Татьяна Коэн Мастер

Всегда ли полноценна доброта? Часть вторая.

Следующим видом неполноценной доброты является

2. Доброта вредная, когда последствия негативны для реципиента.

«Добротой можно часто причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все обдумай». Хун Цзычен.

С одной стороны, никто никому ничего не должен — просто относитесь к другим так, как хотите, чтоб обращались с Вами. Но этот вариант доброты неполезен в первую очередь для тех, кому адресованы добрые поступки. Людям необходимо нарабатывать собственный опыт, они должны максимально участвовать в улучшении качества собственной жизни (как при переезде в новую квартиру, так и при голоде в Сомали — понадеялись тогда люди на регулярную гуманитарную помощь, завалили собственное сельское хозяйство, а когда однажды помощь не подоспела, тут-то трагедия и случилась). Они должны научиться совершать ошибки, научиться жить с совершенными ошибками и научиться не совершать новых. То, что побочным эффектом действий «во благо» могут оказаться совершенно испорченные отношения, тоже для многих не новость. Добрый человек искренне желает облегчить участь ближнего, он совершенно точно знает, как это сделать. И делает. В силу собственных представлений о благе, заметьте.

Обычно данный вариант исполняется со знакомыми и друзьями, часто — с детьми, которых жалеют любящие бабушки, не находящие смысла в тренировках-зубрежках-чтении-осмыслении-навыках самообслуживания.

Ну, а советы давать у нас вообще все горазды.

3. К доброте вредной примыкает доброта легкомысленная, когда просто не задумываешься, что последствия выбора скажутся в отдаленном или не в столь отдаленном будущем НА ТЕБЕ или третьей стороне.

Разумеется, совершая добрый поступок, ты так или иначе наносишь себе ущерб, расплачиваясь временем, деньгами, силами или личным пространством. Но масштабы ущерба бывают разными, и в нормальном варианте не превышают ценность поступка.

Вот, например, приехали к тебе очередные родственники с целью переселения в твой город. Не звал ты их, но, как человек, с одной стороны безотказный, а с другой непредусмотрительный, ты не берешь отпуск, не поручаешь часть дел тем, кто уже прошел этот путь в качестве объекта твоей доброты, не стимулируешь родственников на активное поведение, а просто отпрашиваешься раз за разом с работы и решаешь-решаешь-решаешь проблемы родных и близких людей.

Раз отпросишься, два отпросишься, на третий раз начальник уже и поглядывает косо. А на четвертый не отпускает и предлагает об увольнении подумать.

И кому хорошо от твоей доброты? Родственникам, да и то не в полной мере, потому что сойди трамвайчик с рельс, разладься что-то, они опять в помощи будут нуждаться. А ты не научил их самостоятельности, смотри пункт два. И у самого возможности оказать помощь уже нет.

4. И, наконец, доброта вынужденная, когда выбираешь меньшее из зол, колеблясь между прослыть сволочью мерзкой или отдать последнее/испытать неудобства.

«Как нельзя порицать за невольный проступок, так нельзя и хвалить за вынужденное благодеяние». Еврипид

И тут пора вспомнить принцип, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным, за любой добротой идет длинный шлейф потребительства. И ведь реакция становится цепной в том смысле, что новые и новые люди идут за добротой к тебе, а не к тем, кому ты помог. Вот и помогаешь… и помогаешь… и помогаешь… и помогаешь… и звереешь понемногу. Как говорят «не у нас», first time you are a victim, the second time a volunteer.

5. Отдельно стоят эффекты от доброты. С эффектом положительным все понятно. Делаешь доброе дело, оно идет во благо, ты не чувствуешь себя обманутым, реципиент благополучен — по квоте доставшейся доброты.

С эффектом отрицательным все сложнее.

Примеры разноплановы, как разноплановы проявления доброты.

Подаешь парнишке-попрошайке, он покупает водку.
Улучшаешь анатомию кота, считая, что так ему, домашнему животному, лучше. Не будет пинков получать за то, что «метит» территорию.
Не ездишь в летний лагерь к ребенку, «чтоб не расстраивался».
Без прямой просьбы, считая, что нужно быть отзывчивым, предпринимаешь попытку психологически разгрузить знакомого. Заканчивается конфликтом без победителей, потому что знакомый, мягко говоря, нестабилен. Надо было помнить принцип Гиппократа «Не навреди» и не вмешиваться, особенно, если не было специальных знаний. В данном случае эгоизм был бы более оправдан, чем попытка сделать доброе дело.

Вердикт. Благими намерениями вымощена дорога в ад.

В основе доброты могут быть только две причины — любовь или жалость. Как только подмешивается что-то еще, доброта переходит в свое уродливое подобие.

Заплатить больше, чем запрашивают, бабушке, торгующей малиной, непременно объяснив, что вам неудобно платить мало, ведь «на том углу стоит дороже».
Отнести вещи, из которых выросли свои дети, не к подъезду, а адресно — в детский дом. А еще лучше сначала подумать, а потом начать действовать — позвонить, например, в отдел социальной защиты и спросить предварительно, кому нужнее. В общем-то движение волонтеров набирает силу, и если центра помощи нет в вашем городе, всегда можно узнать, кому отправить по почте. На известном женском портале (и подозреваю, что не на одном) даже существует раздел, координирующий деятельность волонтеров. Но это для тех, у кого есть возможность почтовые расходы нести.

Доброта — ответственность.

Доброта — продуманность и учитывание последствий.

Доброта — то, что может сделать нас лучше, если мы сами все не испортим.

Обновлено 21.01.2009
Статья размещена на сайте 24.12.2007

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вердикт верный! Как и размышления.
    Получается, что доброта понятие очень неоднозначное,
    " Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы."
    Оскар Уайльд

    Оценка статьи: 5

    • очень интересно. Много над чем подумал в процессе прочтения. Редко тут в последние время такое вижу.

      Оценка статьи: 5

      • Спасибо. И спасибо, что подумали
        В последнее время я все чаще сталкиваюсь с подтверждением того, что оценочные суждения на раннем этапе знакомства с информацией того или иного рода, при первых контактах, в общем, ранние оценочные суждения препятствуют глубокому пониманию. Прикинули при сканировании, чем это выглядит, насколько укладывается в одну из знакомых категорий - и наклеили ярлычок. Плохо это, когда не думая...

  • Все правильно. Все слишком правильно. Только человеку, к примеру, сломавшему ногу, все равно, кто вызывает ему скорую и помогает уйти с проезжей части. Все равно - хочет ли этот человек прославиться, или делает это потому, чтоб и с ним потом так поступали, или необдуманно - помог и все, птому что его так мама с папой в детстве научили, или пожалел. Главное, чтоб человеком хоть что-то двигало и ему было бы не наплевать на беднягу.

    • Не вижу противоречия. Я же не утверждала, что не бывает доброты истинной. К тому же Ваш пример чудесно иллюстрирует ее мотивы - любовь или жалость. Жалость, сопереживание, такого порядка категории.
      И если взглянуть с другой стороны - тоже ничего против теории. Все верно, реципиенту все равно, почему его из-под колес выдернули. И добрый донор не будет занудствовать о том, чт ходить нужно аккуратно и по переходу. Но я-то больше позиции доноров доброты в классификации имела в виду, чем реципиентов.
      Кстати, Вы подали чудесную идею поразмышлять о природе доброты. Генетическая предрасположенность, воспитание личным примером, воспитание от обратного, воспитание примерами литературными и так далее. Спасибо.