• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгения Воскресенская Мастер

Хотите глубже узнать человека? Как правильно задавать вопросы?

Чаще всего диалоги строятся по схеме:
 — Как у тебя дела?
 — Нормально.
 — Что делал (а)?
 — Да так, ничего.

Вот и поговорили…

Не стоит сердиться и удивляться. Каков вопрос, таков и ответ, а вопросы из серии «как дела?» и «что делал?» давно уже стали символом поверхностного общения. Конечно, иногда нам только того и надо — проявить формальный интерес, для приличия, а долгие рассказы о том, что происходит в действительности, вовсе не нужны.

Но если это не ваш случай, если вы искренне хотите быть в курсе жизни подруги, супруга или ребенка, понимать, что происходит в его внутреннем мире, каким же образом это узнать? Конечно, задавая вопросы, но не простые, а открытые.

Во-первых, учтем особенности темперамента человека. Если вы помните, люди делятся на интравертов и экстравертов, или по-русски — эмоционально открытых и замкнутых. Конечно, в чистом виде они встречаются нечасто, но преобладающие тенденции заметны невооруженным взглядом.

Закрытый человек не спешит рассказывать, что у него было в школе или на работе. Его внутренняя жизнь и так активна, у него нет особой потребности делиться своими переживаниями. Плюс к этому он, чаще всего, не очень хороший рассказчик и боится, что его неправильно поймут или, вдобавок ко всему, посмеются. Но впоследствии оказывается, что мы очень мало знаем о внутренней жизни этого человека, и доверительные отношения не складываются.

Экстраверт, вроде бы, ярко и эмоционально будет вам рассказывать о внешних событиях, но вы практически ничего не узнаете о его внутреннем восприятии ситуации. В результате эти прекрасные рассказчики также остаются скрытыми за границей поверхностных представлений о них.

Именно поэтому важно не попадаться на удочку показного активного разговора и научиться задавать открытые вопросы. В практике их формулирования есть такие правила:

на них нельзя ответить односложно — только «да» или «нет»;
вопросы должны быть конкретными: если не хотите получать общих ответов — не задавайте общих вопросов;
не надо превращать беседу в допрос или анкетирование, именно ваша заинтересованность и ненавязчивость открывают человека.

Примерно так можно построить беседу с ребенком, пришедшим из школы:

1. Что для тебя было сегодня самым приятным? Почему?
2. Какие уроки для тебя были самыми интересными? А почему? Что ты узнал на этом уроке?
3. Какой урок был самым трудным? Что было сложно понять, сделать? Чем я могу тебе помочь?
4. С кем ты сегодня больше всех общался? Чем он тебе интересен? Что вы делали вместе?
5. Что еще важного для тебя случилось сегодня? И т.д.

Таким образом, из каждого такого вопроса может получиться целая беседа, и вы всегда будете в курсе происходящего с ребенком. Более того, не учитель или воспитатель будут рассказывать вам на собраниях о том, что происходит в классе, а вы сами, причем изнутри, будете знать о событиях и сможете при необходимости защитить свое чадо. Часто это бывает необходимо.

Подобным образом вы можете составить список вопросов для своего супруга или любого другого собеседника, в зависимости от того, чем он занимается, увлекается, интересуется. Как и всякий навык, умение задавать вопросы нарабатывается, поэтому очень полезно заранее поразмышлять, какие вопросы можно задавать, а не судорожно думать об этом во время беседы. Обратите внимание, именно так поступают журналисты, которые приходят на интервью к незнакомому человеку с заготовками вопросов.

Ну и, естественно, рассказывайте о себе, о своих чувствах и восприятии событий дня — тогда ваши отношения будут глубокими, доверительными и искренними.

Статья опубликована в выпуске 13.05.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: