Татьяна Морозова Мастер

Что делать с «плохими способностями» Вашего ребенка?

Ваш ребёнок пришёл из школы, и Вы, дорогие его родители, интересуетесь оценками своего отпрыска. Школьные отметки, отражающие успеваемость, влияют не только на уверенность ученика в себе, понимание своих возможностей, но и на Ваше к нему отношение. Неуспевающий школьник иногда рад-радёшенек, что его сегодня не вызвали — хотя бы дома ругать не будут. И действительно — довольно спокойно воспринимают взрослые ответ на свой вопрос: — А меня сегодня не вызывали…

И правда: зачем раньше времени расстраиваться? Вы этот ответ очень часто слышите и считаете, что нет в нём ничего особенного — значит, учитель спрашивал сегодня кого-то другого, не дошла очередь.
Вы терпеливо ждёте, когда же вызовут Ваше чадо, чтобы узнать, как он успевает. И вот, дождались на свою голову — в дневнике появилась первая неудовлетворительная оценка, а потом ещё и ещё…
Вы удивляетесь: уроков ребёнок не пропускает, домашние задания добросовестно выполняет, почему же такая неуспеваемость? Вы в недоумении идёте в школу и узнаёте от учителя неприятную новость: у ребёнка «плохие способности».

Но так не хочется признаваться себе, что это правда, и в ход идут, иногда, любые оправдания: «придираются», «хотят заработать дополнительными уроками», «слабая подготовка у учителя», «не дают высказаться». Никак не верится, что твой ребёнок слабее других, что у него хуже способности. Сжимается сердце родительское от крушения надежд, и выползает холодной змеёй обида: но почему у меня такое дитё?

Где-то в глубине души Вам жалко и понятно, что глупо упрекать ребёнка, что он такой уродился, что у него не получается, как у других, что он так не умеет. Но очень хочется побыстрее исправить положение, и Вы решаете начать с угроз: «Теперь ты у меня забудешь и про компьютер, и про телевизор!».

Запомните, ребёнок с «плохими способностями» особенно нуждается в родительской помощи, в Вашем сочувствии. Он ведь и сам видит, что хуже других воспринимает материал учителя, плохо запоминает, не так отвечает, а ведь находится в детском коллективе, где особенно острым бывает дух соревнования. Отстающие дети с ранних лет аккумулируют в себе многочисленные поражения и скрывают свои страдания. В классе они стараются сидеть на последних партах, не привлекая внимание учителя, чтобы не опозориться лишний раз перед другими учениками. И отношения одноклассников зависят от оценки преподавателя! К таким детям следует относиться с особым сочувствием, вниманием и лаской — они на данном этапе страдальцы.

Образуется порочный круг ущербности: низкие отметки в школе укрепляют общие отрицательные ожидания, а они в свою очередь рождают результаты и оценки на нисходящем уровне. Неуспех сказывается на развитии: пропадает учебный интерес, занижается самооценка, и подросток ищет друзей вне школы, пытается самоутвердиться в компаниях таких же, как он сам, неблагополучных детей разочарованных родителей.

Очень важно в этот трудный для подростка период не гнать его из дома, а наоборот — создать домашний уют и поддержать состраданием, верой в будущий успех. Никогда сами не расстраивайтесь по поводу «плохих способностей». Жизненный опыт утверждает, что судьба у детей менее одарённых складывается не хуже, чем у способных, а иногда даже намного успешнее. Родители должны хорошо знать своего ребёнка: его интересы и способности, выяснить, что у него получается лучше всего. «Плохие способности» иногда в ожидании такой талант выявляют, что диву даёшься. Не думайте, что, если ребёнок успевает лучше других в математике, то это доказательство явных способностей. Жизнь проверяет не только по школьной программе!

Если Вам повезёт с мудростью учителя, то его доброжелательность и Ваша поддержка способны сотворить чудо и при малых способностях. А что делать, если оценка учителем занижена из-за отрицательных ожиданий, то есть негативной установки? Главное — знания, и вы должны убедить в этом своё чадо! Никогда не поздно мобилизовать все силы и удивить преподавателя хорошим ответом или отличной контрольной работой. Добившись успеха, не оставляйте подростка без внимания, постоянно учите его видеть продвижение к намеченной цели, радуйтесь вместе с ним, развивайте сильные стороны и подтягивайте слабые.

Помните, что способности могут быть заторможенными, и бывает, что, вникнув в психическое состояние ребёнка, можно выяснить причину неуспеваемости, постараться их высвободить. Часто ребёнок теряется, когда чувствует повышенное к себе внимание, боится, что не так скажет, не так напишет, и, когда ошибается, может совсем упасть духом. Чтобы не испытывать неприятностей, он замыкается и начинает чувствовать свою ущербность.

