Игорь Полоз Мастер

Компьютерные игры. Это хорошо или плохо?

В наше время высокоразвитых технологий, когда компьютер стал общедоступным и необходимым элементом повседневной жизни, возникает вопрос о его влиянии на человека. Является он полезным или негативным фактором? Особенно острый характер этот вопрос приобретает, когда речь заходит о влиянии компьютерных игр на детей, поскольку именно игры настойчиво вытесняют все другие виды деятельности из детского мира.

Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, ведь даже полезные и жизненно необходимые вещи могут стать опасными… Подобное может произойти и с компьютерными технологиями, в частности с компьютерными играми.

Вспомним, сначала появились простые игры, созданные ради развлечения и отдыха. Они развивали внимание, быстроту реакции. Взрослея, ребенок начинал интересоваться более сложными — интеллектуальными играми. Так, прохождение лабиринтов может быть неплохой умственной тренировкой, развивающей логическое мышление. Им на смену пришли игры посложнее — стратегические (стратегии), они уже существенно отличались от предыдущих, поскольку моделировали реальность, в которой находился игрок. Вернее, они задавали путь следования, создавая эту реальность самостоятельно. Исходя из названия, можно сказать, что такие игры учат планированию, хорошо развивают аналитическое мышление.

Поэтому дети, играющие в компьютерные игры, отличаются широтой кругозора: у них прекрасно развито представление об окружающем мире, и он больше отвечает мировоззрению взрослых людей. Такие «компьютерно-развитые» дети, обычно, опережают своих сверстников в психическом развитии, легче усваивают учебный материал, уверенны в своих знаниях.

Однако есть и негативная сторона увлечения компьютерными играми. Это когда киберпространство становится для ребенка реальностью жизни. Особенно ярко это проявляется, когда ребенок переживает социально неудачные контакты и погружается в игровой мир, где чувствует себя хозяином положения. Именно в этом призрачном мире ощущение или предчувствие победы повышает самоуважение, компенсирует заниженную самооценку и формирует поведение, когда единственным смыслом жизни становится удовольствие от игровых сеансов. Таким образом, вырабатывается «компьютерная или игровая зависимость».

Такую болезнь можно охарактеризовать как избыточное увлечение компьютерными играми ради ухода от реальности, что приводит к качественным изменениям личности — деформируются социальные, профессиональные, материальные и семейные ценности человека.

Особенно опасны в плане приобретения зависимости ролевые компьютерные игры (RPG — role playing games), где игрок (геймер) принимает роль компьютерного персонажа. Виртуальная реальность формирует нереальный мир компьютерной игры, вырабатывает эффект «присутствия». Происходит то, что можно назвать «Эго-распадом» на «Я виртуальное» и «Я реальное». Такие игры подрывают психическое состояние и способны кардинально изменить представление о себе и окружающем мире. Все это способствует нарастанию тревоги и дисгармонии.

Существует мнение, что некоторые компьютерные игры, в частности, военные стратегии и «стрелялки», которые первоначально были созданы ради развития специальных навыков у военных, формируют жестокость. По этому поводу было проведено много исследований, подтвердивших эту точку зрения. С одной стороны, они помогают выходу агрессии и негативных эмоций наружу, с другой же, напротив, формируют определенные негативные стереотипы поведения. И даже влияют на психику сильнее, чем боевики.

И если во время просмотра боевика ребенок только следит за событиями, происходящими на экране, переживает за персонажи, примеряет на себя их роли, то во время игры это происходит «интерактивно»: то есть игрок, принимая роль персонажа, погружается в его мир и на время становится этим персонажем. Думая или действуя от имени героя, он переносит этот опыт в реальную жизнь. Другая особенность игры в том, что герои «бессмертны»: каждый раз после того, как они были уничтожены, оживают снова и снова, и количество их жизней бесконечно. Этот факт неминуемо отражается на восприятии ценности жизни, снимает границу между жизнью и смертью и развивает склонность к жизнеопасному поведению.

Вот почему проблема компьютерной зависимости и влияния компьютерных игр является очень актуальной. Поэтому, покупая игровой диск своим детям, подумайте и, если все же решили сделать такой подарок, внимательно рассмотрите суть и цель данной игры.

Обновлено 7.08.2009
Статья размещена на сайте 28.04.2009

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • У всяких игр есть свой возрастной рейтинг (как и у фильмов)
    Стратегии, рпг, шутеры предназначены для достаточно взрослых детей (иногда таким детям лет 40 и больше )
    Говоря о себе компьютер и компьютерные игры появились в моей жизни в 8 классе тогда конечно не было таких мощностей и такого интернета, но как недавно было отмечено в одной статье тогда игры делали подругому
    Так вот игры как и любой другой тренажер развивает какие-то способности, но все хорошо в меру
    Хорошие квесты развивают думалку
    Хорошие стратеги - планирование и стратегическое мышление (хорошо бы генералов, чиновников и пр. уравленцев сначала испытывать на подобных системах, а потом уже доверять реальное руководство )
    Хорошие шутеры - реакцию и быстроту действий
    Хорошие рпг (особенно онлайн рпг) - социализацию
    Ещё раз говорю все хорошо в меру и родителям придется находить способы отвлечь свое чадо от монитора, а значит у них самих должно быть свободное время чтобы занимаися с ребенком
    Сам я уже переболел игроманией (раньше мог играть до "посинения") ту же линейку для интереса поставил, погонял вечер и удалил (больше мучался с установкой и регистрацией)

  • Владимир Стецко Профессионал 8 августа 2009 в 12:54 отредактирован 8 августа 2009 в 12:55

    Поэтому дети, играющие в компьютерные игры, отличаются широтой кругозора: у них прекрасно развито представление об окружающем мире, и он больше отвечает мировоззрению взрослых людей. Такие «компьютерно-развитые» дети, обычно, опережают своих сверстников в психическом развитии, легче усваивают учебный материал, уверенны в своих знаниях.
    что-то я не видел таких детишек. а вот то, что они озлоблены, неуравновешены, в какой-то мере зависимы от любимых стрелялок, гонялок и прочих способов убийства времени уже никем не отрицается... о каком кругозоре и успеваемости можно говорить, если чадо сидит и рубится по страшной силе дни напролет, не удосуживаясь открывать, я уж не говорю, книги, элементарные учебники?

    • Владимир Стецко, может, имеются ввиду какие-то развивающие игры? Моя подруга благодаря одной такой игре научила своего сына считать до 150. А в остальном согласна с вами, конечно, "стрелялки" и "бродилки" очень быстро разрушают неустойчивую психику ребенка.

      Оценка статьи: 5

  • Компьютерные игры? Ну там же есть Лара Крофт =)
    А если серьёзно, то игры мне вообще не интересны. PSPшку свою давно отдал первому встречному, в детстве немножко поигрывал, но не часто, где-то раз в неделю. Вот друг мой - хикикомори и игроман, все игры знает, ни одной новинки не пропускает.