Татьяна Морозова Грандмастер

Что важно знать о склонностях, задатках и способностях?

Вы заметили, что Ваш ребёнок имеет склонность к рисованию, покупаете карандаши, краски. Вам очень нравятся его рисунки, и закрадывается мысль: — А вдруг?
Знайте, склонность — это всего лишь первый, наиболее ранний признак зарождающейся способности.

Склонность проявляется в стремлении ребёнка к определённому роду деятельности — рисованию, занятию музыкой, сочинительству. Но помните, что наряду с истинной склонностью может быть и ложная (мнимая). Увлечение может быть при этом деятельным, да вот только результаты достигаются посредственные.

Ложная склонность чаще всего бывает следствием родительского или учительского, или тренерского внушения, или самовнушения. Если Вы заметили, что склонность мнимая, не оказывайте сильного давления для улучшения результатов, выходите мягко из ситуации, приучайте себя и ребёнка к мысли, что интересных занятий бесчисленное множество, и он ещё найдёт свою истинную склонность.

Иногда родителям очень хочется дать детям музыкальное образование, и это прекрасно. Однако, совет Вам — выясните на начальном этапе, истинная ли склонность проявляется у ребёнка к музыке, есть ли у него задатки к серьёзному музыкальному образованию. Ведь ни для кого не секрет, что занятия музыкой забирают много времени, поэтому заниматься ещё каким-нибудь привлекательным родом деятельности не получается физически.

Если склонность окажется ложной, и результаты будут стабильно посредственные, никогда не раздражайтесь и не обвиняйте ребёнка в лени! Вы только отравите жизнь себе и оставите глубокую рану в душе ребёнка, ведь он очень страдает, что не оправдал Ваши ожидания.
Ищите достойный выход: лёгкой иронией по поводу стабильных неуспехов, юмором бабы Яги по отношению к себе. То, что ребёнок умеет играть на инструменте и музыкально образован, несомненно, может ему пригодиться в жизни, и не раз, скрашивая земное существование.

Если Вы видите, что большой труд не приносит ожидаемого результата, но Вас обнадёживает преподаватель, посоветуйтесь с независимым специалистом, перейдите на щадящий режим занятий, поддерживайте склонность к другому роду деятельности, если заметили её у ребёнка.

Знайте!
Экспериментально уже доказано, что дети со слабыми музыкальными задатками могут успешно обучаться музыке — для этого существуют многочисленные методики. Даже у тех детей, у которых отсутствовал музыкальный слух, после интенсивных занятий по соответствующей методике формировалось устойчивое звуковысотное различение.

Однако различия в качестве способностей между детьми, имеющими музыкальные способности от природы и детьми, обучившимися по специальным методикам, очень существенны. Детям с абсолютным музыкальным слухом нужно всего лишь несколько упражнений, чтобы они успешно выполняли задание. Ребёнку же со слабым музыкальным слухом нужно создавать дополнительно пропевания высоты звука.

При истинной склонности наблюдается не только тяготение к конкретной деятельности, но и быстрое достижение значительных результатов, продвижение к мастерству. Истинная склонность формирует эмоционально-волевое отношение к выбранному виду деятельности, и это отношение может способствовать преодолению трудностей на пути достижения успеха. В таких случаях можно говорить о проявлении особой одарённости.

Склонности — это наиболее ранний признак способности. Склонность сигнализирует Вам о наличии определённых предпосылок к развитию способностей. И знайте, что нередко стремление к какой-нибудь конкретной деятельности проявляется у детей довольно рано. Относитесь внимательно и бережно к проявлению ранней одарённости.

Дети по своим способностям не равны и не могут быть равными, и это хорошо известно родителям. Способности же различают общие (умственные) и специальные. Свойства детской личности, обеспечивающие относительную лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и определяют общие способности ребёнка. Специальные способности определяют свойства, обеспечивающие достижение высоких результатов в познании и творчестве в специальной области, например, в музыке, театральном искусстве, литературе.

А как определять способности? Под способностью понимается совокупность свойств человеческой личности, отвечающих требованиям конкретной деятельности, причём каждая способность имеет свою собственную структуру с опорными и ведущими свойствами. И, конечно же, анализ способностей всегда производится в сравнении с другими.

Например, в структуре способности к рисованию опорными свойствами являются образная память, высокая природная чувствительность зрительного анализатора: чувство формы, пропорции, линии, светотени, ведущими — свойства художественного творческого изображения.

Практика показала, что специальные способности органически связаны с общими (умственными) способностями, поэтому старайтесь не прекращать занятия по их развитию. Чем выше развиты общие способности, тем быстрее и интенсивнее могут усиливаться специальные способности. В свою очередь развитие специальных способностей может оказывать положительное действие на интеллект ребёнка.

Говоря о способностях ребёнка, мы всегда обращаем внимание на его задатки, то есть на то, что ему предоставлено в дар природой. Под задатками понимается первичная природная основа способности. Врождённые особенности мозга проявляются в типологических особенностях человека, изменяющихся в процессе жизнедеятельности. Эти типологические особенности проявляются у ребёнка очень рано. Они-то и являются первичными природными свойствами Вашего ребёнка — его задатками.

Типологические особенности имеют многогранное значение — они составляют природную основу и характера и способностей. Подвижность, сила, уравновешенность имеют значение для формирования как общих, так и специальных способностей. Сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью способствует образованию многих свойств личности.

Слабая нервная система, обладающая высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных способностей, и это надо помнить родителям — относиться с чуткостью к таким детям. Художественный тип характеризуется образностью мышления, эмоциональностью, целостностью и живостью восприятия. К этому типу, как правило, относятся музыканты, писатели, актёры, живописцы.

Мыслительный тип характеризуется силой отвлечённого мышления. Мыслитель переносит факт из действительности в отвлечённый мир рассудка. Страстное увлечение наукой может привести к односторонности (однобокости) в развитии.
Люди, у которых уравновешены обе системы, а таких большинство, относятся к среднему типу. К этому типу относится и большинство людей исключительно одарённых.

Наблюдайте за поведением своих детей. Если у них развита фантазия, преобладает воображение над абстрактным мышлением, то у них система первого типа, художественного. Ищите склонность и развивайте её в ребёнке, и, возможно, она поможет привести к успеху в жизни.

Не забывайте, что способности представляют сочетание природного и приобретённого, измеряются они по уровню умелости.
Берегите себя и своих деток, изучайте их типологические особенности, никогда не унывайте и живите счастливо

Обновлено 11.11.2018
Статья размещена на сайте 8.12.2006

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: