Оксана Кубатченко Профессионал

Чем опасен «комплекс отличника»?

«Была пора — я рвался в первый ряд,
И это все от недопониманья…"*

Порой мы удивляемся: отчего наш одноклассник, закончивший школу с медалью и университет с отличием, которому, казалось бы, должен быть подвластен весь мир, вдруг погружается в пучину беспричинной депрессии, становится нервным и раздраженным, а то и уходит в запой. «Плохая погода, стрессы, бытовые неурядицы, да мало ли что» — думаем мы. Но на самом деле причина, приводящая к таким, а иногда и более трагичным последствиям, может скрываться глубоко в детстве и называется она «комплекс отличника».

«Комплекс отличника», как правило, формируется в связи со слишком завышенными требованиями к ребенку в семье. Родители всегда хотят, чтоб их чадо было самым лучшим, причем во всех сферах деятельности, что уже само по себе вряд ли возможно. А ребенок, стараясь доставить родителям радость (а иногда от страха порицания), лезет из кожи вон, чтобы соответствовать этим, по сути, искаженным, требованиям.

Со временем человек настолько вживается в навязанную ему роль, что даже при отсутствии «оценщика», уехав далеко от родителей и построив свою жизнь, он продолжает ставить перед собой завышенные требования. Ведь глубоко в подсознании уже отложилась крамольная мысль: любовь окружающих нужно заслужить, любят только лучших.

Все, за что берется «отличник», должно быть выполнено на высшем уровне. Любой провал воспринимается как катастрофа и повод для самоедства. Хуже всего, когда необоснованно высокие требования человек предъявляет не только к себе, но и к окружающим, стараясь все выстроить по некому «высшему стандарту». Несоответствие близких этому стандарту причиняет «отличнику» невыносимую боль и приводит к разочарованию в людях.

Такой «отличник» не признает ни за собой, ни за другими права на ошибку и поэтому панически боится неудач. Нередко в результате завышенных требований и невозможности полностью им соответствовать появляются психосоматические реакции: головные боли, бессонница, нарушения работы внутренних органов, депрессия, синдром хронической усталости, раздвоение личности и пр.

Ученые выяснили, что на формирование этого комплекса влияют два основных фактора — генетический и психологический. Обычно они тесно взаимосвязаны. Например, если родители были в свое время «отличниками», то у ребенка тоже есть достаточно большой шанс стать таким (генетический фактор). Но это происходит не только в силу биологических причин. Ведь родители-отличники непременно будут показывать подрастающему чаду свои дневники, испещренные пятерками, похвальные грамоты, золотые медали и красные дипломы, добытые потом и кровью (а это уже серьезный психологический фактор).

Ребенку, таким образом, задается определенная жизненная программа, навязываемая извне. И далеко не всегда она соотносится с желаниями и возможностями ребенка. Родители-отличники обычно чрезмерно опекают и контролируют своего отпрыска и в то же время налагают на него слишком большую ответственность. «Ты должен», «ты обязан», «тебе необходимо», «как тебе не стыдно не знать таких простых вещей» — вот типичные фразы для взращивания «комплекса отличника».

Психологи считают, что этот комплекс чаще обнаруживается у прекрасной половины человечества (поэтому часто его называют «комплексом отличницы»), так как она более внушаема и послушна. Именно «отличницам» свойственно ждать «принца на белом коне». Если такового не находится, женщина или полностью разочаровывается в мужчинах (вот откуда растут ноги у расхожей фразы «Все мужики — козлы!»), или начинает терроризировать окружающих мужчин на предмет соответствия идеалу. А причиной всему — опять же та самая нелепая уверенность, что любить можно только идеал!

Но так как идеального в реальном мире не существует, то следующим шагом зачастую является разочарование в устройстве мира и в человечестве в целом. А если на это накладываются личные неудачи, то из подавленного состояния очень сложно выйти. И уговоры друзей и сотрудников тут вряд ли помогут. Ведь основная проблема состоит в том, что люди с таким комплексом не умеют «падать». А ведь, как гласит мудрость, «не стыдно упасть, стыдно не подняться».

Так давайте же будем реалистичнее относиться к себе и своим близким, прощать им их невольные ошибки и учиться жить мудро и счастливо.

«И пусть хоть реки утекут воды,
Пусть будут в пух засалены перины —
До лысин, до седин, до бороды
Не выходите в первые ряды
И не стремитесь в примы-балерины!»

-----------------------------------------------
В. С. Высоцкий «Про первые ряды»

Статья размещена на сайте 27.03.2008

Комментарии (73):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • эх, отличники..

    Можно во всём винить родителей, бабушек-дедушек и ребят во дворе, но давайте не будем забывать факт свойств личности. Почему про некоторых детей можно сразу сказать - вот, будущий войн (и ведь он станет войном: не света, так места под солнцем), а про некоторых думается: забавный малый))

    Свойства личности, только усугубляются с взрослением, и на каждое столкновение каждый реагирует совершенно по-разному - именно в этом суть эволюции(прям религиозный аспект всплывает нечаянно).

    Конечно каждый в детстве неосознанно выбирает для себя пример, стиль поведения, и в общих словах стиль отличника: подчиняться старшему - отсюда естественно вытекают растерянность и дезориентация при отсутсвии оного( вот и они: депрессии, неудовлетворённости и т.п) - что бывает с войском при потере лидера - разброд и шатание, прогрессирующая деградация - и так будет продолжаться, пока не появится новый лидер, за которым войско пойдёт высоко подняв флаг.
    просто кому-то на роду написано хорошо делать дело , а кому-то придумывать дела.

    Отличники от природы одарены и талантливы и, думаю в этом они со мной согласятся, талантливы во многом. Они прям-таки мульти-таланты. И пока их ведёт и поддерживает крепкая рука, способны процветать. Им, как и орхидее, нужен уход и поддержка чтобы цвести , только тогда талант раскроется и даст плоды.

    Ещё и именно поэтому родители так гордятся такими детьми и выставляют их напоказ, поднимают на пьедестал, на который сам отличник может даже и не метил, но тем самым ограждают его от "серой массы". - и из чего выплывают вдруг абсолютная неподготовленность к жизни в мире, где пьедесалы ещё не завоёваны и обычным быть нормально.

    так как это сайт статей-советов, вывод придётся сделать, а он печален и многобок: отличники такие, потому что они отличники, и не потеряться в мире они могут только если найдут свой способ оставаться Отличником, т.е. отличаться и быть лучшим...

  • Отличники, как получается по статье учились на отлично для кого то, а не для себя, естественно что они в конце школы будут в смятении куда себя применить. "любовь окружающих нужно заслужить, любят только лучших."
    Отбросим всё лишнее рассмотрим пример. один вас дёргает за косу и ехидно смеётся, а другой приносит цветы и дарит их вам. Вы сами кого бы полюбили, кто лучше?! Это нормальная правда. Про боязнь неудач не знаю скорее их не хотят.
    И правильно делает что терроризирует если один человек не готов ради другого стать лучше, то он его не любит той любовью которую все ищут. Ошибки можно прощать если они сделаны не со зла. Если со зла, тогда нужно раскаяние того кто это сделал.

    Далее я высказал своё мнение по предыдущим комментариям.читать дальше →

    • Владимир, я бы предложила впредь такие формы комментариев, эти "выписки", не использовать в блоге статьи. Публикуйте такое в своем блоге - вот эти цитаты из чужих комментариев и свое их понимание, свою трактовку, свои оценки комментариям.

      Подумайте и о корректности таких выступлений. Уже второй автор (сначала - Вячеслав Кутейников, теперь - Анна Левинсон) высказывает претензии к вам по поводу этих ваших трактовок. Что, так и будете после публичного совещания с каждым комментатором править свой обзор?!

      Оценка статьи: 5

      • Можно и так, почему нет? В конце концов ссылка редактировать для того и есть чтоб изменить содержание. Могу конечно оставлять и не редактировать а просто извиняться, к тому же если б я отдельно каждому писал коментарии то серавноб пришлось их править.

