• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Проценко Грандмастер

Почему ребенку в школе плохо?

Бытует мнение, что школа — кладезь знаний. Безусловно, это так и есть, однако не стоит забывать, что ребенок приходит в школу не только учиться. В школу он идет также общаться, дружить, совершенствовать себя — и для того, чтобы все это получилось, ему необходимо влиться в детский коллектив и адаптироваться к требованиям педагогов. Однако иногда это происходит с большим трудом, либо вообще не происходит, и чуть ли не до выпускного бала класс и отдельный ученик существуют словно в параллельных мирах — совершенно сами по себе.

Отчего же так получается? Почему один ребенок — душа компании, а другому никогда не стать не только лидером, но и просто популярным? Почему один, даже весьма шалопаистый, но зато обаятельный паренек десять лет ходит у всех учителей в любимчиках, а другого на дух не переносят даже охранники, не говоря уж об одноклассниках и педагогах?

Оказывается, существуют некоторые особенности учеников, которые существенно затрудняют их школьную адаптацию. Трудности эти бывают двух видов: те, что создают сами дети для окружающих, и те, которые создает школа для них. Другими словами, с первыми трудно, но сами они особого дискомфорта не ощущают, а вот для второй группы учеба в школе — сплошные проблемы, хотя для окружающих они сами проблем практически не создают.

Итак, как же это бывает?

Во-первых, тяжело в школе тем, у кого ощущается дефицит доверия к миру, и в особенности — ко всему новому. Эти слишком чувствительные ребята страдают от того, что практически любое достижение дается им с огромным трудом. Да и вообще в разряд «достижений» переходят совершенно рядовые для других, более раскрепощенных ребят, действия: подарить учителю цветы (страшно!), выступить перед классом (ужасно!), подать однокласснице упавший учебник или портфель (а вдруг засмеют!).

Такие детки — словно серые мышки, они изо всех стараются быть незамеченными, почти не имеют друзей, хотя с радостью подружились бы с кем-то, если б осмелились. И даже здороваются они только тогда, когда на них первыми обратят внимание (не из-за плохого воспитания, а в силу своей стеснительности).

Они всегда — подчиненные, соглашаются на невыигрышные роли, боятся предложить свою помощь (хотя если просить — помогают охотно). Особых хлопот учителю они не доставляют, поскольку слишком тревожны, чтобы плохо себя вести… Но внимательному человеку легко увидеть такого «мышонка» — они есть практически в любом классе, самые тихие и скромные, словно зайки из мультфильма «Подарок для самого слабого». И им всегда трудно дается школьная жизнь, причем именно общение, а не учеба. Ведь способности у них могут быть даже блестящими, но они редко умеют «подать себя»: к примеру, могут, прекрасно зная предмет, не написать контрольную, потому что постесняются попросить запасную ручку взамен потерянной.

Вопреки стереотипному мнению о том, что подобная ситуация складывается лишь у деток с низкой самооценкой, можно сказать, что с этим-то как раз обычно все в порядке. Проблема в другом: эти дети опасаются всех вокруг, не верят в доброе к себе отношение, и все, что с ними происходит, пропускают словно сквозь призму восприятия других, ориентируясь не на свои чувства, а исключительно на чужие оценки. Нередко такое случается с детьми авторитарных, давящих родителей, без благословения которых ребенок и слова не молвит, и шагу не ступит. Однако случается вырасти «мышонку» и в банальной ситуации ограниченного круга общения — в силу состояния здоровья или образа жизни семьи. Не имея опыта налаживания контактов, ребенок попросту боится, что не справится.

Безусловно, все это поддается коррекции — нужно лишь обратить внимание вовремя. Старайтесь общаться с «мышонком» спокойным тоном, не повышая голоса, избегать критики и оценивания, в особенности — сравнения с другими не в его пользу. Такие детки охотней общаются с более младшими по возрасту — это тоже можно использовать: поручать им помогать малышам. Это и облегчит контакты, и даст возможность проявить ребенку самостоятельность и инициативу (для развития последней можно давать ему простые поручения: купить что-то в магазине, самому оплатить проезд).

Еще одна проблемная группа — ослабленные, астеничные детки. Они не обязательно слабы именно физически (хотя нередко это так и есть). Гораздо существенней, что у них слабенькая, быстро истощаемая нервная система. Они склонны к апатии, пассивности, вечно неважному настроению, производят впечатление угнетенных и несчастных. И даже если фактически это совсем не так — сами себя так чувствуют.

Учителям с ними тоже не слишком хлопотно — эти ребята чересчур апатичны, чтобы проказничать. Однако и учить их — словно вату жевать: взгляд у них сонно-равнодушный, безучастный, и создается впечатление, что он ничего не видит и не слышит, безразличен ко всему. В свободное время тоже не проявляет особого интереса к чему бы то ни было.

