• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Может ли повредить позитивное мышление?

Желание стать самим собой —
подлинное призвание человека.

Ролло Мэй

Главное в этом мире не то, где мы стоим,
а в каком направлении движемся.

Оливер Холмc

Идея позитивного мышления настолько гуманистична, человеколюбива и благородна, что, казалось бы, не найдется аргументов против. Более того, в психологии она известна аж с 1905 года, а в мировой кладези человеческой мудрости — за много веков до того. Как сказал Герман Эббингхаус, «у психологии длинное прошлое, но короткая история». Но в наиактивнейшей рекламе обучающих техник, появляющейся сейчас, что называется, на каждом углу, смущает ряд принципиальных позиций.

То есть я не против позитивного мышления как такового, но категорически возражаю против спекуляций на эту тему. Не зря же мудрые говорят, что если благородный человек исповедует ложную идею, то она выруливает на хорошее, если нечестный ратует за светлую — она темнеет.

А потому захотелось прибегнуть к вышеупомянутому источнику, чтобы пояснить, какой вред может принести человеку прохождение популистских методик, открывающих врата счастья, богатства, успеха, лидерства, женской/мужской неотразимости и т. п. под руководством печатного самоучителя или недобросовестного либо недостаточно квалифицированного куратора.

Во-первых, обещание или даже гарантия научить быть счастливыми в первых строках книги/статьи, рекламного проспекта/объявления, устной беседы с консультантом/менеджером курса должно насторожить, потому что с высокой долей вероятности предполагает упор на выработку технологических приемов, которые сравнимы с дрессурой в красочной упаковке с нарядными бантиками. И открытие правил приспособления.

Не вспомнить ли в этом пару классических изречений? «Нормальный» — это психологический ярлык, «приспособленный» — социологический. Нормальный человек может быть плохо приспособленным; приспособленный человек может быть аномальным", — по выражению Дж. Деверо. «Здоровый человек не тот, кто свободен от проблем, а тот, кто умеет обращаться с ними, — по мнению Н. Пезешкиана.

Научить счастью и прочим составляющим земного удовольствия невозможно, хотя можно всему научиться. Никто, кроме самого человека, не знает, в чем его счастье, а он знает, но не может достать изнутри, т.к. мало знаком с топографией собственного душевного пространства. И ведь как верно сказал Л. Кумор, что «перечисляя то, что нам нужно для счастья, мы нередко забываем добавить себя».

Обеспечение в короткие сроки оглушительных достижений в любой деятельности просто смешно: в погоне за материальными благами можно потерять призвание. Популярность у противоположного пола — квазиидея, подменяющая гармонизацию внутриличностной структуры разрушением ее за счет генерации гордыни, алчности и проч.

Только познавая себя, человек движется по своему Пути. Собственно, изначально их всего два: путь радости и путь страдания. Остальное — дорожки, тропинки, тропочки и тропки. И страдания — не всегда подножки, они могут идти на пользу росту души, а проблемы на самом деле — задачи, которые нужно решать. Психолог при этом выступает инструментом-трансформером, от шагомера до тонометра, от масштабной линейки до калькулятора, но он не решит за клиента ни одну задачу без него самого.

В конце концов, Христос страдал, мягко говоря, не меньше человека, у которого воры украли кошелек, соседи залили квартиру, а директор уволил с работы, будь этот человек мужчиной или женщиной, юным или зрелым. И мир два тысячелетия восславляет эти страдания. Значит, вопрос в том, за что и как страдать? Основной смысл истинного позитивного мышления заключается в принятии себя и мира, а не в скоропалительном обретении карьерных, материальных и чувственных благ, минуя его.

Кроме того, получение их по экспресс-методике может оказаться миной замедленного действия, т.к. независимые эксперты в лице Их величеств Времени и Судьбы могут распорядиться результатами по своему усмотрению. Замечательно выразился В. Франкл: «Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя».

Технологическая часть краткосрочного обучения позитивному мышлению изобилует благодушными наставлениями избавляться, не допускать, искоренять и гнать негативные мысли и эмоции, а затем учиться сопротивляться насилию. Здравствуйте, пожалуйста! Как говорится, приплыли. Как, натренировавшись агрессии к собственным думам и чувствам, вырабатывать стойкость по отношению к внешней?

Да они же и не подумают уйти, а просто, обидевшись, «залягут на дно», где будут копить силы, чтобы выплеснуться когда-нибудь наружу: гневом ли, физическими болезнями, депрессией (последняя, кстати, по мудрой мысли неизвестного мне автора, есть гнев без энтузиазма). На самом деле эти «неудавшиеся» плоды — как дети. Им и нужно-то всего — чтобы их выслушали, а это вовсе не означает разделять мнение, диктуемое раздражением, тоской и т. п.

Во время высказывания таких мыслей и эмоций вполне правомерно занять позицию старшего по отношению к ним, ведь они только крохотные частицы от целого человека. Можно назвать по имени, констатируя, но не оценивая чувственно: «Во мне говорит обида», «Это моя месть за…».

А можно атрибутировать «оратора» иначе: «О, эта та часть мне, которая осталась от капризной девочки», «Узнаю в себе незаслуженно лишенного стипендии студента». Можно и продолжить диалог, спросив: «А как бы реагировал, если ли б то же самое случилось после того выигрыша нашей футбольной команды у соседнего факультета»? Обратите внимание, — никакого насилия.

Наконец, призывы всегда стараться, неустанно работать над собой, совершать большой труд, т. е. педалирование необходимости огромных усилий вызывают желание пошутить вслед за Акутагавой Рюноскэ: «Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьезно — смешно. Обращаться несерьезно — опасно».

Невозможно все время только радоваться: по закону синусоиды это неминуемо приведет к сильной печали. И качели будут взлетать вверх-вниз, как маятник. Между тем, грусть вполне может быть светлой, а волнение и тревога в преддверии важного решения, поступка, действия, заявления — чего угодно — вполне естественны и даже полезны.

Ролло Мэй, например, утверждает: «Присутствие тревоги свидетельствует о жизнеспособности». А Ирвин Ялом пишет: «Тревога — это часть существования; пока мы продолжаем расти и созидать, мы не можем быть свободными от нее». Наконец, мудрый Джон Роберт Фаулз отметил: «Быть человеком или человеческим учреждением — всё равно, что ходить по канату. Нужно сохранять равновесие и двигаться дальше».

Желаю равновесия!

Статья опубликована в выпуске 30.05.2009

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валентина Пономарева, отличная статья!

    Только мне кажется, что лучше "Может ли навредить позитивное мышление?" для заголовка статьи...

    Еще раз спасибо за статью! 5!

    Оценка статьи: 5

  • Меня радуют перепетии дикуссии.
    Особенно интересен вопрос: что конструктивнее, страдать или радоваться?
    Рассмотрим, например, судьбу изветного исторического (или мифического?) персонажа - Иисуса Христа. Призывал к счастью, а умер в муках за людей. Отсюда вывод. Всё дело в миссии. Если она имеется, то и мука в радость. Впрочем, считаю, что для людей - миссия обретение счастье, а путь туда ведёт лишь позитивный.

    Оценка статьи: 5

  • Валентина, спасибо за грамотную позитивную статью.

    Оценка статьи: 5

  • Имхо, псехология.. но понра.

    Кроме абзаца про страдания - ну вот совершенно не готов. Бывает конечно что кому-то и нравится, но вот лично я - не люблю это дело.

    Оценка статьи: 5

  • 5!!!

    Оценка статьи: 5

  • Радующиеся радующимся рознь, так же, как и настрадавшиеся настрадавшимся - тоже.


    Я не знаю, насколько я радующаяся, насколько настрадавшаяся, но целиком и полностью за эту статью. И за все возможные продолжения.

    Оценка статьи: 5

  • Как много написано слов...и ведь все сплошь спецы,никто не хочет уступать.
    Рождается-ли тут вообще хоть что-то,в таких вот дебатах?

  • "Технологическая часть краткосрочного обучения позитивному мышлению изобилует благодушными наставлениями избавляться, не допускать, искоренять и гнать негативные мысли и эмоции" - что, вот прямо в таких выражениях наставляют? Обычно мягче: "заменять негативные слова нейтральными" (но не пугаться и не грустить, если сразу не получается перестроиться).

    "Христос страдал, мягко говоря, не меньше человека, у которого воры украли кошелек, соседи залили квартиру, а директор уволил с работы" - во-первых, не аргумент для того, кто религиозным чувством не обременен, а во-вторых, большинство людей любит "по-переживать", "по-страдать" (по разным причинам - чтобы привлечь внимание, чтобы наоборот отстали и т.п.) и устраивают сами себе все необходимые для этого ситуации.
    По-настоящему позитивное мышление - в этой ситуации не о страданиях Христа вспоминать, а сделать выводы: "Если жизнь подсовывает лимоны, сделай из них лимонад".

    "Невозможно все время только радоваться" - а вот интересно, почему возможно все время страдать? И ведь страдают! Не поднимая головы!

    Когда у нас пошли первые мотивирующие статьи о позитивном мышлении, примерно то же, что написано в статье, говорила в комментариях Людмила Есипова - что "радующихся" и загоняющих свои проблемы внутрь непременно жизнь стукнет, мало не покажется. А я, вот уже не помню, в комментариях или в личке, возражала, что эта методика привлекает, как правило, людей настрадавшихся, которые хотят понять - почему это с ними происходит. И как только они понимают, что сами себе это делают и получают конкретные советы - надеяться на хорошее, принимать плохое как урок, нести людям радость, знать, что заслуживаешь всего самого лучшего, радоваться по мелочам - начинается легкая и радостная работа над собой - работа для себя (да и вообще, не вижу ничего пугающего в слове "работа" - это личное, наверное).
    А тем, кто по жизни идет с перекошенным от злобы лицом, кому "все вокруг должны", никакое позитивное мышление не нужно, они вообще не способны воспринять эти советы.
    Те, кто по жизни порхают и с детства всем верят и всех любят - однажды обожгут крылышки и только после этого смогут прийти к настоящему позитивном мышлению. Но это не значит, что от этой детской любви в миру и людям их нужно предостерегать и отгораживать.