Есть дети с болезненным самолюбием — жаждут быть первыми, а когда у них ничего не получается, они тяжело переживают. Бывает так, что «плохие способности» детей вызываются элементарной усталостью. Уж такая у них нервная система особая — не выдерживает длительного напряжения и мобилизованности. Начинают такие подростки, как правило, успешно, но быстро выдыхаются, теряют интерес.

Встречаются также дети со странными способностями: иногда всё у них получается, и они справляются с заданиями не хуже других, а временами проявляют явное отставание. Эти ребята, как правило, потенциально одарённые, ожидающие своего дела и своего часа.

Дети, попадающие в школу из домашней обстановки, не привыкшие к коллективному общению, долгое время могут быть пугливыми, проявляя молчаливое упрямство и не воспринимая объяснения учителя.

Любой случай отставания от среднего уровня требует внимательного анализа. Тушующихся детей следует постоянно ободрять, избегая даже намекать, что у них способности ниже среднего уровня. Отыскивайте для них занятия, где они могут неплохо себя проявить, и обязательно хвалите. Даже за то, что обернули красиво книгу или навели у себя в комнате образцовый порядок.

Категорически не рекомендуется ободрять ребёнка при других детях, в чём-то принижая: «Что ты трусишь? Покажи, что ты не хуже других!»
Нежелательно давить примерами: «Как тебе не стыдно? Все могут, а ты не можешь!»
Нежелательно напоминать ребёнку, что у него плохие способности: «Где твоя сообразительность?», «Ты ведь знаешь, что у тебя плохая память».

НЕЛЬЗЯ — оскорблять словами, подчёркивающими ущербность: «В кого ты такой тупой?», «Почему ты такой тугодум?».
НЕЛЬЗЯ — ругать по поводу «плохих способностей».
НЕЛЬЗЯ — допускать, чтобы ребёнок чувствовал свою ущербность.
НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ГНАТЬ ПОДРОСТКА ИЗ ДОМА!

Учите трудолюбию, уравновешенности, упорству, находчивости, целеустремлённости, приводите положительные примеры из жизни великих людей. Не забывайте похвалить, если ребёнок в чем-то добился успеха, не давайте утвердиться неполноценности. Берегите себя и своих детей, доставляйте им побольше радости.

Обновлено 5.12.2006
Статья размещена на сайте 4.12.2006

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень правильно написано. К сожалению, мы, родители, вроде бы и все понимаем, но зачастую поступаем неверно. Потом раскаиваемся.
    Сейчас смотрю на своего сына и думаю - эх, малыш, а ведь порой я был не прав.

    Оценка статьи: 5

  • Отличная статья! И прекрасно все описано - на мой взгляд. Верное замечание, что отстающие ученики часто устраиваются в жизни не хуже, а то и лучше отличников. Но всему есть свой предел. Все-таки статистически "хороший" ученик довольно легко поступает в университет и устраивается на неплохую работу. И далеко не все ребята, которые без высшего образования могут начать свое дело и стать успешными бизнесменами. Здесь уже речь идет об организаторских способностях... Хотя они со временем тоже могут развиться в человеке. Но ставлю заслуженную 5!

  • "Встречаются также дети со странными способностями: иногда всё у них получается, и они справляются с заданиями не хуже других, а временами проявляют явное отставание". Я бы посоветовала родителям в этом случае обратить внимание на здоровье ребенка. У него могут быть, например, проблемы с мозговым кровообращением или еще что-нибудь в этом роде. У меня такая девочка: то все делает, быстро и правильно, а то у нее в голове включается какой-то блок и элементарные, десять раз деланные вещи повторить не может. У нее это вызвано проблемами со здоровьем.

  • Все правильно, жаль, что это не всем у нас очевидно.
    Особенно это касается учителей.
    Как-то по сети ходил список высказываний учителей - к ученикам. Я просто в ужасе была, какие там грубые, хамские, унизительные вещи. Лучше вообще не учиться. чем ходить в такую бурсу!

  • чаще всего такие дети, когда у них на душе не ладно. либо их слишком разбаловали, а теперь жизнь их выпрямляет, а это больно и они сопротивляются.
    либо их сломали чем-то другим.

    а вообще, верное замечание - развивайте хорошие. и еще, не все, что делают плохого дети - плохо. это с нашей мора плохо.
    может их стоит понять?
    но при этом и не позволять сидеть на шее...и даже "на руках" ...пусть учаться ходить.

  • ЧТО ДЕЛАТЬ С «ПЛОХИМИ СПОСОБНОСТЯМИ» ВАШЕГО РЕБЕНКА?
    Развивать неназойливо хорошие.

  • Очень хорошая работа. Чачто габлюдаешь, как любимого ребенка родителли просто мучают своими ненужными «наставлениями», вместо понимания и практической помощи

    5!