        • Владимир, не надо писать так, чтобы пришлось извиняться, извиняться и извиняться - и править-править-править. Зачем вынуждать других участников обсуждения объяснять вам, что вы в их репликах не поняли, недопоняли и т.д.? Люди прочитали статью, оценили ее, оставили комментарии - а теперь вынуждены снова сюда возвращаться - и уже комментировать ваш "обзор" комментариев.

          Беретесь обсуждать тему - почитайте внимательно то, что намерены комментировать.

          В первую очередь здесь обсуждается сама статья. Перебирать все комментарии, цитировать их и анализировать - совсем не обязательно, именно оценивать - нежелательно. Оценку ставим статье, а не комментариям.

          Оценка статьи: 5

    • Анна Левинсон и в чём жеш они нормальные? В том что курили, пили кутили каждые выходные матерились, ЭТО НОРМАЛЬНО!?!?!? У нас были хорошие преподаватели и почерпнуть у них было много что, и знания даются не только для того что бы их применить но и для развития культуры личности, для обучения на ошибках.

      Я такокого не говорила...вы мне не мои слова приписали

      Оценка статьи: 5

  • Ув. Люба, я здесь, если вы могли беспристрастно заметить, полемезирую не с авторм статьи, а с троечниками комментаторами (как заметил С.Воробьёв, которые поют гимн троечникам),
    За сим откланиваюсь, не поминайте лихом.

  • Неплохо написано, однако ощущается, что отличников жалеют.
    Не уверен, что им это нужно.
    Как говорится, что нас не убивает (ломает), то делает нас сильнее.
    Кстати, отличник - это не набор оценок, это состояние души или характер. Аналогично и с двоечниками.

    Имхо, главное - удержаться на грани между невыполнимыми требованиями и выполнимыми. И научиться видеть, какие из них - какие.
    Но цели, причем трудные, ставить себе нужно обязательно. И достигать их. Только тогда человек растет и живет, а не существует и прозябает.

    • Вася не зря правильный, я с ним согласен

      ...отличник - это не набор оценок, это состояние души или характер....
      ...цели, причем трудные, ставить себе нужно обязательно. И достигать их. Только тогда человек растет и живет, а не существует и прозябает...
      Вот здесь не могу не согласиться с Васей, не зря он правильный.

      • А как же "двоечник" Эйнштейн? Исключение из правил? А таких ребят много...

        Оценка статьи: 5

        • А с чего вы взяли, что он двоечник? Мы говорим об отметках в дневнике или о понятии отличник, которое и произошло то от слова отличиться. (Кстати если об отметках в дневнике, то так, как он учился в Германии, а там отметка 5-соответствовала нашему колу )
          И не спорте с очевидным, вы бы хотели что бы вам операцию делал троечник?
          И дороги у нас делают троечники и автомобили, вот кого воспитали так и живём.

          • Вячеслав, а ведь не все, кто учился в школе и получал в дневниках тройки- учились плохо в высших заведениях. так что, мне кажется , не всегда верно, что из троечников - плохие врачи .Человек ведь моет увлечься в конце концов своей профессией.

            • Ирина, объясните это чудо, как же так в школе троечник (это из сожаления учителей не двоечник) а в ВУЗе вдруг отличник, Что за чудо? Ну ладно чудо произошло так он же уже не троечник, а отличник и не важно на каком этапе, но отличник. Осознал свою никчемность и стал отличником, и врач получится хороший, и инженер, и журналист достойный. Он уже не троечник. Был троечником потому, что дурак, а потом осознал и стал отличником т.е. умным.
              Кстати, я был двоечником и в 8 классе вообще даже не аттестован по иностранному языку (в табеле так и написали - не аттестован, наверно и на кол не потянул). Пошёл работать. Взялся за ум, засел за буквари. Закончил ср.школу.Поступил в мореходку, госы, а их было аж 7 штук, сейчас такого нет, представляете марафон семь госэкзаменов, все здал на отлично, а один по профилирующей дисциплине сдавал вообще на английском языке. Так я был двоечником в школе или нет? Формально да, но я отличник.

