• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Виталий Медведь Мастер

Как перестать бороться со злом?

Сейчас уже и не вспомню, где я первый раз прочел фразу «Если уж бороться, то за добро, а не против зла». По-моему, у Лууле Виилмы… «А в чем разница?», — подумал я в тот момент. И зацепило…

…Энергия дана человеку для созидания, иначе бы он не был «по образу и подобию». Чем больше человек творит, тем больше энергии ему дается. Как только человек начинает разрушать — энергия начинает отниматься… С этой точки зрения призыв коммунистов «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» был изначально неверен. Энергия для того, чтобы «новый мир построить» вся была потрачена на разрушение старого…

Любая причина, вызывающая наше недовольство — это великолепный призыв к действию. Вам не нравится работа дворника, потому что грязный двор? Замечательно, выйдите на улицу, возьмите метлу и начните мести. Этим поступком вы шокируете ЖЭК, пристыдите дворника, поработаете над чувством собственной важности, а главное — сделаете двор чище. Если вы не хотите мести двор сами — наймите другого дворника. Если негде нанять — создайте предприятие, предоставляющее услуги подобного рода. В любом случае — возникшее недовольство должно послужить толчком для созидания.

Найти способов бороться против чего-то, что вас раздражает, можно тысячи, но этим вы вряд ли измените мир хоть на йоту. И только начав бороться за что-то вы начнете влиять на окружающее… В описанном выше случае вам не нужно бороться с нерадивым дворником (со «злом» в вашем понимании), не стоит писать на него жалобы, бить ему физиономию. Гораздо действеннее бороться «за добро», в данном случае — за чистоту.

Когда вы размышляете, как бороться «за», а потом берете и действуете, вы — максимально эффективны и для себя, и для мира. Когда вы боретесь «против», вы можете быть только эффектны. Хотя, конечно, кому-то большего и не надо…

Если вы не способны найти способ действовать, исходя из своего недовольства, то значит и на недовольство вы не имеете права. Потому как недовольство тоже отнимает энергию.

Знаменитая фраза Серафима Саровского «Спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи» также косвенно перекликается с «бороться за…». Не стоит отвлекаться на несовершенство окружающих, пока сам не стал совершенен. Работай над собой, борись за добро внутри себя, остальные сами подтянутся… «Ты видишь соломинку в глазу брата твоего, а в своем бревна не замечаешь» — не об этом ли?

С этой точки зрения выясняется, что бороться с собственными недостатками также бессмысленно. Гораздо эффективнее отвлечься от недостатков и пристально посмотреть на достоинства. И начать над ними работать. В какой-то момент недостатки просто растворятся… Это примерно как, вместо того, чтобы бегать по сцене и расставлять свечки во всех местах, где тень, взять и зажечь софит.

В воспитании собственных детей не стоит пытаться перебороть хулиганские выходки ребенка. Игнорируйте их. Боритесь «за добро»! Акцентируйте внимание на позитивных моментах, на достижениях вашего чада… Все, чего чаще всего добивается ребенок плохим поведением — это привлечение вашего внимания к своей маленькой особе. И если вы начнете обращать внимание на «добро» и перестанете бороться «со злом», то и ребенок будет ожидать похвалы и стремиться к ней. И внимание получено, и похвалили вдобавок.

…Одно время мы с другом устроили наблюдение за муравейником. То хлеба покрошим, то кусочек сахара положим. Однажды друг кинул на муравейник пустую пачку из-под сигарет. Зло для муравьев? Безусловно. Но если бы они стали пытаться с этим злом бороться — постарались бы эту пачку с муравейника спихнуть, то не одну муравьиную жизнь потратили бы. Муравьи поступили проще. Они эту пачку встроили внутрь муравейника. И если даже «добром» пачка не обернулась, то и злом быть перестала.

Когда вы заметили, что вас что-то не устраивает, вы против чего-то, первое, что нужно сделать, это понять, что же тогда «за»… Найти цель. Несовершенство мира может казаться вам злом, пока вы не найдете себе цели. Вот вы в унынии идете по дороге и смотрите себе под ноги. На дороге лежит большая, упавшая ветка. Вы злитесь, что приходится эту ветку поднимать, отодвигать, приходится с ней бороться. Но если вы встали на дорогу, четко видите цель впереди себя и идете к ней, то эта ветка для вас будет лишь незначительным препятствием, и, скорее всего, вы отодвинете ее, даже ни на секунду не отрывая взгляда от точки впереди … Вы не боретесь против ветки, вы идете к цели, боретесь «за»…

Так поборемся?!

Статья опубликована в выпуске 25.02.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (53):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • хорошие мысли... правильные!

    Оценка статьи: 5

  • Китайская жизненная заповедь:
    Никогда не показывай своего раздражения - и будешь человеком.
    Понимаю это так, что со злом бороться можно хладнокровно, не роняя себя.

  • Виталий Медведь,Статья то откровенная но для нормального ответа надо осмыслить и определиться что так и не так.Время нужно,но заранее, за смелость написания и откровения ставлю 5.А комментарий потом, извините.

  • Умный борется и меняет мир. Мудрый меняет себя, и необходимость бороться исчезает сама. Все причины внешних событий - внутри самого человека. Но он упорно не хочет это понимать.

    Оценка статьи: 5

  • Позитиффффф!!!!

    Оценка статьи: 5

  • Виталий Медведь, ОТЛИЧНАЯ статья, ОТЛИЧНАЯ! Еще одного позитивиста в нашему берегу прибыло. Бороться не будем, будем делать мир чище и красивее! Кто за?

    Оценка статьи: 5

  • Юрий Белый Дебютант 25 февраля 2009 в 11:40 отредактирован 25 февраля 2009 в 11:42 Сообщить модератору

    "Бороться не будем, будем делать мир чище и красивее! Кто за?.." Исключительно правильные слова! Мальчикам все бороться бы, все воевать бы с обстоятельствами или с монстрами, существующими лишь в их воображении. А прекрасная половина Человечества сразу в корень зрит! Я "за" двумя руками.

    Оценка статьи: 5

    • Тогда пора создавать в рамках проекта Школа жизни Клуб позитивистов. А что - сегодня Новолуние - любое отпущенное на волю желание обязательно сбывается! А то просто устала слушать стенания о несовершенстве мира, о химерах вокруг нас и прочих расстройствах.

      Чисто не там где метут, а там где не сорят.

      Оценка статьи: 5

      • Жанна Магиня, Вам не нравится работа дворника, потому что грязный двор? Замечательно, выйдите на улицу, возьмите метлу и начните мести. .... Вы это прочиали?

        Чисто не там где метут, а там где не сорят.

        Таки получается, что в сатье призывают мести, а Вы призываете не сорить.

  • Согласен. Кризис - результат духовной деградации, стремительной активизации культа потребления в мировом масштабе. И бороться с ним можно и нужно, в том числе, и созданием коллективного духовного импульса. Есть два пути: первый - принудительное очищение через болезни, несчастья, смерть. Второй - осознанное внутреннее изменение. Второй путь менее болезненный. Но главный парадокс в том, что он реально работает (личный многолетний опыт). Изменение внутреннего состояния приводит к изменению внешних реалий, а вовсе не наоборот, как утверждают господа материалисты.

    Оценка статьи: 5

  • У меня сегодня тоже замечательный день по той же причине! Спасибо за ссылку, статья отличная! Несколько замечаний, если позволите, ладно? Рождаемся мы с разными возможностями (кармой, судьбой). Интуиция - не такое же чувство, как остальные пять. Оно лежит гораздо глубже чувственной эмоциональности. Интуиция - голос души, идущий изнутри, а остальные пять направлены на познание внешнего мира. Чтобы услышать интуицию нужно затормозить (отключить) сознание, которое ее заглушает. Эффективный способ - медитация. Впрочем, это лишь другие слова о том же, о чем вы написали. Суть та же. Теперь нужно найти других единомышленников и расширять круг!

    Оценка статьи: 5

  • Виталий,
    вам 5 за попытку разобраться в вопросе.
    5 не в журнале))-пока только в тетради
    А по статье куча замечаний, всё перепутали, начиная от заголовка статьи....вечером вернусь, докомментирую...

  • Виталий Медведь, Виилма писала, что борьба со злом и борьба за добро одинаковая глупость. Разница только в характере заболеваний. Любая борьба -это разрушение без созидания. Посыл правильный, а вот в остальном ..

    Оценка статьи: 3

    • Людмила Есипова, многие ли из ваших знакомых готовы отказаться от борьбы? Нет.
      В борьбе смысла нет, полностью согласен, но вот в момент суметь объяснить так, чтобы это приняло большинство - пока не умею. Поэтому и пишу, что ЕСЛИ уж бороться, то за добро...

      Оценка статьи: 5

      • Виталий Медведь, странно, но не первый раз сталкиваюсь с аргументом и ссылкой на большинство. Я не большинство а просто Я и отвечать буду только за себя и начинать с себя. Мы все одно на тоном плане, но мы все разные и жизнь проживаем свою а не общую. Впрочем за общую удобно не отвечать.

