• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анна Бердникова Грандмастер

Что делать, если ребенок слишком активен на уроке?

«У учителя к моему ребенку большие претензии. Как мне объясняет преподаватель, моя дочь слишком раскованна, постоянно подсказывает всем детям правильные ответы (не дает им делать ошибки, их собственные ошибки). Я с дочерью беседовала, Мила мне говорит: «Да бесит меня, сидят-думают два часа!». Я проводила с Милой разъяснительные беседы: так нельзя, что есть учитель, он исправит ошибку и научит детей как правильно, а ты мешаешь. Если ее не спрашивают, когда она тянет руку — естественно, она кричит с места правильный ответ.

Наверное, дело в том, что она привыкла, что одна, все внимание ей, а тут еще детей много… Учитель просит объяснять Миле, что в классе надо быть скромнее, не вести себя «как у мамы на кухне». Мне всегда казалось, что такие задачи учитель решает на уроке обычно. Не первый год уже мы в школе. В первом классе такой проблемы не было, во втором в конце года что-то подобное проявилось, но сейчас в третьем — ужас… Мне выговаривают, Миле оценки снижают… Каким образом заставить Милу помнить мои пожелания и учителя, как побудить выполнять эти пожелания?"

Необходимо обратить внимание на следующее: ведет ли себя Мила подобным же образом в других детских коллективах. Желательно рассматривать, если есть такая возможность, коллективы разновозрастные и с различным уровнем знаний и эрудиции детей.

Если поведение везде примерно соответствует школьному, тогда возможно, мы имеем дело с моделью работы с информацией, таким образом Мила получает, обрабатывает и опробует новые знания. Еще одним вариантом ответа на этот вопрос может быть то, что нервная система ребенка не справляется с учебными нагрузками, и таким образом ребенок сбрасывает накопившееся напряжение.

Если поведение в различных детских коллективах различно, тогда необходимо смотреть, какими особыми чертами отличается именно школьное взаимодействие. Что здесь важно для самой Милы? Какие потребности Милы удовлетворяются таким образом? Возможно, это реализуется потребность во внимании. Подтверждение своей значимости — еще одна потребность, которая может удовлетворяться таким образом. Давайте подумаем, как можно организовать активность Милы, социально приемлемым образом.

Речь ни в коем случае не идет о том, чтобы уничтожать инициативы. Разговор о том, как инициативы направить в мирное русло. В классе чаще всего это достигается назначением ребенка главным по каким-то вопросам, консультантом, даются дополнительные задания, также забирающие часть энергии, которая обычно тратится на выкрикивания и нервирование учителя. Но это то, что со своей стороны может сделать учитель, когда и если хочет. Можно поговорить об этом с учителем, но необходимо тщательно продумать разговор, чтобы организационное предложение не выглядело обучением учителя вести урок правильно. Такая постановка вопроса может вывести конфликт на новый виток.

Другой вариант — найти потребность и попробовать насытить ее вне школы, либо вне непосредственной учебной деятельности. Этого может быть достаточно, чтобы у Милы не возникало желания реализовываться таким образом на уроке. Однако важно помнить, при выборе направления о собственных интересах Милы, чтобы ваше предложение звучало для нее заманчиво, а предлагаемое дело представлялось увлекательным.

Например, если Мила любит рисовать или фотографировать, можно предложить ей сделать фоторепортаж о каком-либо классном (школьном мероприятии). Если Мила обладает организаторскими способностями, можно предложить ей выступить в роли редактора газеты. Посоветовавшись с преподавателем, можно помочь Миле организовать в классе какое-либо мероприятие, например, выставку осеннего пейзажа или конкурс на лучшую выпечку (если у самой Милы есть интерес к кулинарии).

Еще один вариант удовлетворение потребности во внимании и признании — секция, кружок, позволяющие сделать это максимально комфортно. Если у Милы есть артистические способности — театральный кружок, если спортивные таланты — спортивная секция.