              • Вячеслав прав: знала многих школьных двоечников, блестяще защитивших докторские. Уже на первом курсе все добрали. Насчет сдачи вступов - экзмены-то были профилирующие. Мне на филфак химию (по которой я до сох пор кроме названия ничего не знаю) сдавать было не надо, а литературу я бы сама у экзаменаторов не приняла - всех бы завалила. И язык - я на нем с 9 лет говорю и пишу лучше среднего носителя языка. Знаете, я не стыдаюсь, что с красным дипломом закончила, но и не горжусь. Просто это так каждый заканчивать должен. Горе пациентам врача с синим дипломом. Синий - он от кола до четверки, а на нем это не нарисовано. Повезло тому, у кого с красным дипломом доктор, учитель, инженер. Если к знаниям есть еще сердце и руки. Вот в этом-то и загвоздка. Есть мертвые знания, есть - живые.

              • Смею заметить, Вячеслав, комментарии здесь свелись, в общем, вот к чему: вы принуждаете собеседников давать определения троечников (или двоечников) и аттестуете эти определения.
                К теме статьи все это, как и воспоминания о детстве золотом, относится лишь слегка, а то и совсем не относится - тема, напомню, - "комплекс отличника". То есть - некое явление, автором описываемое и анализируемое. Почитайте все же статью, а не только заголовок.

                Оценка статьи: 5

                • Уважаемая Люба, большое спасибо за оценку моих комментов как вы их понимете, но в таком случае, если вы такие умные, что ж вы строем не ходите, как говорят военные?

                  А если по русски, хотя вы всё равно вряд-ли поймёте, то почему же вы оцениваете эту статью на отлично? Оценивайте на троячёк, что бы без всяких комплексов.
                  Будьте уж последовательны до конца.

                  • Вячеслав, это была не оценка ваших комментариев, а замечание и призыв держаться правил. Одно из правил - в комментариях к статье надо вести речь о статье, либо о проблемах, поднятых в статье.

                    Если желаете далее рассуждать о том, что такое отличник, что такое троечник, а также о том, какие мы были - в детсаду, школе, мореходке, каковы мы сейчас, - заводите тему в своем блоге или пишите на эту тему статью - там и побеседуете о том, что такое отличник, что такое троечник, каково это - лечиться у врача-троечника, как двоечник в школе может стать отличником в вузе. Дальнейшие рассуждения на ВАШУ тему здесь неуместны, вы неоднократно уже повторились, хватит.

                    Оценка статьи: 5

              • Вячеслав, а Вы сами и ответили на свой вопрос. Человек после школы становится на новый путь, более взрослый, на него ложится ответственность. И даже если взять как пример Вас- то двойка по английскому не говорит о том, что из Вас получился плохой специалист, а скорее всего наоборот! Так что это и подтверждает то, что двоечник в школе не обязательно плохой специалист

  • Анна, не то, что бы я была круглой отличницей,но и не в последних рядах две четверки отделяли меня от этого звания. Но! т.к. я была девочкой у меня были свои преимущества: большая половина класса мальчишек всей сплоченной командой провожала меня домой ,а вторая половина помогала быть хорошисткой - решала контрольные задачки по математике .
    Так что комплекса отличника у меня вроде бы как не было, но вот, что касается мальчишек- так скорее мое замечание выше и было адресовано им,т.к. им сложнее мириться с неудачами, признавать себя неправым.

    • Понятно
      У нас только один мальчишка был отличником, он и сейчас в порядке, но у него мама была завучем
      А остальные - типа троечники , у одного была тройка по географии, а он сегодня в ЮНЕСКО. Он так хорошо знал географию, что училка, если видела его в классе, не начинала урок У него отец ходил на теплоходе по миру и отовсюду привозил атласы, современные и старинные. От него я впервые узнала, что почти все открытия были сделаны китайцами еще в 1421-23 годах Тогда это вообще была крамола, а сегодня...возьмите книгу 1421 - год, когда Китай открыл мир Гевина Мензиса.
      А мне второгодников давали на перевоспитание, кто-кого воспитывал, сказать трудно , но школу они все закончили.