        Оценка статьи: 3

  • Вот священник после разговора с Поллианной порвал черновик своей проповеди, в которой хотел обличать пороки прихожан, и вместо этого решил обратиться к ним с речью о том, какими хорошими они могли бы быть и как он верит в это. Потому что Поллианна сказала ему, как её отец подсчитывал, сколько раз в Библии написано "радуйтесь" - вышло очень много. И когда человеку постоянно твердят о том, как он плох, у него опускаются руки и пропадает желание что-либо делать, а добрые слова ободряют и наполняют желанием творить.

  • Бороться - значит оказывать сопротивление, преодолевать, уничтожать. Или не так? А что плохого в преодолении, или в уничтожении зла?
    Другое дело, что борьбу со злом превращают в спорт, те. в самоцель. Само-собой, что от этого толку не будет и зло так только преумножается.

    Для уничтожения зла нужно не столько бороться с самим злом, сколько уничтожать его причины. Но чтобы их уничтожать, их нужно обозначить. А это очень даже невыгодно тому, кого называют отцом зла.

    Вот его служителеи и принимают вид служителей правды, и говорят, что со злом бороться не нужно, а то еще и до причин доберутся.

  • Вячеслав Старостин Вячеслав Старостин Грандмастер 26 февраля 2009 в 22:00 отредактирован 26 февраля 2009 в 22:00 Сообщить модератору

    Есть очень емкое понятие в православной религии - "понуждать". Понуждать себя жить по-евангельски (в соответствии с содержанием Евангелия) - не значит бороться, но усилия должны быть.

    Оценка статьи: 5

  • Юрий Белый Дебютант 26 февраля 2009 в 22:10 отредактирован 26 февраля 2009 в 22:12 Сообщить модератору

    Эх, жарко тут у вас!

    "Это злые дяди списывают свое злодейство на тех, кто их разоблачает, и натравливают на разоблачителей не только тех, кто им служит, но и тех, кого они оболванивают, грабят и насилуют..."

    Опять во всем злые дяди виноваты! Ох уж эта мне борьба за миф под названием "социальная справедливость"! Любой буддист вам скажет, что обижают тех, кто обидчив, унижают тех, кто страдает внутренней гордыней, бьют тех, кто подсознательно агрессивен. ищите причины в себе, и окружающий вас внешний мир изменится!

    Верно уважаемая Надя Гаева написала: "Невежества нет, это просто отсутствие знаний". Ей мой личный респект!

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Белый,
      Любой буддист вам скажет

      Так буддистам уже несколько тысяч лет назад мозги отшибают...
      а русские православные, да и другие коренные народы европы и той же азии пока еще видят, от кого зло исходит.

      ищите причины в себе, и окружающий вас внешний мир изменится!

      Классики давно поняли, что есть опиум для народа и кто его распространяет.

      "Невежества нет, это просто отсутствие знаний".

      А вот Будда говорил, что невежество и есть самое главное зло.... Но если для Вас авторитет Нади выше...

      • Юрий Новиков, не с кем побороться? В этом я Вам не помощник! Считайте, что победа за Вами!

        Оценка статьи: 5

        • Юрий Белый,* не с кем побороться? В этом я Вам не помощник! Считайте, что победа за Вами! *

          Ну что Вы - я же не спортсмен...и не злой дядя. Я просто из вежливости отвечаю... и с надеждой, что кто-то поймет, что невежество и его распространение - это зло.

          • Юрий Новиков, примите мир таким, каков он есть, и проблем станет меньше, ей-богу! Камень или дерево, не делят мир на добро и зло. Одному лишь человеку свойственно создавать себе умозрительные иллюзии, а потом сражаться с ними, не понимая, что это борьба с самим собой.

            Оценка статьи: 5

            • Юрий Белый,
              примите мир таким, каков он есть, и проблем станет меньше, ей-богу!
              Таки принимаю.. куда же деваться? Другого нет. Но филисифия кота Леопольда - это даже не для всех котов. Не предлагаете же Вы примириться с тем, чтобы кормить паразитов и радоваться?

          • Юрий Новиков, если представить, что каждый человек по-своему разделит мир на добро и зло, тогда легче будет принять, что и нет их- добра и зла. Есть просто жизнь в своей целостности. И принимать ее надо, пожалуй, всю, какая есть. А если что изменить хочется - так с себя и начинать надо, а вариантов действий с себя может быть очень много.
            Статья отличная.

