Евгения Лепешова Профессионал

Как научить ребенка не доверять незнакомцам и стоит ли это делать?

Конечно, стоит. Такие времена… Впрочем, когда они были другими?

Но что мы получим, если будем настойчиво убеждать ребенка во враждебности окружающего мира? Угрюмого, подозрительного и замкнутого человека? Не обязательно. Просто не нужно переусердствовать.

Ребенок должен понимать одну простую и вполне объективную вещь: есть люди добрые и люди злые, а от вторых нужно держаться в стороне. Вот и все.

Впрочем, эту истину ребенок постепенно постигает и сам, нужно просто сделать ее четкой в его сознании. Ребенок видит добро и зло практически в любой сказке, можно просто акцентировать на этом его внимание, говоря о том, что так же обстоят дела и в нашем реальном мире.

Вовсе не нужно нагружать маленького ребенка подробностями о маньяках-педофилах и торговцах органами. А вот подростку иногда не помешает дать почитать рубрику «Криминал» в газете: ведь в этом возрасте мнение родителей перестает быть безусловным авторитетом, склонность к риску возрастает, а значит, по-настоящему насторожить ребенка будет не так-то легко.

Остановимся подробнее на том, что нужно сделать, чтобы обезопасить ребенка от контактов с недобросовестными людьми.

Дети в возрасте 2−3 лет обычно очень общительны: видя улыбающегося взрослого, они готовы подойти и общаться с ним. А уж за обещание вкусной конфеты или дорогой игрушки…

Итак, что родители должны сделать, кроме обсуждения с ребенком абстрактных вопросов о добре и зле? Очень важно жестко установить правила относительно незнакомцев и следить за их выполнением. В первую очередь, четко обозначьте для ребенка границу «свой-чужой». Объясните ребенку: чужой — это любой человек, которого он не знает. Независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет и т. д.

Во-вторых, обговорите жесткое правило: прежде чем общаться с чужим человеком, нужно спросить разрешения у мамы (папы, бабушки — обозначьте круг лиц). Важно строго следить за этим правилом. Даже если вы сами знаете человека, а ребенок видит его в первый раз, следите за тем, чтобы ребенок спрашивал разрешения, прежде чем пойти куда-то с ним, прежде чем взять подарок. Каким бы это не казалось излишним. Иначе ребенок не воспримет это как настоящее правило.

Не помешает провести и парочку обучающих экспериментов, чтобы проверить усвоение этого правила. Для этого нужно лишь маме или папе договориться со своим знакомым, которого ребенок не знает, чтобы он попробовал познакомиться с малышом, пригласить его пойти с собой. После эксперимента, конечно, нужно разобрать с ребенком его реакцию.

Почему нужно действовать с помощью таких жестких правил? Все очень просто. И вы даже можете пояснить это чуть подросшему ребенку. Дело в том, что у маленького ребенка еще нет достаточной возможности различить «злого» и «доброго» человека. Единственный критерий, данный каждому практически с рождения — это улыбка, младенец воспринимает улыбающегося человека как «доброго». Увы, этот критерий слишком ненадежен.

Итак, пока ребенок не владеет механизмами эмпатии и понимания людей, пока не набрал соответствующего опыта, ему придется опираться на родительский.

А лет с 6−7 можно начинать учить ребенка разбираться в людях. Как? Тут уж каждый родитель будет передавать собственный опыт. Обсуждая жизненные ситуации, анализируя героев детских фильмов. Тогда можно будет постепенно отказаться от жестких правил, заменив их более гибкими.

И вот еще. В этой «охоте на ведьм» нужно не забывать и о том, чтобы учить ребенка получать настоящее удовольствие от общения с близкими людьми, друзьями. Такая вот палка о двух концах. Как и всегда в воспитании…

Обновлено 25.09.2008
Статья размещена на сайте 28.07.2008

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Это моя звезда незнакомых не боится ни грамма, всё рассказывает! Может со двора придти с шоколадкой, "тётя подарила"!

    Оценка статьи: 5

  • [Комментарий удален]

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 26 сентября 2008 в 11:38

      внешний вид злодеев от природы определяется их генотипом
      Теория Ломброзо давно развенчана с позором.

      в НОРМЕ же люди генетически наследуют способность по внешним признакам различать добрых и злых
      Ни дети, ни собаки не определяют злодеев, чувствуют только отношение к себе. А маньяки, бывает, детей очень любят.

      Шовинистическую чушь, в которую Вы опять ударились, удаляю.

      • Теория Ломброзо давно развенчана с позором.

        Марианна! Ломброзо - это провокатор-неудачник. Его самого можно как пример экспонировать....
        А Вы про генетику что-то знаете? Вот недавно в Москве Уотсон гостил... Его интервью не читали?Таки общую биологию и в школе должны изучать.

        Ни дети, ни собаки не определяют злодеев, чувствуют только отношение к себе.

        Марианна! Ну как же так?? Прочитайте сами, что Вы пишите. Как минимум собаки в дикой природе чувствуют, когда их хотят убить, те. они чувствуют отношение к себе как к продукту питания или как к конкуренту, которого надо устранить. И это чувство и есть способность определять злоденев.

        Чувствовать отношение к себе - это и есть способность определять злодеев!

        Да - с детьми, как и с собаками одомашненными, проблемы, и они во многом уже утратили, а вернее в них не развивают природные качества. Но в НОРМЕ они есть у многих. Об этом и статья. И мой к ней комментарий об этом.

        маньяки, бывает, детей очень любят.

        Ну да - как другие любят мороженое или шашлык. Не зря говорят, что педофилы, в отличие от педагогов, на самом деле любят детей.

        Шовинистическую чушь, в которую Вы опять ударились, удаляю.

        Причем тут шовинизм? Тысячелетняя практика и тот же Ветхий Завет показывают, что лежит в основе распространяющегося разврата. Почитайте биологию человека, то, что Уотсон говорит.

        Кстати - Хрисос не зря указал, как нужно поступать с теми, кто развратит хоть одного их "малых сих". И Христос тоже говорил про важность определения отцовства, тк. для добрых людей Отец один - Бог. А для злых....

        Если есть желание ЧЕСТНО поговорить об этом без наклеивания ярлыков - нет проблем. А как без честности учить бетей разбираться в том, что есть добро, а что есть зло??

    • вы различаете? )
      я вот иногда путаюсь, признаюсь.. потому что сами понятия "добра" и "зла" путаются...
      PS Кстати, у меня ребенок маленький плакал и боялся всех людей с темными глазами и темными волосами, вот откуда это - кто его знает...

      Оценка статьи: 5

      • сами понятия "добра" и "зла" путаются...

        Волчице накормить волчат ягненком - дело доброе. Барану забодать волка, зашищая ягнят, тоже. Но и волки, и овцы сразу понимают, кто есть кто. А вот о том, что среди людей будут волки в овечьих щкурах, еще Христос говорил. Само собой, что им и нужно, чтобы люди путались в понимании добра и зла.

        у меня ребенок маленький плакал и боялся всех людей с темными глазами и темными волосами,

        Таки не зря уже тысячи лет про зло говорят как про что-то темное...

  • Статья хорошая, но чего-то мне в ней не хватает..

    Скажу из собственного детского опыта. Мне никогда не запрещали разговаривать с незнакомыми. Более того, я всегда успешно со всеми знакомилась... И рассказывала в три года, что мне пять, меня зовут Дима (особенно, когда была в комбинезоне), у меня есть старшая сестра Аня, ей семь...
    Хотя на деле я была трехлетней Олей, единственной дочерью в семье.

    И так было со всеми вопросами - я отвечала на них охотно.. но в корне не верно. Мне нравилось сочинять, что мама и папа пошли купить мне игрушку, а папа у меня боксер - хотя на деле мама убежала за молоком, а папа вообще в командировке...

    ))
    Тьфу-тьфу-тьфу... никаких проблем никогда не было.

    Оценка статьи: 4

  • Статья очень нужная и полезная! Вот только не думаю, что к возрасту 10 лет стоит смягчать правила! Пусть ребенок в этом возрасте уже может понять, кто "хороший", а кто "плохой", но беда-то вся в том, что маньяки не выглядят маньяками, иначе их всех бы уже давно и успешно посадили. Так что никакого послабления правил!

    Оценка статьи: 5

  • Я бы добавила еще аспект защиты от влияния других детей, подначивающих вашего ребенка на совершение различных "противоправных" действий с опасностью для жизни: прыгнуть с крыши гаража, перебежать дорогу перед носом машины, сунуть шпильку в розетку и т.д.

    И по поводу эмпатии
    Увы, способности к эмпатии не приходят с возрастом
    Тут правильнее было употребить термин "жизненный опыт".

    А в целом вы молодец в том, что главную мысль сформулировали довольно точно.

    Удачи!

  • Можно небольшое дополнение? Я читала,что к "группе риска" среди малышей (до 10 лет) относятся хорошо воспитанные дети, которым просто неудобно перечить или грубо отвечать взрослому человеку, даже и незнакомому. Такого ребенка нужно научить ключевой фразе:"Я Вас не знаю, Вы не мой папа (мама)", ведь со стороны может казаться,что ребенок разговаривает на повышенных тонах с кем-то из близких.
    Если ребенок остается дома один, нужно научить его отвечать "Моя мама вышла ,придет через 15 минут" или "Мой папа в душе",т.е. родственники где-то рядом.
    Еще нужно регулярно проводить "учения" с привлечением знакомых, неизвестных ребенку, провоцирующих его поступать неправильно с последующим разбором полетов. Ведь ребенок попадает бедой просто потому,что не знает, как себя вести в конкретной ситуации.

    Оценка статьи: 5

    • спасибо, существенные дополнения!

      Оценка статьи: 5

      • Вам спасибо, Евгения за очень нужную статью.
        Если я вижу на улице взрослого, который тащит за руку орущего ребенка.я пересиливаю чувство такта, и спрашиваю что-нибудь вроде:"Ай-яй-яй,что же ты СВОЕГО папу не слушаешься?" И пусть я выгляжу идиоткой, зато у ребенка появляется шанс сказать ту самую фразу,о которой я написала вначале.
        Детей губит равнодушие окружающих

        Оценка статьи: 5