Однако не стоит путать такого ребенка с флегматиком: тот хоть и медлителен, но уравновешен, «крепок» и нервами, и характером. А вот астеники из-за того, что нервы их слишком быстро «рвутся», ведут себя неровно: то активны, то пассивны, то доводят дело до конца, то бросают на полпути, если устали и потеряли интерес, легко сердятся, «психуют» — поскольку не выдерживают нагрузок.

В классе обычно получают прозвище «тюфяк» или «тормоз», однако даже это не способно подвигнуть их к изменениям: для таких подвигов у астеников просто не хватит сил.

Тормошить и пытаться «закалить» их характер — занятие непродуктивное: «пинок рождает крылья» — это не про них. Помочь им можно, только укрепляя нервную систему. То есть — необходимо вовремя обратиться к детскому психологу.

Неблагоприятно складываются отношения в школе и у тех, кто склонен к «уходу в себя». Они словно «закрываются» от окружающего мира, прячутся в свою раковину, как раки-отшельники, и очень не любят, когда их оттуда «достают». Попытка растопить лед и разбить этот панцирь наталкивается на глухое сопротивление: если «мышата» просто боятся идти на контакт, но с благодарностью принимают теплое и ласковое отношение, то «отшельники» ведут себя, словно настороженные зверьки, близко к себе не подпуская и показывая зубки.

Создается впечатление, что весь мир им не нужен — и они нисколько от этого не страдают. Напротив, сами создают вокруг себя «вакуум»: не заводят друзей и избегают тех, кто активно пытается познакомиться с ним поближе, а также сторонятся коллективных игр и различных мероприятий. Их интересы сосредоточены преимущественно вне класса и не связаны с общением; они словно избегают других людей — как детей, так и взрослых, и даже стараются по возможности не здороваться.

В более выраженной форме все это характерно для деток с аутизмом, поэтому подобное поведение должно насторожить взрослых. Однако оно может и не выходить за рамки нормы, являясь ее крайним вариантом.

Учителю эти дети не мешают — но их все равно не любят: всем своим видом такой ребенок словно пресекает любые попытки проявить симпатию и «вымораживает» все вокруг себя.

В любом случае, такое поведение безусловно требует внимания специалиста и помощи родителей: необходимо стараться хотя бы в семье поддерживать теплые отношения с ребенком, если не словами, то объятиями, тактильными ощущениями; не ломать его, а поддерживать его сильные стороны (увлечения, к примеру); не стараться превращать его жизнь в калейдоскоп, а, напротив, осторожно вводить любые новшества. Ну, и любить его — такого, как есть.

В следующей статье мы рассмотрим, какие еще причины могут помещать ребенку органично влиться в школьный коллектив и как это можно исправить.

Статья опубликована в выпуске 20.08.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вполне согласна, у самой дочка из первой группы, "серый мышонок" с дефицитом доверия. Нет, подруги у неё есть и школе сверстники её любят. Сама она любит тех же родственников и друзей. Но доверие заслужить трудно.
    Не знаю, как я пробилась сквозь этот панцирь, но теперь мы с ней самые близкие люди.
    Вчера, просматривая фотографии (муж с дочкой уехали отдыхать до школы), заметила выражение её глаз.
    Правду говорят, что глаза - это зеркало души. Как она у меня изменилась после того, как её буквально "вытащили с того света". Не передать, какая боль, какое беспокойство теперь испытываю. Причём она знает, что умирала...
    Потерять родных - большое горе. Но когда теряешь своих детей - с этим не может сравниться ничто! Поэтому будьте внимательней к своим детям, никогда не сравнивайте их ни с кем, потому что для них сравнение - отсутствие веры в них.
    Заслужить доверие у ребёнка сложно. Но оно того стоит!

    Оценка статьи: 5

  • блин, мне уже 16, а вхожу в одну из этих групп, мне трудно общаться

    Оценка статьи: 5

  • Дорогая Ассасия, такой к Вам вопрос. Может, Вам легче общаться с теми, кто старше Вас?

    Оценка статьи: 5

  • да вот проблема в том, что со всеми мне трудно общаться, я как отшельник, от всех отдалена, можно сказать веду одиночный образ жизни, это порой мешает достижениям моих целей, потому что из-за того, что у меня нет друзей, я впадаю в депрессию

    Оценка статьи: 5

  • У Вас уже прогресс налицо, раз Вы решили обратиться ко мне.
    Со временем начнёте сами писать, слог улучшится, к Вам станут обращаться другие люди. А там, хочешь - не хочешь, ответить придется. И не стоит этого бояться. Моей дочке в сентябре будет 17. Такая же молчаливая, даже учителя жалуются. Но они знают, что девочка она у меня способная, иначе бы не посоветовали обучаться по профилю.
    Пишите, учитесь. Можете заглянуть в мой ЖЖ, там много всякой "чепухи".))) Удачи.)

    Оценка статьи: 5

  • спасибо большое

    Оценка статьи: 5

  • Диана Корякова, ну симптомы уже появились в началке, там появилась какая-то боязнь говорить и вообще проявлять себя, но точных причин я не помню

    Оценка статьи: 5