            Оценка статьи: 4

            • Оксана Венкова, вспомните слова песни(как прекрасен этот мир посмотрииии...,или еще -была страна необъятная моя Россия .....а теперь мне говорят,что нет.В творчестве авторов отражено восприяте мира большинством (аудитории) на ура.Так что надо всетаки прислушиваться к творческой интеллигеции.Не знаю каким чувством чувствуют но всетаки чувсвуют и пишут и прогнозы сбываются.А для политиков они только пиар,сообщение нужной информации.Бабки сколачивают и рейтинг.Продаются и покупаются. Так куда настоящяя журналистика идет в ж.....

              • виталий данилов, мне представилась такая картинка: сидят два древних египтянина на ихней древнеегипетской завалинке и рассуждают, дескать, и фараоны пошли не те, и молодежь вырождается, и клинопись испохабили...

                Оценка статьи: 5

            • Оксана Венкова,
              каждый человек по-своему разделит мир на добро и зло,

              Человеки, как представители одного вида, не могут иметь разное представление о добре и зле. Другое дело, что генетически некотрые до того разные, что человеками уже и не являются. И многих нормальных людей таие уже развратили. Ну, занесли вирусы либерализма, гомосексуализма, спорта, пьянства... Само собой, что для таких представление о добре и зле НЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ.

              • Юрий Новиков,
                выходит, если человек не разделяет вашу систему добро-зло, так он и не человек вовсе?
                По-моему именно с такой позиции и начинается все, с чем вам хочется бороться. Разные мы все. И имеем на это право. Чем терпимее будут люди друг к другу, тем меньше будет того, что Вы называете "злом".

                Оценка статьи: 4

                • Оксана Венкова,

                  выходит, если человек не разделяет вашу систему добро-зло, так он и не человек вовсе?
                  ??? Я придерживаюсь именно человеческих представлений о добре и зле, а вот те, кто их разделяет... тут дейсвительно есть о чем подумать.

                  Разные мы все.

                  Так ясно, что есть мужчины и сеть женщины, но они в НОРМЕ должны друг друга любить

                  Чем терпимее будут люди друг к другу, тем меньше будет того, что Вы называете "злом".

                  ЛЮДЯМ, как и почим тварям каждого вида, друг друга терпеть не надо, тк. в норме они друг друга любят,....

                  Ничего личного, но хотят, чтобы их терпели, только не люди, которые паразитируют на людях. А паразитизм - это зло. Но разве со злом не нужно бороться? Или Вы думаете иначе?

  • Спасибо, Виталий!
    Жаль только, что все это очень грустно. Так и вспоминается цитата:
    "Один из Великих Инквизиторов искренне удивлялся тому факту, что чем больше еретиков он отправляет на костер, тем больше ереси он видит вокуг..." А ведь считал сей человек, что борется за исключительно правое дело.

    Оценка статьи: 5

  • Анна Левинсон Анна Левинсон Дебютант 28 февраля 2009 в 18:32 отредактирован 28 февраля 2009 в 19:01 Сообщить модератору

    Хороший вопрос подняли, Виталий.
    А что такое зло, и кто наделил нас правом называть что-то "злом" Вы привели отличный пример с муравьями.
    Когда я слышу от учеников - это плохо, а это хорошо, это добро, а это зло...я всегда задаю вопрос - кому?
    Волчица загрызла ягненка...
    Где тут зло, и где добро? Смотря с чьей стороны посмотреть...

    Еврейская сказка
    Пути господа праведны
    - О, Всемогущий, судья над всем миром! Не могу я стоять в стороне и смотреть, как унижают праведника, притесняют вдову и обижают сироту. Не могу видеть зло и мириться с ним. Прошу Тебя, поведай мне тайны путей Твоих, покажи, как вершишь Ты суд справедливый и праведный. Хочу постичь пути Твои, чтобы растолковать всему роду людскому, что награждаешь Ты человека за заслуги и наказываешь его за грехи. И сказал Бог:
    - Слышу молитву твою, мой верный слуга Моше. Подними глаза свои к небу, и открою Я тебе тайны судов Моих праведных, как не открывал еще ни одному смертному. Внимательно следи за тем, что Я тебе покажу...

    Оценка статьи: 5

    • Анна Левинсон,
      Волчица загрызла ягненка...
      Где тут зло, и где добро? Смотря с чьей стороны посмотреть...

      Отличный пример, но... в природе все звери различают себе подобных и тех, которые их грызут, а вот у людей ... у людей волки облачились в овечь шкуры, жрут овец и требуют, чтобы овцы помалкивали. И называют это демократией и либерализмом.

  • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 28 февраля 2009 в 18:55 отредактирован 28 февраля 2009 в 21:31 Сообщить модератору

    Поток сознания, приятно, что искренне. Но опять начинаем делить на "надо делать" и "никогда не надо делать".
    С точки зрения автора не могу понять:
    1. как относиться к фашизму, например? Становиться лучше внутри себя? Их было много, сгоревших потом в печах концлагерей. И это - не слова, если посмотреть вокруг себя. Это не прошлое, это настоящее.
    2. Второй вопрос проще: дитё сопливое кроет матом - мужчины взрослые молчат, устремив взгляд в даль светлую (правда, может это они в это время в себя смотрят, "спасаясь"?) Тётка (ну ясно же, что с неё взять с непросветлённой) мальчонке "замечает". Кто неправ? Судя по статье - тётка... А по мне - на кой ляд мужики тогда нужны, пусть даже глубоко внутри очень гармоничные?

    Оценка статьи: 4

    • Татьяна Павликова, я не ставил себе задачей создать идеальную концепцию, которая бы отвечала на все вопросы и к которой нельзя было бы подкопаться. Я ставил целью небольшой статьей направить мысли читателей в сторону позитивного мышления и, думаю, цели в какой-то степени добился...
      Впрочем, если акцентироваться на инерции мышления: вы не отметили, что в статье ХОРОШЕГО, вы ищете нестыковки и проколы, то текст не так уж и работает

      Оценка статьи: 5

      • Виталий, а как это: "в статье ХОРОШЕГО"?
        У статьи конкретное название Как перестать бороться со злом? Вот у меня и возникло противоречивое чувство: есть ведь зло, с которым не надо бы переставать бороться... И эта борьба сама по себе - несёт добро. Кому принадлежат слова о том, что самое страшное, это равнодушие?
        Я нестыковки и проколы не ищу... и текст он что - мантра, что бы "работать"?...

        Оценка статьи: 4

    • Оксана Венкова Читатель 28 февраля 2009 в 23:39 отредактирован 28 февраля 2009 в 23:40 Сообщить модератору

      Татьяна Павликова,
      я не претендую на истину..., но веками люди боролись. Результат мы с Вами наблюдаем.
      Вот и думаешь порой : "может все, что не устраивает в жизни (например Ваши первый и второй пункты в предыдущей реплике) и возникает именно от того, что люди делят жизнь на добро и зло, хороших и плохих, черное и белое."
      Может, лучше начинать с себя, чем активно переделывать окружающих, воспитывать, так сказать, в добре...
      А позиция автора статьи никак на равнодушие не похожа. Скорее наоборот - очень активная позиция, и чем больше людей ее займут - тем меньше будет печальных событий на Матушке-Земле.
      Так думаю....

      Оценка статьи: 4

      • Оксана Венкова, мне как раз нравится искренность автора. Но полагать, что такую позицию займут все остальные люди, очень наивно... Примеры я привела просто из жизни рядом. И ответа на них, ни автор, ни вы дать не можете.
        Эта позиция и очень злую шутку может сыграть: лелея свой чистый образ можно в конце концов превратиться в недовольного всем и вся - весь мир-то не торопится меняться. Вы хороший, а они остались неидеальными! Дворник так и не хочет мести, он стоит с метлой наперевес и ждёт, когда вы выйдете из подъезда! Не перестали пить и буянить соседи - вы же изменили отношение к ним и не докучаете... Не спешит измениться товарищ, бьющий ребёнка или жену (ну скажите - с чего?)
        Это хорошо - думать! И статья Виталия мне нравится! А мои слова - повод ему для размышления...

        Оценка статьи: 4

  • Л Л Читатель 20 июля 2010 в 19:01 отредактирован 24 мая 2018 в 10:29 Сообщить модератору
    Не могу разобраться

    Замечательная статья. Но меня вот тоже постоянно терзают сомнения, как понять: единственный способ борьбы со злом - добро. Например, вижу я, как на улице собаку кто-нибудь мучает, что я должна делать? По-моему, так стоит подойти и очень уверенно и несколько хладнокровно сказать: "Отойди, не смей трогать собаку!" Будут ли в данном случае гнев и агрессия с моей стороны злом?
    А вот если сказать: "Не трогай, пожалуйста, собачку, ей больно!" (вроде как по-доброму, без агрессии, в расчёте не человеческое начало в каждом), то, по-моему, такой мерзавец только ещё больше уверует в собственную правоту и силу. И зло станет творить только с большим усердием.
    Так что, по-моему, порой зло может остановить только сила и достойный отпор. А если стараться отвечать на зло добром, то твоё добро может быть просто не понято и будет воспринято как слабость и бесхребетность.