• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Маргарита Мельникова Мастер

Кому тяжелей: незрячим с рождения или поздно ослепшим людям?

Несколько лет назад в больничной палате одного из офтальмологических центров я услышала такой диалог.
«Тебе хорошо, ты всегда была слепой, ты просто не знаешь, что такое зрение, а вот я только недавно ослепла!», — говорила женщина лет пятидесяти, потерявшая зрение в результате сахарного диабета.
«Да уж, ничего хорошего, Вы вот почти всю сознательную жизнь свою имели счастье видеть этот мир, а я — нет!», — отвечала девушка лет двадцати.

«Ну и что! Да лучше бы я вообще никогда не видела, я бы привыкла, приспособилась, а так… и работы лишилась, и муж ушёл, и глупеть я стала прямо на глазах!», — возразила женщина.
«О, а я в детстве из-за слепоты была лишена общения, не бегала во дворе, не смотрела мультики с другими ребятами, не ходила в цирк», — отвечала девушка.

Долго спорили собеседницы тогда, каждая пыталась доказать свою правоту, хотя, понятно, что обе они по-своему правы и одновременно обе не правы. Кому тяжелей, кто находится в более «выигрышной» ситуации — человек слепорождённый или потерявший зрение в сознательном возрасте?

Дабы не томить читателя напрасными надеждами на единственно верный ответ, сразу скажу, что ни о каком «выигрышном» положении, ни о каком понятии «лучше», «хуже» не может идти речь. Обеим собеседницам из приведённого диалога тяжело, но в обеих случаях есть и, как это ни жестоко звучит, преимущества.

1. Когда человек теряет зрение в сознательном возрасте, для него это серьёзная психологическая травма, причём, чем позже это происходит (я не говорю о глубокой старости), тем травма тяжелей. Особенно трудно пережить потерю в молодости и зрелости. Допустим, человек учится или работает, занимает определённое социальное положение в обществе и вдруг… удар! Слепота! А может быть и не удар, а постепенное ухудшение зрения. В последнем случае потерю перенести немного легче, человек понимает, привыкает, адаптируется к новым условиям. Чаще всего от человека, потерявшего зрение, отворачиваются некоторые люди, ранее считавшиеся друзьями, его увольняют с работы, порой от него отказываются даже близкие люди (супруг (а), реже — родители). Ослепший оказывается как бы в социальном вакууме да и в информационном тоже.

2. У человека, потерявшего зрение, сохраняются важные «зрительные рефлексы»: он легче может научиться ходить с тростью, так как приблизительно, а то и точно помнит план местности, в которой живёт; сохранна зрительная картина мира (города, района, объектов).

3. Поздно ослепшему человеку гораздо тяжелей вновь найти работу по его квалификации. Такие люди чаще всего устраиваются на УПП (спецпредприятия), на работу, не требующую специальных знаний (изготовление выключателей, коробок, мебели). Посудите сами, как будет чувствовать себя, например, инженер, вынужденный, оставшись «без глаз», собирать выключатели?

4. Разумеется, у такого человека, если он не достиг определённого возраста, остаётся возможность получить образование, которое даст ему возможность найти работу более высокооплачиваемую и высококвалифицированную. (Мои рассуждения ни в коей мере не свидетельствуют о неуважении к людям, трудящимся на УПП).

По отношению к человеку, рождённому незрячим, будет верно всё вышесказанное, только, конечно, с противоположным знаком.

1. Такой человек просто не знает, не представляет себе, что значит «видеть». Я не имею в виду неосведомлённость, дремучесть, я говорю о зрении, как о чувстве, о способности. Так вот, человек не может адаптироваться к отсутствию того, чего у него никогда не было. Но здесь есть другая проблема. Слепорождённый должен адаптироваться к «зрячей» среде, особенно после длительного пребывания в спец-интернате для слепых и слабовидящих детей.

