Надежда Лимонникова Профессионал

Какие бывают проблемы?

Наша жизнь непредсказуема. На каждом шагу нас подстерегают всевозможные неожиданности, приятные и неприятные. К каким неожиданностям вы отнесёте проблемы — личное дело каждого. Ясно одно: без проблем жизнь станет скучной и неинтересной.

Для меня уже давно перестало быть актуальным выражение «полоса белая, полоса черная». И не потому, что я такой счастливый человек, который полностью избавился от всех проблем. Просто для меня эти два цвета содержат в себе массу оттенков. Я устала от монотонности чёрного и белого, поэтому научилась видеть даже в чёрном разноцветье.

Обычно чёрным называют период жизни, когда человека захлёстывает шквал проблем. «У меня и без того проблем хватает!» Фраза звучит угрожающе. А если бы вы вместо слова «проблема» поставили слово «задача», что бы получилось? Так уже менее страшно? Именно так дословно переводится с греческого это страшное слово.

С младых ногтей нам известно, что задачи бывают разные. От типа задачи полностью зависит и её решение. Мы не будем решать задачу тем способом, которым она не решается. А как у вас со знанием типов проблем? И правильно ли вы подходите к поиску выхода из них? Об этом и пойдёт речь.

Выделяют пять разновидностей проблем: проблемы, похожие на 1) мозаику, 2) многослойное желе, 3) снежинку, 4) олимпийские кольца, 5) притчу о слоне.

Проблемы, похожие на мозаику, можно разделить на части и решить каждый фрагмент отдельно. Самая распространённая проблема этого типа — как же всё успеть? Для её решения мы должны определить, что мы должны сделать за день, сколько времени займёт каждое дело и составить расписание дня. Самое трудное будет заключаться, конечно, в умении заставить себя не отвлекаться от задуманного. Для большей наглядности можно нарисовать любую геометрическую фигуру, которая будет обозначать проблему-«мозаику», и отметить на ней пункты своего расписании.

Проблемы, похожие на многослойное желе, состоят из последовательно решаемых задач. И главное в их решении — разбить проблему на мелкие шаги и терпеливо двигаться к цели.

Снежинкой назвали проблемы, которые имеют множество вариантов решения. Вот, к примеру, вам надоело быть бедным. Естественно, перед вами откроются всевозможные пути для решения для избавления от этого недуга, хорошие и плохие, быстрые и продолжительные, законные и не очень. Тут всё зависит только от вас. Захотите ли вы тривиально ограбить банк или станете лет десять всматриваться и вслушиваться в себя и выбирать свой путь к богатой жизни.

Проблемы, похожие на олимпийские кольца, возникают в группе. Каждый человек стремится к своей цели. При этом он может идти к ней напролом, не обращая внимания на растоптанных, задетых и обиженных на этом пути всех остальных. Это в результате может не самым благоприятным образом отразиться на таком человеке и его продвижении к цели, особенно, когда это касается профессиональной деятельности. Чтобы этого не случилось, всё-таки надо думать об окружающих и помогать им.

Самые интересные проблемы, конечно, похожие на притчу о слоне. Во-первых, послушать притчу всегда полезно, а во-вторых, это проблемы, которые возникают тоже между людьми. Сначала напомню притчу. Четверо слепых впервые встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», — сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», — потрогав слона за ухо, возразил четвёртый.

Между людьми очень часто возникают подобные недоразумения из-за непонимания. И в таких случаях они чаще всего ведут себя как эти четверо слепых, не признавая за другим человеком права на своё, возможно, и неправильное мнение. Забыть это очень просто в порыве гнева. Единственный способ решения таких проблем — слушать и слышать, о чём говорит собеседник, и не бояться переспрашивать и уточнять, если возникло непонимание.

Может, кто-нибудь спросит: «Зачем знать всё это, когда проблемы наваливаются и давят человека?» А хотя бы для того, чтобы начать использовать не нервы, а свою голову для поиска решения. Пока будешь соображать, какого же типа проблема села на шею да как её решать, глядишь, и решением осенит!

По книге «Учимся решать проблемы. Программа развития проектного мышления у младших подростков.» М. Р. Битянова, Т.В. Беглова
Обновлено 3.03.2007
Статья размещена на сайте 21.10.2006

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: