Судя по словарю, профессиональная пригодность — это «совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда». Заметим, что профпригодность — не врожденное качество, а, в том числе, формирующееся в процессе самого труда, а значит говорить о профнепригодности абитуриента к какой-то профессии — явно некорректно.
Кроме того, в это понятие также включают удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.
Итак, действительно, если мы откроем описание любой профессии, то увидим в нем перечисление целого ряда так называемых профессионально важных качеств. Причем это перечисление начнется с особенностей физического развития и закончится необходимым набором ценностей, принципов. Если подойти к этому вопросу досконально, мы придем к интересному выводу. Получается, что чем сложнее сама по себе профессия, тем больше вероятности, что она просто-напросто не подойдет никому. Что же получается? Не существует профпригодных врачей или, допустим, геологов? Но ведь в любой области есть блестящие специалисты, порой не вполне соответствующие этому самому «описанию идеального профессионала».
Что-то здесь не так… Кажется, гораздо продуктивнее все же судить о профпригодности по результатам. А в приведенном выше определении видны два таких критерия. Первый — эффективность труда. Второй — внутренняя удовлетворенность своей работой и ее результатами.
Таким образом, удается эффективно выполнять работу и получать от этого удовлетворение — значит, человек профпригоден. А уж за счет каких средств и какой ценой дался этот успех — вопрос второй.
Тут можно вспомнить классический пример композитора Бетховена, который писал прекрасную музыку, полностью лишившись слуха. Казалось бы, слух абсолютно необходим для музыканта, однако же нашлись механизмы, способные компенсировать это качество. Вспомним и знаменитого летчика Маресьева, который продолжил летать после ампутации ног, несмотря на то, что все комиссии признали его «профнепригодным».
Срабатывает так называемый закон компенсации. Наш организм, наша психика вообще так устроены, что в определенных условиях одни функции способны заменять другие. Даже из приведенных выше легендарных примеров видно, что же на самом деле для этого нужно. Конечно же, сильное желание и сильная воля к достижению результата.
Эти примеры, безусловно, необычные, при таких ситуациях говорят о так называемой «абсолютной профнепригодности» (обычно в таком случае речь о медицинских противопоказаниях). Но если уж кому-то удавалось преодолеть такие барьеры, то что говорить об «относительной профнепригодности». Все же случаи абсолютной непригодности к какой-то профессии в жизни встречаются довольно редко. Обычно речь идет о качествах, которые так или иначе можно развить либо компенсировать.
Итак, многое зависит от того, каких именно качеств не хватает. Чем значимее они для профессиональной деятельности, тем больше потребуется сил и времени, чтобы их развить, тем сложнее будет их чем-то заменить.
Нужно заметить, что универсальной человеческой способностью является интеллект. За счет развитых интеллектуальных способностей человек может компенсировать многие качества. Известны случаи, когда интеллектуально развитые люди, по каким-то причинам вынужденные заниматься не своей профессией, довольно быстро усовершенствовали способы действия в ней. К примеру, необходимость механически запоминать большие количества информации заменяли введением удобной системы ее хранения.
Гибкость, открытость новому, умение эффективно работать с информацией — тоже универсальные профессионально важные качества. Человек, обладающий ими, легче освоится в любой профессии, несмотря на какие-то несоответствия идеальному образцу.
Есть и другой путь реализации в любимой профессии. Путь, который не требует «подгонять» себя под профессию, а наоборот, позволяет творчески видоизменять ее саму.
Иногда люди, которые идут в профессию, несмотря на формальную непригодность к ней, меняют саму профессию. От развития внутри профессии новых специализаций до появления новых методов.
Попробуем предположить варианты такого развития событий.
К примеру, разрабатывать дистанционные методы обучения взялся тот человек, который был очень увлечен педагогикой, самими процессами обучения, передачи знаний, но при этом не особо любил общаться с детьми?
Разве мы теперь сможем назвать профессионально непригодным педагога, который разработал такую технологию обучения, которую человек может использовать самостоятельно, эффективно получая при этом новые знания и умения? Конечно, нет, мы будем лишь говорить о том, что он специализируется в одном из направлений своей профессиональной области.
Представим себе «профнепригодного» баскетболиста (например, из-за низкого роста) или футболиста, который при этом умеет великолепно разбираться в возможных тактиках игры, мастерски оценивать особенности игры соперников и настраивать на матч своих товарищей по команде. Безусловно, такой игрок способен создать особенную стратегию игры всей команды, сделать саму игру немного другой, чем она была до него. Ну и конечно он сможет стать отличным тренером.
Если еще недавно невозможно было себе представить художника-модельера или дизайнера, не умеющего профессионально рисовать, то сейчас, с развитием компьютерных технологий, это реальность. Специальное программное обеспечение позволяет выразить художественные образы без помощи карандаша и бумаги, были бы идеи. И это сейчас веб-дизайн начинают признавать отдельной серьезной отраслью художественного дизайна, а еще недавно этих специалистов считали дилетантами, не дотянувшими до «настоящего» дизайнерского искусства, в общем, «профнепригодными». Получилось, что они смогли совместить свой интерес к компьютерным технологиям и креативность, создав, по сути, новую профессию.
Наверное, все слышали и истории про знаменитых актеров, которых при поступлении в театральный признавали «непригодными к профессии» из-за нарушений дикции или нестандартной внешности. А позже именно эти актеры, ломая стереотипы, создавали на сцене или в кино новые, нетипичные, всем запоминающиеся образы героев за счет собственного таланта, позволившего сделать «профнепригодность» уникальностью.
Я думаю, из этих примеров понятно, что профессия — это все же открытая система. То, что сейчас кажется непригодностью, возможно, завтра станет требованием одной из специальностей. Похоже, главным профессионально важным качеством все же стоит считать мотивацию — интерес к профессии, увлеченность ею, любовь к своему делу. А сочетание мотивации со всеми необходимыми способностями и качествами уже называют призванием. Скажете, это уже не каждому дано? А может просто у вас призвание к той профессии, которой еще не существует?
Согласен с мыслями, изложенными в статье.
У меня, например, получается практически всё, к чему я испытываю жгучий интерес.
0 Ответить
Хорошая статья, но некоторые вещи в ней удивили и с точки зрения психологии, и с точки зрения здравого смысла.
Например: " удается эффективно выполнять работу и получать от этого удовлетворение – значит, человек профпригоден. А уж за счет каких средств и какой ценой дался этот успех – вопрос второй".
Иллюстрация первая: пилот с больным сердцем. И с работой справляется, и любит ее - но за счет чего летает? За счет будущего инфаркта, которые не факт, что не случится в воздухе....
Иллюстрация вторая: пьющий хирург. Блестящий профессионал, тоже работу любит. Но – переживает неизбежные в этой профессии неудачи таким вот способом. Все упирается в то же самое: за счет какого ресурса обеспечивается профпригодность? И до каких пор она будет обеспечиваться?
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Евгения Лепешова,
например: "нет математических способностей" звучит как приговор.
Нет их и все тут занимайся гуманитарными науками и не рыпайся.
На самом деле математические способности вполне успешно развиваются, надо только прилагать к этому усилия (причем с двух сторон, и со стороны учителя, и со стороны ученика). Конечно я не утверждаю, что из любого ученика получится высокопрофесииональный математик, встречаются люди с выдающимися способности. Начал я как -то объяснять один вопрос ученику, который разобрал и расписывал, чтобы понять, а он мне говорит,-так это-же очевидно. Но такие встречаются весьма редко. Другой вариант: ходит ко мне на программирование школьник, пытается понять, но не идет у него понимание. Заканчивается год, ну, думаю, на следующий год он уже не придет, нет приходит. И приходит еще и еще. Постепенно он начал разбираться, до уровня олимпиадных задач он не поднялся, но элементарное программирование освоил, сейчас университет заканчивает. А можно было сказать,- ты слаб и у тебя не получится, и не получилось бы.
0 Ответить
В Нижнем Новгороде Шаляпин и Пешков поступали в хор. М. Горького взяли, а Ф. Шаляпина отвергли по профнепригодности.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошая статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить