Ната Пырван Мастер

Кризис трех лет - как помочь своему ребенку стать самостоятельным?

Справка: Кризис трех лет начинается примерно в 2,5 года и заканчивается в 3,5. Считается одним из самых сложных, но важных и нужных этапов развития и становления личности ребенка.

Советский психолог Л. С. Выготский выделил семь общих симптомов:
1. Негативизм — стремление постоянно противоречить взрослым.
2. Упрямство — стремление отстоять свое требование.
3. Строптивость — бунт против старых норм и правил.
4. Своеволие — наше любимое — «Я сам!»
5. Протест, бунт — постоянное состояние войны, как с собой, так и с окружающими.
6. Обесценивание — норм поведения, вашего авторитета и т. п.
7. Деспотизм — пытается подчинить себе все и вся его окружающее.

Вашему ребёнку исполнилось два с половиной года? Радуйтесь, малыш уже так много может делать самостоятельно. А главное, что и он начинает осознавать свою самостоятельность и проявлять активность, вырывая из маминых рук одежду или ложку с криком — Я САМ! Я САМА!

Ребёнок САМ хочет управлять своими действия, мыслями и собой наконец, а тут Вы, взрослый, все время ему в этом мешаете. Маленький человек хочет самостоятельно одеться, умыться, покушать, вымыть посуду и полы, но Вы, умная мама, конечно же, рядом, и конечно же думаете: «Неправильно оденется, обольётся водой, выпачкается… и вообще, мы опаздываем…, я все сделаю сама и быстрее и лучше…».

Чего Вы добьетесь, делая за ребёнка всю эту и подобную работу? Самое первое — это скандал, истерика, обиды, зря потраченные нервы и многое другое, то, что произойдет здесь и сейчас. А вот то, что произойдет со временем: к примеру, Ваш маленький хозяин просит пылесос, но Вы же делаете это быстрей? Через десять-двадцать просьб ребёнок перестает просить пылесос, через год-два Вы просите его помочь Вам пропылесосить, но он не проявляет никакого интереса к этому процессу.

Или, Вам пора укладывать ребёнка спать, а игрушки разбросаны по всей квартире. Конечно же малыш попытается вам помочь, говорит — Я САМ, и начинает потихоньку, отвлекаясь на разные детские «интересности», собирать. «Зачем мне ждать и терять время, — подумаете Вы, — когда я сделаю это в сто раз быстрей, — и соберете все сами.

Или вот, например, классика: вы собираетесь на прогулку, в детский садик, одеваете своего малыша, и тут он опять категорично заявляет — Я САМ! И одевание превращается для мамы в пытку. Сначала все надевается наизнанку, потом, пыхтя и кряхтя, ребёнок пытается надеть все правильно, подбирая, меняя, прикладывая… И вот, наконец — он надел нижнее белье, потом долго и сосредоточенно Ваш строптивец пытается надеть колготки, носочки… тут мамино терпение кончается, и она быстро-быстро начинает одевать ребёнка, конечно под аккомпанемент слез и криков последнего.

Результат — к четырем-пяти годам ребёнок дергает маму — надень, застегни, завяжи… А что будет в противном случае, если вы позволите ему сделать САМОМУ все то, что он хочет? Ну, то, что Вы приучаете будущего взрослого к самостоятельности — это понятно всем. Но Вы также приучаете его к труду, поощряете мыслить, думать логически, оценивать ситуацию, оценивать свои возможности, знакомиться со своим потенциалом, развивать мелкую моторику, фантазию, речь, дисциплинироваться, приобщаться к взрослой жизни, наконец.

Список положительных результатов может длиться бесконечно, Вы сами должны их наблюдать и развивать, а если Вам не хватает времени, начинайте делать все на полчаса раньше. Если вы боитесь, что после того как маленький помощник стряпал с Вами пирожки и мыл посуду, кухня больше не отмоется, то подстрахуйтесь заранее: ограничьте то пространство, где юный поварёнок будет лепить: разложите заранее тряпочки под стулом, постелите клеёнку, когда он моет посуду, а главное — будьте рядом и не отходите, чтобы ребёнок не делал того, что Вам не нравится, и не причинил себе вреда!

Так что же все-таки делать?

Попробуйте сесть поудобнее, расслабиться и взвесить — чего же все-таки больше, «положительного» или «отрицательного», в этом страшном «диагнозе» — Кризисе трех лет! Я думаю, с «положительным» вопросов не возникнет. А вот что делать, если кроме «отрицательного» в кризисе Вы не видите ничего? Мой Вам совет: прочтите еще раз статью, наберитесь терпения и постарайтесь превратить все минусы в большие плюсы! Вы мама, и знаете свое дите лучше, Вам и карты в руки.

И самое главное — постарайтесь, хотя бы на секунду, встать на место Вашего малыша и понять: каково это, постоянно спорить с «вышестоящим» по росту и статусу, ежеминутно доказывая ему, что ты не только маленький ребенок с обязанностями, а Настоящий Человек с правами!

Обновлено 1.04.2009
Статья размещена на сайте 7.11.2008

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Олеся Поцелуева
    А зачем вы ждали по полочкам? я обо всем понемногу написала но статья, чье название гворит за себя: "Кризис трех лет - как помочь своему ребенку стать самостоятельным?", о САМостоятельности, как помочь стать САМостоятельным в кризис трех лет. По этому то все во круг Я сам и вертится. А о кризисе непосредственно надо читать в одноименных статьях, там вы найдете ответы на свои вопросы.
    От себя могу написать: ребенок зондирует пути дозволенного: а что будет если..я скажу так, или если я сделаю вот так.. где конец маминого терпения? Ребенок пытается утвердится, понять у кого какое место и какое место у него самого в этом мире, в вашей семье. К тому же он уже многое умеет делать без вашей помощи и хочет доказать и показать это вам. В этом возрасте: кто кого воспитывает... ребенок хочет воспитать вас: он же привык. что вы по первому зову, с пеленок, подбегаете. исполняете все его желания.. а в этом возрасте от 2 - 2,5 лет он сталкивается с сопротивлением, с какими то нормами, догмами и правилами, к которым он не привык. Оказывается мама может сказать нет, имеет свои права и может мне не подчиняться.. Вот поэтому то он и проверяет - так ли это, или я все-таки еще могу манипулировать.. Он не знает что можно. а что нет, и страдает от этого сам.
    Ну, кто-то говорит . что не обращать внимание, кто-то наоборот - жестко держать в рамках.. я считаю, что ту нужна золотая середина - аккуратно направлять его в жизнь, не травмируя. но и не давая слабину. И. все-таки, к своим баранам: если в этом возрасте не дать развиться ЯСАМу, то потом будет сложнее приучить его к труду, самообслуживанию и пр.
    А еще не надо забывать о психофизических изменениях..тут уж к узким специалистам.

    Оценка статьи: 5

  • "1. Негативизм – стремление постоянно противоречить взрослым.
    2. Упрямство – стремление отстоять свое требование.
    3. Строптивость – бунт против старых норм и правил.
    4. Своеволие – наше любимое – «Я сам!»
    5. Протест, бунт – постоянное состояние войны, как с собой, так и с окружающими.
    6. Обесценивание – норм поведения, вашего авторитета и т.п.
    7. Деспотизм – пытается подчинить себе все и вся его окружающее"
    ждала все "по полочкам", а в основном о п.4 статья.
    сынишке 2г и 8 мес и больше проблем сейчас в его проявлении п.1,2,5...
    "я не хочу с тобой больше дружить", "я не хочу с тобой жить", "уходи"...

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 6 ноября 2008 в 12:56

    Пожалуй, про "что делать" больше написано в этой статье, а у Вас, скорее, "что такое" или в "чем проявляется" кризис трех лет.

    • Я знакома с этой статьей, хорошие, полезные советы, но она, как мне кажется, больше создана... как бы "в защиту мамочек", "в помощь мамочкам". А я как раз таки и постаралась (может не полностью раскрыла тему) ответить на два вопроса: кризис трех лет и что делать, но только в пользу самого ребёнка, ведь кризис все-таки у детей, а не у родителей, и это им нужна помощь!

      Оценка статьи: 5