      Оценка статьи: 5

  • Статья замечательная,а то ,что говорят о том, что тема не полностью раскрыта, так , как мне кажется, об этом можно писать оооочень много, т.к. тема то сама -спорная.
    Поэтому добавлю и свое мнение по этому поводу: кажется мне, что отличники все 11 лет школьной жизни что учили,зубрили,стремились делать все возможное,лишь бы не вызвать гнев или укоры родителей...а после школы им просто некуда себя деть, они теряются в этом сложном мире. И как правильно подметила Анна Левинсон - таким ученикам нужен Учитель, постоянный контроль, иначе , жизнь таких людей может сложиться совсем не весело.

    • Господа, вспомните школу Кто в основном был отличниками? Девчонки А почему? Так нормальные пацаны считали недостойным для себя прогибаться перед учителями, если они им не нравились Или учить те предметы, которые считали для себя ненужными или неинтересными?
      И кто, как не троечники часто ставили "недоучителей" в тупик своими знаниями, что их даже из класса выгоняли, что бы не мешали пудрить мозги
      А что надо женщине для успеха? Хороший наставник, то есть Учитель
      Ирина, вы тоже отличница?

      Оценка статьи: 5

      • И кто, как не троечники часто ставили "недоучителей" в тупик своими знаниями, что их даже из класса выгоняли, что бы не мешали пудрить мозги
        Бред, троечники ставили учителей в тупик?????....
        Троечник он и есть троечник. Ни чего не представляющая из себя серость.
        Да, но троечники зачастую добились больших успехов в жизни. Да, добились среди таких же троечников,которые уже в жизни зажимали более умных возможных конкурентов и поощряли серость. Начальство и сейчас готовя себе замену подыскивает более глупого, чем сам - это закон.
        Кроме того троечники имеют более высокий коэффициент проходимости, и ничего удивительного - нужно с их умишком и весьма посредственными знаниями и полным отсутствием таланта и божьей искры выжить. Вот и выживают. И не более того.

        • Ню-ню, значит вам так не повезло, что "троечники" которых вы знаете, были "серостями". Большая часть успешных людей, которых я знаю лично, и о которых читала, были именно троечниками, но никак не серостями. Школы то были разные, да и учителя тоже. Вы хотите сказать, что в вашем классе не было ни одной выдающейся личности, которую выгоняли с уроков, потому что он превосходил учителя своими знаниями? И кто это в нашей системе поощрял личности??? Про генетику и кибернетику не забыли

          Оценка статьи: 5

          • Про генетику и кибернетику не забыли Не троечникам говорить об кибернетике.
            Большая часть успешных людей, которых я знаю лично, и о которых читала, были именно троечниками, А чего ж тогда они были троечниками, что мозги не варили, чтобы школьную программу осилить больше чем на три ? (тройку ставили зачастую, что бы не поставить двойку).
            Откуда их успех я уже писал - от большего коэффициента проходимости (от слова проходимец).
            Странное дело школьные предметы арифметику,таблицу умножения, русский язык и литературу знают чуть больше, чем на два, а успешные инженеры, кораблестроители, врачи,писатели. Где же они научились считать, где выучили таблицу умножения больше, чем на три, и научились писать не делая в слове из трёх букв четыре ошибки?
            Хотя у нас, в общем, ничего странного и нет. У нас полно инженеров знающих таблицу умножения не больше, чем на три. У нас и врачей, и хирургов троечников - масса, но вот Бокерий и Амосовых еденицы на всю нашу необъятную родину. А вот в Японии, например, и в США таких полемик нет. Там отличников уважают. Отличником быть престижно, особенно в Японии, а у нас наоборот, лучше быть троечником. Все троечники и я как все. Узнаю тебя Россия. Коллектив, масса - это всё, а отдельные гении и выскочки нам не нужны. Они не приспособлены к жизни.

            • Вы - отличник? Если да, то это не Ваша заслуга, а Вашего педагога (Вы ей нравились чисто внешне, не более того). А сужу я об этом по Вашей орфографии и пунктуации (тройку Вам поставил бы с большой натяжкой). Если у России такой менталитет, как Вы говорите, то откуда и почему так много русских среди всемирно признанных гениев?
              Статья не досконально разбирает эту проблему, но достаточно хороша. И объясню, почему. Я, троечник по школе, хотя к окончанию школы у меня была одна тройка и одна четвёрка, наблюдаю двух отличниц с одним-двумя красными дипломами. Одна из них сварливее старухи из всем известной сказки (старуха, по сравнению с ней, чистый ангел). Мы работали вместе по одной специальности. И она неоднократно признавала, что качество моих программ и задач, разработанных мною в целом, уникально - она весьма классный исполнитель, а я - исследователь. Разница огромна. Для неё постановщик задачи был непререкаемым авторитетом, а со мной постановщики советовались (Вы улавливаете эту разницу?). Вторая (с двумя красными дипломами) очень часто звонит мне по ночам и изливает мне свои проблемы, связанные с личной жизнью. Я так понимаю, что ей было гораздо легче получить два этих диплома, чем решить несколько житейских проблем. Меня только удивляет, почему у ребёнка так трансформировался характер - она сама заявляет, что её характер теперь мало отличается от маминого. И есть ещё одна спорная личность, которую трудно охарактеризовать. В школе мне постоянно приходилось иметь дело с её учителями, были твёрдые тройки, но в физико-математическую школу её приняли (пришлось писать среди нескольких отличников вступительную контрольную работу). Вы бы стали с увлечением, как хороший роман, читать во ВТОРОМ классе книжечку с названием "Теория множеств"? О чём она - представляете? Я - нет. Средняя оценка за школу была чуть больше тройки, но вступительные экзамены на специальность с весьма ограниченным количеством абитуриентов (даже в приёмной комиссии уговаривали пойти на другую) были сданы с высшим баллом (в школе - тройки, в университете - только пятёрки). Для меня и моих друзей-однокашников было очень важно иметь грамотных учителей. Учителя по химии мы оценивали по ответу на один-единственный вопрос: "Кислород горит?" Из десятка испытуемых только одна и без запинки ответила подробно и правильно. Кстати, моя жена, закончившая физико-математическую школу с золотой медалью, когда на балконе рванула банка с солёными огурцами, заявила, что это оттого, что после резкого похолодания чуть потеплело - взрыв был по причине того, что при нагревании ВСЕ тела расширяются.
              А как Вы ответите на эти два, вообще-то по сути довольно простых, вопроса? Я - троечник, но правильные ответы знаю. По жизни...

              Оценка статьи: 5

            • Слава! С чего-то вы взяли про Японию. что там любят отличников. Может принцип "куги о уцу" (бьют по шляпке того гвоздя, который высовывается) не их? Да ладно с этой Японией... Вопрос не в статистике, а в человеке. Главное, чтобы человек был хороший.... Вот только к врачам-троечникам не хотелось бы попадать, особенно к хирургам ))

              • Главное, чтобы человек был хороший.... Хороший человек - не профессия.
                А в Японии действительно быть отличником - почётно. Принцип не высовываться - средневековый, сейчас во время прогресса и пргрессивки, как говорил известный кино персонаж, отличные знания только приветствуются.
                Кстати, в Японии я был наверное раз 20, во всех её частях, как и в США.

  • Замечательная статья. Понравился стиль и четкие, но в тоже время художественные описания.

    Очень кстати для абитуриентов, которые сейчас стремительным потоком стремятся завоевать место под солнцем в престижных ВУЗах наших стран, а также для их родителей. Спасибо автору. Оценка - "отлично".

    Оценка статьи: 5

  • просто формализованная оценочная система в учебных заведениях соревновательность стимулирует соревновательность и некоторые (отличники, родители) воспринимают процесс обучения (и получения оценок) как самоцель. вроде любительского шахматного турнира (да и любого другого вида спорта) где достижение высокого результата ценно само по себе, это не надежда где-то там потом использовать его с (материальной) выгодой. ну, и некоторые слишком увлекаются) если в спорте "отличники" становятся по идее профессионалами и денюжку за это получают неплохую, то школьные отличники миллионные гонорары никогда не получат за успешную учебу в отличие от звезд спорта и в этом их проблема

  • В целом статья не плохая. Многое подмечено верно. И молодым родителям, предъявляющим непосильные требования к детям, стоит обратить внимание.

    Однако у меня вызывает сомнения фраза -
    "А причиной всему - опять же та самая нелепая уверенность, что любить можно только идеал!"
    При чем тут уверенность или неуверенность? Мы не любим по заказу, выбор чаще всего делается на уровне подсознания, а разумом или "нелепой уверенностью" вряд ли на этот выбор можно серьезно повлиять.

    Оценка статьи: 4

    • Чему недоучила школа - доучит жизнь. Причем быстро и беспощадно, взяв дорого за репетиторство. Тем из отличниц, которые сумели спрятаться за широкую спину мужа, так и пришлось жить в инкубаторе - несколько бывших однокурсниц моих... А статистика успеха, конечно, за троечников... Их просто больше - вот и все.

  • Статья понравилась! Я тоже из отличников. Надо признать, что благодаря этому комплексу я добилась многого. Но сейчас усиленно себя перевоспитываю и стараюсь не предъявлять к себе завышенных требований. Во всем должна быть золотая середина.

    Оценка статьи: 5

    • Вот и зря. Середины быть не должно. Аккомуляторная батарея работает пока есть разность потенциалов и чем больше эта разность тем лучше работает, а когда потенциалы сравняются (золотая середина по вашему) батарею выбрасывают за полной бесполезностью. Середнячки никогда бы не открыли ни Америку, не доказали, что Земля круглая и крутится вокруг Солнца, а не наоборот и пр. и пр.

  • никогда не задумывалась, почему так бывает...статья понравилсь

    Оценка статьи: 5

  • Были такие отличницы в моей жизни. Во-первых, их почему-то не любили, в ответ и они никого не любили.
    Мир воспринимали достаточно своеобразно, поэтому с ними рядом было сложно. Плохая ориентация в жизненных вопросах, когда нужно импровизировать и действовать не по правилам. Вот тут полный крах!
    Поэтому опасность налицо. Статья понравилась - трезвая. объективная.

    Оценка статьи: 5

  • Думаю: банальный пример, в котором многоие узнают своих знакомых, а кто-то и себя.
    Был у нас в классе отличник - "свет в окошке", пример для подражания. И куча хулиганов, которым все время делали замечания, пророчили карьеру дворника. А в итоге из хулиганов получились хорошие люди, успешные, хорошие семьянины. А у отличника, закончившего школу с золотой медалью, в жизни пошли такие кувырки, что все вокруг только удивлялись: "Ну как же так? Ведь он такой хороший парень..."
    Очень часто судьбы отличников складываются неудачно, а подчас и трагически.
    А еще есть троечники, которым близкие навязали комплекс отличника. Вот это маньяки! Сами не живут и другим не дают!

    Оценка статьи: 5

  • У Лауры была статья про перфекционизм... Одни и те же корни имеют оба эти явления.

    Статья суховата. Поэтому только четыре. Надеюсь, автор не воспримет это как недооценку его способностей.

    Оценка статьи: 4

    • Верно, Жанна. Корни одни. Рывки из этого могут быть разными: кто-то справился, кто-то обломался. Но проблемы в воздухе, чувствуете? Очень трудно держать баланс и держать удар отличнику. У меня в группе первыми "сходили" те, кто с золотыми медалями сдавали только один экзамен уже к летней сессии. Середняки задами и долбежкой поддавливали где-то уже к 3 курсу и выравнивались. Английский - вопрос речевого аппарата и памяти. Медалисты ее не развивали, (На школьном запасе уверенно сидели с форой на целый курс), а если еще акцент неистребимый, то заканчивали середняки с хорошим артикуляционным аппаратом и слухом обычно гораздо выше. И как это съесть "круглому" отличнику? А если отличник брал высокую планочку, но уже к 5 курсу - готовая диссертация. Было таких у нас парочку. Вижу ситуацию так: все мы равны быть не можем по определению. Если бог дал способности - развивай. Остановился - приговор. Обгонят.

  • Статья хорошая. Однако у отличников столько проблем, что в рамках одной статьи и не раскрыть. Например, они очень оторваны от реальности и не только мужа не могут найти, но и в целом приспособиться к жизни. я никогда не брала на работу отличников (журналистов), потому что они не могут отличить обычную историю от сенсации. Они стесняются задать "неудобные" вопросы и пройти там, где написано "служебный вход". Отличник к окончанию школы сложноизлечимо болен: позвоночник искривлен от длительного сидения, мозг испытывает кислородное голодание, потому что он достаточно "омывается" кровью только в процессе физических нагрузок, зрение не очень и тд. Ну и уже упомянутая в комментариях проблема - отличники только исполнители и никакого своего дела. Исключение составляют те, кто "отличник от природы" - хорошая память, быстрая соображалка и разностороннние интересы. Но таких - ооочень мало.

    • Исключение составляют те, кто "отличник от природы" - хорошая память, быстрая соображалка и разностороннние интересы. Но таких - ооочень мало.

      Это как же вас понимать? Отличников с плохой памятью и медленной соображалкой просто не сужествует, это как горячий лёд.

    • Мне вспоминается только одна "круглая отличница" из нашего класса. Прозвище "каменная жо.." Все брала трудом и прилежанием.
      Но в жизни нужно и еще кое-что, живая импровизация! Я бы сказала, успешный человек умеет продвигать события в том направлении, в каком ему нужно...
      В результате получается - отличная семья. интересная профессия, дети - заглядение, ...
      А все вокруг удивляются - как так? А это просто развитая ГИБКОСТЬ УМА, и никакого мошенства...

      Оценка статьи: 5

      • Мило как: при каменной жо.. - гибкость ума! Какая прогрессирующая эволюция позвоночника! Вектор гибкости - в УМ! Просто прелестно. За коммент - пятерка. Не представляете, какое удовольствие я получила, мысленно представляя этот феномен.

  • комплекс отличника

    Очень точно все замечено.....я испытала все это на себе. Хотя меня никто не заставлял учиться хорошо,я сама. Но комплекс боязни выходить вперед в жизни имеет место. Из меня получился хороший исполнитель,руководитель среднего звена. Но... своего дела я так и не организовала- комплекс боязни. Очень об этом жалею,но перебороть себя не могу.И в личной жизни тоже- слишком требовательна ко второй половине действительно...и тоже это сильно мешает в отношениях....

  • Надеюсь, автор не страдает подобными комплексами и без депрессий переживет мою неотличную оценку.

    Нераскрытым осталось главное.

    Если комплекс отличника не ломает хребет его носителю, именно он сподвигает великих к великому. Все свершения и достижения человечества обязаны этому комплексу.

    А так статья выглядит как гимн и/или индульгенция троешникам.

    Оценка статьи: 4

  • Оценки "отличников" верные

    Оценки "отличников" верные, но возникает еще один вопрос: "Всегда ли отличник выбивается в лидеры по жизни?" Вероятно, что нет, судя по статье... Добавлю, что поскольку бывают и неформальные лидеры в школьной среде и не всегда даже "хорошисты"

  • Отлично! Большое спасибо, я отличница в школе , но Бог миловал, была еще и хулаганкой, и жила по пацанским правилам, прошла школу иерархии во дворе. Диплом уже не красный Но училась в Москве.
    Хорошо Вы, Оксана, описали причины и последствия. А еще есть такие "троечники", которые умеют управлять "отличницами"
    Отличницам нужен Учитель.

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник Бывший модератор 5 июня 2008 в 07:13

    Интересно полное отсутствие у статьи комментариев. При обилии оценок!

    Оценка статьи: 5

    • Вы хотите комментариев? Их есть у меня.
      Отличникам плохо? Да.
      Быть отличником плохо? Да.
      А почему?
      Потому, что жизнь, жестокая штука и торжествует серая посредственность, они (эта серость) как тараканы выживают в ядерном реакторе, когда другие, более высокоорганизованные организмы гибнут. Но тараканы и серая посредственность никогда ничего путного не создадут. Всё, что создано человечеством - создано не троечниками, ни кому не верьте. Если и скажут, что , да у него в школе были одни тройки, да были, потому, что он жил среди троечником и ему было не интересно среди них, но он был отличником, он отличался (от чего и это слово) от серой массы окружавшей его, своим умом и наступило время- проявил его. И выдержка из стихов Высоцкого - это выхваченная фраза из контекста только подтверждает это. Высоцкий как раз и пел об отличниках, но и о трудностях в связи с серой массой окружающей их. Высоцкий сам Отличник, с большой буквы.