про амбидекстров, которых становится все больше я написала статьи. У них все намного запутаннее.

        Врожденная грамотность -это появление речи и готовность к ней без нарушений развития, когда формируются фонетико фонематический слух, метроритм и пространственное представление вовремя, то есть к 1,5 годам. Это может быть и у правшей и у левшей и связано с анамнезом родового и послеродового периода.
        Намного интересней амбидекстрики. Но о них я написала статьи, можете почитать.
        Дислалия и дисграфия -это системные диагнозы, сопутствующие многим логопедическим нарушениям и имеют часто органическую причину. Это алалия, дизартрия, ринолалия, общее недоразвитие речи, задержка психомоторного развития. Не дай Бог иметь такой диагноз вам и вашим детям.

        • Вы опять одним махом всех людей поделили и классифицировали: вот ВСЕ левши такие, а ВСЕ правши этакие.
          Это верхоглядство какое-то.
          Например, ко всем левшам, кого я знаю, это описание абсолютно не подходит. Просто ни по одному пункту. Среди правшей тоже полно совершенно не таких, как ту описано. Что за страсть - прицепиться к одному признаку и всех делить и описывать? Все козероги такие-то, все русские пьяницы, а все блондинки глупые и т.д.

    • Уважаемая Жаба!

      Дислексия диагностируется, существует множество видов проверок способностей учеников, которые отстают в общих классах. После проверок таким детям определяются специальные программы обучения (иногда в той же школе, иногда - в специализированной).

      Рамки статьи не позволяют описать все особенности этого процесса, да это и не было целью статьи.

      Насчет конкретных детей (имеется в виду - ваших) - это счастье, когда ничего специального делать не надо.

      • понятно, Вы в статье просто обозначили, что существует такое явление. Но я это уже раньше читала. Более интересно все-таки именно КАК же разобраться-то, кого лечить, а кого веником бить. Ведь ошибиться тут в любом случае плохо, как в ту, так и в другую сторону.

        • О том, что вы просите, может писать только профессионал. Я выступаю как потребитель тех услуг, которые предоставляет государство. И я написал то, что коснулось меня лично.

          Толчком к написанию статью послужило утверждение на одном из сайтов, что дислексик - это гений, и что вам крупно повезло, что в вашей семье есть такой человек. Я показал проблему (и то неполно). Терпение, знание того, что происходит с вашим ребенком - вот ваше счастье.

  • Пpиxoдит ycтpaивaтьcя нa paбoтy нa зaвoд "Элeктpoн" мoлoдoй мужчинa. Haчaльник oтдeлa кaдpoв cпpaшивaeт:
    - A чтo вы yмeeтe дeлaть?
    - Я клaccный пpoгpaммиcт.
    - Haм тaкиe нужны! Пишитe зaявлeниe.
    - A вы нe мoгли бы зa мeня нaпиcaть?
    - Пoчeмy?
    - A я пиcaть нe yмeю, тoлькo нa клaвиaтype нaбиpaть.
    - Нам тaкиe нe нужны, дo cвидaния.
    Чepeз гoд в Aмepикe к ювeлиpнoмy мaгaзинy пoдъeзжaeт "Poллc-Poйc", из нeгo выxoдит мужчинa c шикapнo oдeтoй жeнщинoй. Oни зaxoдят в мaгaзин и paccмaтpивaют yкpaшeния.
    - Кaкoe кoльe тeбe кyпить, дopoгaя?
    - Лyчшe вoт этo, зa 25 000 дoллapoв.
    Mужчинa oткpывaeт чeмoдaнчик, oттyдa выcыпaeтcя гopa дeнeг. Кaccиp нeдoyмeннo cпpaшивaeт:
    - Пoчeмy вы нocитe c coбoй cтoлькo нaличнocти? Гopaздo пpoщe выпиcaть чeк.
    - Ecли бы я yмeл пиcaть, тo paбoтaл бы ceйчac нa зaвoдe "Элeктpoн".

  • Дислексия появляется чаще всего(если это не последствия более серьезного недоразвития и органики) у левшей, явных и скрытых, у амбидекстров. Они образники, так как их активное правое полушарие не дает левому, с речевыми зонами, достаточно лидировать и развиваться.

    Ваш сын как раз и нашел себя в области "образной", а не "логичной". Мой сын после двух курсов прикладной математики стал учиться на дизайнера. Слава Богу, вовремя перешли. Хотя математика ему давалась неплохо в школе -он и ее воспринимал как образную систему, а в академии этого стало мало.

    Поэтому бедняг надо сразу тестировать на доминантность и не мешать им развиваться сообразно природе.

  • Очень нужная статья. В школе у нас был мальчик (интересно, я не знаю, чтоб девочки имели такую проблему!) наверное как раз дислексик. Русский язык - сплошной кошмар, учительница на уроке его вообще не трогала, занималась дополнительно с ним перед уроками. Он был очень интересный, хорошо рассказывал, на слух все хорошо понимал и отвечал, замечательно рисовал, а вот письменный язык - жуткий просто. И с ним никто не занимался, школьный психолог только тем и занимается, что тестирует весь класс по профориентации, а тут человек погибает... Ну, экзамены ему кое-как натянули, сейчас учится в художественном училище! И пофиг ему русский письменный!

    Оценка статьи: 5