Таким образом, выбор пути реализации ограничивается только фантазией и возможностями детей, а также их родителей.

Статья опубликована в выпуске 15.01.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Нелогично

    Из письма мамы: "... моя дочь слишком раскованна, постоянно подсказывает всем детям правильные ответы ..."
    Из ответа, вероятно, психолога: "...может быть то, что нервная система ребенка не справляется с учебными нагрузками..."
    Не справляется с нагрузками?! Судя по словам мамы девочке скучно, потому что она "всё знает"!

    И ещё: "найти потребность и попробовать насытить ее вне школы, либо вне непосредственной учебной деятельности"
    И что, думаете, она оттого, что станет в свободное время заниматься фотографией, перестанет выкрикивать правильные ответы в классе? ;)

    А вот мысль насчёт "назначить консультантом" в принципе здравая. И скорее бы не консультантом, а ответственным за успеваемость и кем-то вроде репетитора. Только вот согласится ли девочка, если она всех считает тупыми. Они же все думают по два часа!

    Наблюдайте очевидное. Нужно поработать с этикой и манерами, IMHO.

  • А мне кажется, что ребёнку действительно просто скучно, потому, что у него скорость мышления другая. Мне, в своё время в школе тоже было ужасно скучно, когда другие что-то мямлили на уроке. Таким детям нужна индивидуальная нагрузка, дополнительные задания, а не дрессировка политеса... А назначение консультантом или фотографированием занять - очень хорошо, но в рамках данной проблемы бесполезно. Потому, что к тому, что происходит на уроке, отношения не имеет, или наоборот, заставляет, как меня (в своё время), страдать от того, что мой "подшефный" так медленно соображает...

  • Максим Чиж Максим Чиж Профессионал 15 января 2009 в 09:19 отредактирован 15 января 2009 в 09:21 Сообщить модератору

    Гиперактивность лечится гиперлинейкой! ИМХО

    А что делать, если выкрикивает, но неправильные ответы? Или вовсе не ответы?

    • Максим Чиж, тогда сначала вести к невропатологу, а затем искать причины такого положения вещей.

      • Анна Бердникова, Вы считаете, что если ребёнок выкрикивает неправильные ответы, то его надо к невропатологу, а если правильные, то дать ему самовыражаться дальше, так?
        По-моему, если выкрикивает неправильные ответы - то ему к учителю, к репетитору, на дополнительные занятия по предмету.
        А вот если себя безобразно ведёт на уроке - и неважно что именно он выкрикивает, - то тут уже нужно втолковать правила поведения, считаю. Ибо ребёнок, очевидно, не понимает правил и не понимает почему себя надо так вести, не понимает сути процесса, в котором участвует.

        • Анна Бердникова Анна Бердникова Грандмастер 16 января 2009 в 10:30 отредактирован 16 января 2009 в 10:31 Сообщить модератору

          Хэлли (Елена П. Б.), я считаю, что с невропатолога надо начать в любом случае: хоть правильные ответы, хоть неправильные. Если неврология не подтвердится, значит, достаточно педагогических мер, например, дополнительной беседы о правилах поведения на уроке или обдумывание, куда деть избыточную энергию.

  • Это же здорово, если ребёнок настолько перерос и в интеллектуальном, и в эмоциональном, и энергетическом плане своё окружение, включая школьных педагогов. Нельзя давать его в обиду агрессивным школьным серостям, подавляющим любую незаурядность, иначе они живо заклюют ребёнка, низводя силой и психотеррором до своего серого низкого уровня.

  • яна иванова Читатель 23 января 2009 в 18:01 отредактирован 22 мая 2018 в 18:04 Сообщить модератору

    У девочки скорей симтомы не гиперактивности, а демонстративности поведения, и причины данного факта нужно искать в симье, в самой классной обстановке. И чем скорее это будет зделано, тем лучше!