Анна Бердникова Грандмастер

Как мы воспринимаем старших и младших детей?

Большую роль в развитии человека играет семейное воспитание, условия развития. Но даже воспитываясь в одной семье, дети подчас вырастают очень разными. Значит, само положение ребенка в семье оказывает на него влияние.

В сознании каждого человека существует «мыслительная картинка» старшего и младшего ребенка, «совокупность образов памяти», которые им соответствуют. При этом важно отметить, что эти стереотипные представления о старшем и младшем ребенке оказывают большое влияние на личность человека, являющегося старшим или младшим. В самом деле, мы, родители, совершенно по-разному относимся к своим старшим и младшим детям, ждем от них разных вещей. Так стоит ли удивляться тому, насколько различными они вырастают?

Для того чтобы выявить стереотипные представления о старших и младших детях, касающиеся их типичного поведения, характера и внешности, в новосибирском педагогическом университете проводилось специальное исследование, в котором участвовало более сотни человек. Получилось четыре группы представлений: старшие о младших, старшие о старших, младшие о старших, младшие о младших.
Резюмируя данные исследования можно сказать следующее:

Типичная внешность. Старших детей описывают (и группа старших, и группа младших) как высоких, а младших как маленьких, низких. Возможно, это связано с тем, что во время физиологического роста старший ребенок выше младшего. Старший брат (сестра) — аккуратный и стройный, а группа старших отмечает в младших неаккуратность. Качество силы отмечают как у младших, так и у старших детей. Группа младших отмечает у себя беззаботность и улыбчивость. При описании внешности часто характеризуются глаза (цвет) — признак красоты, близости, волосы — признак красоты.

Типичное поведение. Старший — работает, учит, заботится, помогает, советует. Для группы младших помощь и советы наиболее важны. Таким образом, старший выполняет функции взрослого. При описании поведения младшего ребенка чаще всего и в группе младших, и в группе старших встречаются глаголы «играет», «учится» и глаголы активного поведения (бегает, прыгает, скачет). Группа старших считает, что младшие много конфликтуют, тогда как младшие о себе такого не говорят. Возможно, младшие воспринимают такое поведение как отстаивание самостоятельности, а старшие как бунт, конфликт.

Типичный характер. Группа младших, описывая старшего, ставит на первое место спокойствие. Возможно, это связано с восприятием старшего как взрослого, в противоположность своему активному, детскому поведению. У старшего также отмечаются качества, важные для деятельности (ответственность, рассудительность, целеустремленность, серьезность), и «родительские качества» (строгость, справедливость, доброта). При описании характера младшего ребенка группа младших на первое место ставит характеристику «веселый». Описание младшего наполнено эмоциональными характеристиками (веселый, капризный, легкомысленный, общительный, вспыльчивый). Младшие отмечают у себя гибкость и ум, тогда как старшие считают их легкомысленными и зависимыми.

Итак, старший брат (сестра) представлен высоким, большим и стройным. Он обладает характеристиками взрослого человека: опытный, ответственный, рассудительный. Его деятельность часто связана с руководством (учит, воспитывает, помогает), более ориентирована на других.

Младший брат (сестра) представлен маленьким, низким. Он обладает характеристиками ребенка: капризный, любопытный, веселый, зависимый. Его деятельность направлена на развлечения, эмоциональное взаимодействие (играет, гуляет, общается, веселится, заботится об эмоциональной атмосфере), более ориентирован на собственное удовольствие. В связи с более выраженной детской позицией младшему часто приходится доказывать свою самостоятельность, чего старшему делать практически не приходится.

Вырастая, люди все равно остаются старшими или младшими. Согласитесь, что почти каждый из нас может легко классифировать большинство своих знакомых по признаку старшинства в родительской семье.

Обновлено 23.02.2008
Статья размещена на сайте 18.01.2008

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • По-моему, данные недостоверны. Может, выборка не представительная. Не берусь судить уверенно, но мне кажется, что автор сходу смещает акценты. Заголовок - об одном, статья - о другом. Заголовок - о восприятии старших и младших детей (из первого абзаца, вроде, начинаешь понимать - восприятие взрослыми, родителями. Далее - "мы, родители совершенно по-разному относимся к своим старшим и младшим детям"). Статья - о стереотипах, о неких заданных моделях. Исследуется вот что: "Получилось четыре группы представлений: старшие о младших, старшие о старших, младшие о старших, младшие о младших."

    • Да, размытость есть между моделями поведения и названием статьи - ждешь анализа отношения родителей к старшим и младшим детям , но после пары первых параграфов уже въехал и модели поведения уже читаются с интересом, действительно,так оно и работает. А то, что горизонталь и вертикаль смещены, теперь уже поздно - статья появилась. Все равно модели интересные и жизненные. Аня, под словом мы Вы закодировали не родителей, а читателей, отсюда и облом с расшифровкой статьи. Но мне понравилось, четкая схема. Что ж, название, все признают, - самое трудное дело. (Детки: старшенькие-младшенькие? Посмотрим? - как вариант названия.)

      • ...под словом мы Вы закодировали не родителей, а читателей, отсюда и облом с расшифровкой статьи А название предполагает четкую родительскую позицию за словом мы? Мне, честно говоря, это в голову не пришло.

        Мне кажется, что человек независимо от того, есть ли у него собственные дети, находится во власти описанных стереотипов относительно младших и старших в семье. Поэтому, да, под мы я подразумевала любого и каждого, читателя, не только родителя.

        • Никуда не деться - старшие всю жизнь умнее младших!

          Удивительно, что до этого не обращал внимание на закрепление в дальнейшей жизни ролевого поведения старших\младших детей, ожиданий от них со стороны родителей достижений в карьере в зависимости от старшинства. Это как открытие.

          Однако замечу, что в статье не только название и начало не очень стыкуются с основным содержанием, но и в концовке делается вывод, не соответствующий содержанию. Там говорится об отношении людей вообще (окружающих, знакомых и т.д.) к старшим\младшим из семьи. Мы ведь очень часто не знаем, есть ли у нашего коллеги по работе (или знакомого) братья и сестры, также не знаем, какие они эти братья. Это требует дополнительного исследования (еще групп 40 обследовать).

          При всем при том новизна и яркость темы безусловны, подмечена запрограммированность некоторых характеристик (говорю, как очень опытный человек - я и старший и младший, и средний сразу). Действительно, старшие кажутся, запоминаются - высокими, более серьезными, лидерами, а младшие - веселыми и бесшабашными - всё-то их учить уму-разуму надо.

          Про "мудрость" старшей сестры хорошо в бестселлере Левицкой "Краткая история тракторов на Украине"

          Оценка статьи: 5

          • Мы ведь очень часто не знаем, есть ли у нашего коллеги по работе (или знакомого) братья и сестры, также не знаем, какие они эти братья.

            В том-то и дело, что мы не знаем, но, основываясь на своих стереотипах восприятия, можем предположить и не ошибиться