2. Выпускник подобного интерната уже сразу выбирает для себя такую профессию, где он мог бы рассчитывать на успешность, на компетентность при отсутствии зрения. Работу он тоже будет искать для себя соответствующую.

3. Слепорождённому или потерявшему зрение в раннем детстве гораздо сложней освоить «зрячее» поведение и «зрячую» модель мира: маршруты на местности, представление о фигуре, числе, букве, пространстве. Опять же, я никак не имею в виду тупость и ограниченность этих людей, а говорю лишь о преодолимых трудностях.

4. Почти у всех людей, родившихся без зрения, хорошо развиты компенсаторные механизмы: обострённый слух, обоняние, чувствительность кожи на лице, тактильная чувствительность. К сожалению, у поздно ослепших указанные способности и механизмы развиты крайне слабо или не развиваются вообще.

Итак, прочтя приведённые здесь доводы, вы более отчётливо поймёте, а может быть и разделите мою точку зрения: и у людей незрячих с рождения, и у тех, кто его потерял позднее, есть свои тяготы и трудности, с которыми нужно справляться.

Статья опубликована в выпуске 15.11.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Статья не о чем. На мой взгляд вывод: "...и у людей незрячих с рождения, и у тех, кто его потерял позднее, есть свои тяготы и трудности, с которыми нужно справляться." Это очивидно.

    Оценка статьи: 1

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 16 ноября 2008 в 23:26 отредактирован 16 ноября 2008 в 23:26 Сообщить модератору

      Помимо вывода, Екатерина, в статье рассказывается о том, какие именно тяготы и трудности у тех и других незрячих. Это важно для тех, с кем рядом живут такие люди, это знание дает возможность понять и помочь. А интересно, чего же ожидали лично Вы, открывая статью с таким названием? В чем Вам должна была помочь и не помогла статья?

  • Понимаете, около 6 лет моя работа связана с инвалидами в том числе и по зрению...Если начинать с самого начала, то само название статьи не корректно. Но если уж, автор попытался ответить на этот вопрос, то ему надо было раскрыть все-таки эту тему и рассмотреть данный вопрос в контектсте социальной реабилитации людей с подобными проблемами. Начиная читать данную статью, я полагала, что найду какую-то полезную информацию на эту тему. Но все что я узнала из этой статьи - это то, что и тем и тем людям тяжело жить с таким недугом.
    Вывод который сделан в конце статьи - это на уровне детского сада.

    Оценка статьи: 1

    • Ну и Вы поймите, что статья не для специалистов, как и все статьи на нашем сайте, а для тех, кто, возможно, и не задумывался над такими проблемами. И информация - из первых рук, кстати.

      • Понятно, конечно. Но уж больно тема серьезная.

        Оценка статьи: 1

        • Вообще то тема, поднятая в статье очень важна, но Екатерина Чижова права, статья не корректна и даже кое в чем ошибочна. Так заявление в «п.4 Почти у всех людей, родившихся без зрения, хорошо развиты компенсаторные механизмы: обострённый слух, обоняние, чувствительность кожи на лице, тактильная чувствительность. К сожалению, у поздно ослепших указанные способности и механизмы развиты крайне слабо или не развиваются вообще». – не соответствует действительности. Физиологические исследования тифлопедагогов России второй половины прошлого века показали, что тактильная чувствительность у зрячих не хуже, а в ряде случаев и лучше чем, у незрячих. Физиологическая острота слуха, обоняния, кожной чувствительности так же не зависит от наличия или отсутствия зрения. Но при зрительной депривации происходит перестройка взаимодействия сохранных чувств с центральной нервной системой. Мозг, как бы начинает внимательнее относиться к информации от слуха, осязания, обоняния и их разрешающая способность возрастает. Но для повышения этой разрешающей способности необходимы тренировки и ещё раз тренировки восприятия мозгом сигналов от оставшихся органов чувств. В этом и заключается отличие тифлопедагогического подхода в образовании от обычной педагогики. В обычной педагогики для формирования образа объекта иногда достаточно посмотреть на сам объект. А в тифлопедагогике этот объект надо обслушать, ощупать, обнюхать, облизать ….и вот тогда он, может быть, сформируется в образ.
          Одним из таких важнейших методов тренировки, является освоение чтения и письма с помощью выпукло-точечного шрифта, изобретенного Луи Брайлем. Принесут пользу эти тренировки или нет, зависит от того, в каких условиях будет обучаться слепой, при чем не так важно когда он ослеп: в детстве или потом. Если обучение будет направлено: на развитие его самостоятельности, на умение преодолевать трудности, на развитие желания жить в среде зрячих, то оно будет успешным. Если же на оберегание его от всяких напастей, на облегчение ему жизни (в т.ч. путем подмены обычной деятельности техническими средствами), на гиперопеке, то оно будет безуспешным. Имею целый ряд живых примеров и того и другого. А последствия от второго о…. как ужасны.
          В отношении поздноослепшых есть очень важный фактор – это сложнейшая психокоррекционная работа по выведению из постравмматического шока, для ослепших с детства такая работа также может понадобиться в подростковом возрасте, но в гораздо меньшей степени.

          Оценка статьи: 3

  • Ну знаете ли! Набросились тут на человека. Так случилось, что мне приходилось общаться с одним человеком, который родился слепым, и с другим, которая потеряла глаз уже будучи взрослой. Тяжело обоим, но тем, кто потерял зрение в возрасте все же сложнее. Потому что психологически с этим трудно примириться и приспособиться.

    Оценка статьи: 5

    • Катерина Богданова, дело не в накинулись на человека, просто автор данной статьи тему взял действительно серьезную, а раскрыть данную тему по-серьезному не смог.

      Оценка статьи: 1

      • Ув. Катерина, ВЫ абсолютно правы. Давайте попробуем раскрыть данную тему вместе.
        1. Отношение слепого к самому себе, к своему функциональному нарушению (дефекту зрения): а) поздноослепший
        б) незрячий с рождения
        а) Поздноослепший, это человек, привыкший пользоваться зрением, как основным источником информации о состоянии окружающего мира, об его безопасности, об его красотах. Через зрение мы получаем огромный объем сведений, информирующих нас, обучающих, радующих, развлекающих, ободряющих, успокаивающий, возбуждающих (например, мужчин видящих красивые ножки) и т.д. И вдруг человек лишается этого. Не видит, что его окружает – а это ведь действительно страшно: Не может себя полностью обслужить – как это противно, мерзко. Можно получить ещё травму – как будто мало несчастий? Не способен делать повседневные дела - кому я такой нужен? Нельзя заняться любимым делом (помочь ближним) – как безумно долго течет время! и ….. (Сами добавьте.)
        Как Вы думаете, что самое страшное в старости. Болезни? Маленькая пенсия? Невнимание детей? Магнитные бури? …… Знаете, нет! –я сам пенсионер. Самое страшное в старости это чувствовать, что ТЫ ни кому не нужен.
        Примерно так же начинает себя воспринимать поздноослепший человек, после того как утихнет физическая боль, немного успокоится душа. И он, в общем-то, прав. Действительно, он становится иждивенцем, которого надо обслуживать, кормить, выгуливать, а он ещё при этом будет капризничать, выпендриваться, качать свои права. А если человек ещё в полном расцвете сил? Что тогда? - заживо гнить, спиваться …. Но, как известно, человек – homo sapiens (человек разумный) и, следовательно, если конкретный человек является таковым, то он может и должен найти выход из случившегося. А вот помочь ему в этом могут и должны другие люди (близкие и специалисты). Правда результат этой помощи зависит от того, что представляет собой конкретный индивид: оптимиста или пессимист, боец он или иждивенец. Серьезно влияет на результат помощи, это его нравственные ценности, кто окружает поздноослепшего, в каких условия он реабилитируется, живет.
        б) Незрячий с детства – человек, у которого, по тем или иным причинам в дородовом или в послеродовом периоде возникли серьезные нарушения зрительного тракта, не устраненные в первый год жизни (слепорожденный), или который потерял зрение в раннем детстве (первые три года).
        Отношение человека (незрячего с детства) к себе, к своему дефекту в первую очередь определяется тем, в каких условиях он воспитывался – стал он homo sapiens или ….. Очень легко вбить в голову ребенку, что он несчастный, не на что не способный и т.д. Если это будет сделано в дошкольном возрасте (особенно в первые три года жизни), то на таком человеке можно поставить крест, кроме попрошайничества Вы от него ничего, ни когда не увидите. Попрошайничество – это не обязательно сидеть у паперти.
        Если же ребенку создать все необходимые и достаточные условия для развития, то уже в школьные годы можно будет видеть, что слепота – серьезнейшее нарушение деятельности центральной нервной системы, может быть сведена до физического дефекта, не мешающего человеку полноценно жить, как homo sapiens. Да его жизнь будет сопряжена с огромным количеством ограничений, но у кого из живущих на земле нет тех или иных ограничений и не известно какие из них страшнее. Все зависит от того, как к ним относиться и как уметь (учиться) их преодолевать.

        Таким образом, можно резюмировать - отношение слепого человека к самому себе, к слепоте, в первую очередь, определяется психологическим статусом самого индивида, т.е. тем в каких условиях он воспитывался в детстве, а не тем когда он стал незрячим. Я не говорю о людях, которые становятся слепыми в пожилом возрасте, хотя и в этом случае работает та же закономерность, но многое зависит от того, сколько осталось жизненных сил.

        Оценка статьи: 3

        • Вячеслав Озеров, полностью с вами согласна, я бы ещё добавила различные методы реабилитации человека как рождения так и в зрелом возрасте ослепшего. Существуют различные системы реабилитации, я спонтанно не назову, но, например, видела как слепых деток учат жить в окружающем мире. Их учат "видеть" пальцами. Они также используют выражения "я вижу", но при этом ощупывают предмет и стараются дать ему характеристику. Вот если бы автор как-то рассмотрел различия в методиках реабилитации для слепых с рождения и потерявших зрение в более позднем возрасте - то статья была бы на отлично, она имела бы практическую ценность и помогла бы многим людям.

          Оценка статьи: 1

          • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 10 июня 2009 в 20:54 отредактирован 10 июня 2009 в 22:45 Сообщить модератору

            2. Ув. Екатерина, попробую продолжить. Я не буду касаться вопросов выведения поздноослепшего человека из посттравматического шока. Это вопросы психолога, часто на грани психиатрии. При этом давайте помнить, что развитие медицины, науки и техники дает поздноослепшим людям надежду вернуть зрение. Надежду не безосновательную, т.к. у поздноослепших, в отличие от слепых с детства, функция мозга – зрение (видение), формирующаяся у человека в детстве, в большинстве случаев остается сохранной. Слепота у взрослого человека, в подавляющем числе случаев, вызвана нарушением процесса передачи информации о волнах оптического диапазона через глаза в зрительную кору мозга (глаз – зрительный нерв - ….). Надежда, которую лелеет поздноослепший человек, часто мешает ему стремиться учиться жить без зрения.
            У ослепших с детства, эта функция не сформирована, поэтому надежда видеть, у них равна нулю. Если мозг своевременно не сформировал какую-либо функцию, то это уже на всю оставшуюся жизнь, как бы ни было обидно. В данном случае надежда умирает не последней. Сказанное касается не только зрения.
            Было бы неплохо, чтобы Маргарита, как психолог, рассказала о том, как люди, постоянно общающиеся с недавно ослепшим человеком, должны вести себя, в чем помогать ему, а в чем нет.
            Теперь о методах, приемах реабилитации слепых:
            а) для поздноослепших Вы найдете на сайте Центра медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению http://bli.narod.ru/index.htm. Могу только добавить (на основе своих наблюдений) важнейшими являются освоение пространственной ориентировки, бытовая ориентировка, обучение чтению и письму выпукло-точечным шрифтом Луи Брайля. Все остальное является вторичным, базирующемся на перечисленном. Освоение всяких технических устройств, облегчающих жизнь можно (да и нужно) только после того, как слепой сумеет самостоятельно ходить из пункта А в пункт Б (без помощи зрячего поводыря), когда сумеет приготовить себе еду, обстирать и обиходить себя без помощи родственников, когда сумеет написать записку, которую сможет прочитать, только тот, кому она адресована. После того, как слепой станет уверенным в том что, чтобы не случилось, он сумеет найти выход из положения, незрячий может осваивать любую технику, позволяющую облегчить ему познание и управление окружающей средой. Честь ему, хвала его мужеству и безмерное наше уважение. А выдающихся слепых, начиная с Гомера, в истории человечества много.
            Что должны делать близкие люди:
            -первое: не ныть и не жалеть его и себя. Настраивать слепого на активную социальную реабилитацию, а не на пестование надежды на исцеление. Хорошо если это произойдет, а если нет, или может быть станет возможным лет через N. То эти N лет, скорее всего, превратятся в кошмар для всех. И ещё, надо не забывать, что сегодняшняя медицина за деньгу может пообещать что угодно, а вот выполнить …..
            -второе: не пытаться делать за слепого то, что он может (хочет) делать сам; продолжать говорить с ним на привычным языке зрячих; научиться комментировать о всем происходящем, что слепому из-за отсутствия зрения не доступно (о картинке на экране телевизора, о дожде за окном и т.д.); научится поддерживать такой порядок в доме, чтобы все лежало (стояло, висело) на одном и том же месте, известном слепому.
            - третье: поверить, что если слепой человек нашел в себе силы продолжать активно жить и без зрения, то вам повезло, и Вы скоро будете гордиться им и собой.
            б) для незрячих с детства сегодня можно найти много литературы. Предложу мою книгу: «Беседы с родителями незрячих детей» М. АРКТИ, 2007 г. Она есть в продаже, сокращенный текст можно найти в Internet. Могу прислать электронную версию. В ней есть список литературы по реабилитации незрячих детей.
            Могу только добавить, что в своем отношении к незрячему ребенку надо помнить:
            - что, к нему надо относиться как к обычному ребенку, имеющему свои особенности развития;
            - при его воспитании, не надо ничего изобретать (в т.ч. какие либо суперсовременные технические средства, методики, программы, проекты «защищающие» (в кавычках) ребенка от окружающего мира), а воспользоваться наработками тифлопедагогики и опытом других родителей;
            - не забывать, что каждый день, месяц, год мозг ребенка знакомится с окружающим миром и развивается в определенной последовательности и если, что-то упущено, то уже не наверстать, и так же, если мозг ещё не готов решать поставленную задачу, то ребенок её не решит.
            - жалость к ребенку и к себе, есть основа гиперопеки - самой большой преграде на пути подготовки незрячего ребенка к самостоятельной жизни в обществе зрячих;
            - и последнее, медицина, чаще всего бессильна в попытках устранения глубоких нарушений зрения, возникающих у ребенка при рождении (развивающихся в первый год жизни). А вот безопасность (для мозга) этих попыток вызывает сомнение. Будьте осторожны.

            Оценка статьи: 3

  • вера Бадак Читатель 10 марта 2016 в 10:08 отредактирован 25 мая 2018 в 06:18 Сообщить модератору

    моя дочь слепнет из за диабета на левом глазу витрэктомия год назад операция сейчас кровоизлияние на правом глазу я не говорю о психологической поддержке специалистов даже больничный не дали но дело не только в моем случае ослепший остается сам с собой и с родителями где искать помощь реабилитацию куда обратиться в первую очередь не для лечения а именно для социальной адаптации