    • Продолжаю

      По поводу Христа. Для необремененного религиозным чувством человека это аргумент, потому что за два тысячелетия этот пример стал элементом мировой культуры, а не только религии, иначе атеисты не обращались бы, скажем, к произведениям искусства по этой тематике.

      По поводу "лимонов", по-моему, иными словами, но дальше в статье есть: "И страдания – не всегда подножки, они могут идти на пользу росту души, а проблемы на самом деле – задачи, которые нужно решать". Только вертикальный взлет к этому на уровне выводов исключительно редок для тех, кто глубоко усвоил ряд страдальческих стереотипов и возможен лишь в результате совершившегося очищения страданием либо озарения. .

      Насчет "надеяться на хорошее, принимать плохое как урок, нести людям радость, знать, что заслуживаешь всего самого лучшего, радоваться по мелочам" - целиком и полностью согласна, идеи глубоко близкие. И вполне в русле принятия себя и мира А когда настрадавшихся начинают натаскивать по верхушкам: делай так, и будет тебе счастье, причем очень скоро - это уводит от того настроя, о котором вы говорите, Марианна. В чем-то это схоже с поведенческой моделью человека, решившего избавиться от преследующих неприятностей "хорошим поведением", хотя бы раздачей милостыни или добрыми поступками в расчете на "конфетку" от судьбы.

      • читать дальше →

    • Марианна, спасибо за разговор.
      Поверьте, наставления избавляться, гнать и т.п. - не редкость в подобной практике. Приведенная вами рекомендация тоже имеет место быть. Получается одновременно несколько задач на молниеносное решение. Если человек внутренне клокочет и выражает свое состояние нейтральными словами (т.е. знаками, маркирующими семантическое значений переживаемого) - это приучение к моральной (но не нравственной толерантности):

      Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

      Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».

      Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.


      По поводу вечных страдальцев. Они подсознательного этого хотят, и сознанием тут не справиться. С одной стороны, "следует признать, что на свете существует достаточно много людей, от природы наделенных талантом самостоятельно мастерить свой маленький персональный ад" (П. Вацлавик). С другой: "Центр нашего сознания бессознателен, так же как ядро солнца темно (А.Амьель)".

      Наконец, как ни странно, страдать легче: тогда можно жалеть себя,жаловаться и переносить ответственность на других. Когда у человека случается что-то хорошее, он, как правило, не вопрошает, за что это дано, но приход неприятного события часто сопровождается воплем: "Господи, почему это со мной!"

      Ой, длинно, наверно. Продолжу отдельно.

      • Забавное расположение текста получилось в двух предыдущих частях.

        Радующиеся радующимся рознь, так же, как и настрадавшиеся настрадавшимся - тоже. То, что вы называете легкой и радостной работой, на мой взгляд, внутренний творческий процесс. И вот тогда работает принцип: Меняется человек - меняются обстоятельства". Потому что повышается уровень внутренней согласованности, т.е. гармонии, и возврат на прежний уровень может быть лишь временным - как память о былом и как опыт убеждения, что он стал дискомфортным.

        Эх, забыла... там, где "про лимоны". Они бывают столь горькими, что не до лимонада. Утрата близких, например. - Ничего сладкого, - это надо просто принять, как случившееся. И негодование в отношении преступника, укравшего боевые награды ветерана - вполне адекватная реакция. Но и скорбь, и негодование у человека, который стал духовно выше - более чисты чем у того, кто этого не сделал, и потому не действуют так разрушительно на психику.

        Позитивное мышление достигается не одним приучением/приручением мысли, а гораздо более глубокими и обширными процессами во всей сущности человека.

        • "Ничего сладкого, - это надо просто принять, как случившееся."
          Лимонад - осознание своей способности принять случившееся.

          "Позитивное мышление достигается не одним приучением/приручением мысли" - оно начинается с осознания необходимости изменить себя и с понимания того, что будет в итоге. Поэтому такой человек не "внутренне клокочет и выражает свое состояние нейтральными словами". Первая мысль - какой урок из этой неприятности? Вторая: спасибо, мир, я принимаю тебя таким, как есть. Те, кто внутренне клокочет (и вечные страдальцы), уже крутят пальцем у виска, они еще придут сюда.

  • Дихотомичность... опять она, треклятая, вносит смуту и раздражение. Сплошные конфликтные ситуации... и все на ровном месте.

    Основной смысл истинного позитивного мышления заключается в принятии себя и мира, а не в скоропалительном обретении карьерных, материальных и чувственных благ.

    Оценка статьи: 5