Валентина Пономарева Грандмастер

Танцевальная психотерапия: что это такое?

Танец сопровождает человеческую культуру с древнейших времен. Ритуальные танцы разных народов мира имели глубокое сакральное значение: они были и средством самовыражения людей, их самореализации, и обращением к почитаемым силам природы и космоса, и формой сплочения социальных связей.

С точки зрения психологии, в свободном движении и импровизации происходит высвобождение чувств, усиливаемое музыкальным сопровождением. С другой стороны, это является средством коммуникации, поскольку танец представляет собой живой язык тела, выражает глубочайшие эмоции в двигательных образах. В сущности, танец — это мост, соединяющий физическое, психическое и эстетическое в человеке, исходя из его индивидуальности.

Среди событий, ставших факторами развития танцтерапии, обычно называют, в первую очередь, последствия Второй мировой войны, в частности, необходимость физической, психической и духовной реабилитации ветеранов. Большой вклад в привлечении для этого танцевальных практик внесла Мэриан Чейс, добившаяся больших успехов, занимаясь с пациентами вашингтонской клиники св. Элизабет.

Затем фармакологический рынок пополнился транквилизаторами, которые быстро распространились, но оказалось, что танцтерапия способна стать альтернативой их употреблению. Еще позднее популярными стали «тренинги человеческих отношений», в которых невербальной коммуникации придавалось существенное значение. Дальнейшие исследования такой коммуникации укрепили позиции танцевально-двигательной терапии как эффективного психологического метода.

Многие специалисты связывают подобный эффект с периодом раннего развития ребенка. Например, психоаналитик Андрей Россихин пишет: «Поддержка и восхищение родителей первыми неуклюжими попытками передвигаться самостоятельно формируют то базовое доверие к своему телу, которое позднее позволит человеку получать удовольствие от движения. Танцуя, такие люди получают идущую из раннего детства уверенность, что они любимы и желанны».

Другой известный психолог, Владимир Юрьевич Баскаков, справедливо замечает, что «танец обращается всегда к здоровой стороне человеческой природы, которая существует в каждом, даже больном или запущенном человеке», т. е. в процесс психокоррекции или развития включаются внутренние ресурсы личности, о которых она может и не знать.

Согласно теории Рудольфа Лабана, танцевальные движения имеют индивидуальные особенности, и их можно записать подобно нотам. При этом имеют значение такие характеристики, как интенсивность (легкая или сильная и т. д.); использование пространства (расширенное/ограниченное, возрастающее/убывающее, направленное вперед или назад); время (выбор наиболее органичного ритма); вес (насколько он чувствуется); течение (направленность движений).

Основной задачей танцедвигательной терапии является обретение чувствования и осознанности собственного «Я». При этом действуют принципы активности клиента, который сам себя исследует, и отказа от построения идеальной модели тела — оно индивидуально и способно к развитию.

Достижение названной задачи достигается за счет трех основных компонентов:

1. Осознание. Оно распространяется на части тела, дыхание, чувства и образы, проявление рассогласованности устных и двигательных «посланий».

2. Выразительность движений. Имеется в виду развитие гибкости, спонтанности, разнообразия действий.

3. Аутентичное движение. Подразумевается проявление импровизации как активатора бессознательного в человеке.

… Одна клиентка спросила меня после танцевальной сессии: «Почему, когда я пытаюсь сделать то же самое наедине, выполняя „домашние задания“ между встречами, то нет таких ощущений, как во время и после занятиями с тобой?». Я ей ответила: «Потому что мы встречаемся не только для того, чтобы я нажимала кнопку магнитофона. Но ты научишься этому, вот увидишь».

Описанный метод — весьма тонкий. И, тем не менее, отчего бы не потанцевать самому для себя, попробовав ощутить собственное тело и его подсказки? Вреда это, во всяком случае, не принесет.

Как появилась телесно-ориентированная психотерапия? Вегетотерапия Вильгельма Райха

Биоэнергетический анализ: в чем суть и как все начиналось?

Фельденкрайз и Александер: в чем суть их методов телесной терапии?

Рольфинг: почему его называют методом структурной интеграции?

Бодинамический анализ: о чем расскажет карта тела?

Биосинтез: в чем суть метода?

Обновлено 29.10.2009
Статья размещена на сайте 16.10.2009

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Эх, где мои 17 лет... Интересная статья. 5

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • Валентина Пономарева, я начитавшись Алиева, летать училась и танцевать так, чтобы тело само звало, куда потянет и отключалась. Здорово. Завидую твоим ученикам.
    ЗЫ. ПОзвони, а то твой телефон не отвечает.Может сменился?

  • Комментарий скрыт
    • Светлана Семченкова, я Вам последний раз отвечу за автора, ладно? . Я все же считаю, что хотя пару раз нужно сходить в группу - просто чтобы поставить руки и правильное положение тела. Там есть свои нюансы. Потом можно смело дома, это уже неважно.
      И чуть поосторожнее с вибрационными движениями на первых порах (тряски и так далее).
      Удачи Вам, а вообще это так здорово, это такое удовольствие...

      Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
    • Светлана, отбросьте неловкость, потанцуйте дома перед зеркалом, и когда поймете, что тело хочет танца, идите и записывайтесь.

      Я видела разных, в том числе весьма взрослых и недюймовочных размеров дам, которые этим занимались с удовольствием, и даже знаю отзывы супругов, что музыкальность и пластика вдохновлят. Главное - выбрать тренера, который подходит, и группу, где не щеголяют супермоди, а каждая участница занимается для души либо для здоровья.

      Удачи, Светлана, и ничего не бойтесь!

    • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 30 октября 2009 в 13:11 отредактирован 30 октября 2009 в 13:12

      Светлана, если бы Вы поняли, что возраста не существует внутри человека, это бы сильно облегчило Вашу жизнь. Вы - красивая, потому что настоящая. Ага? Танцевать лучше то, что хочется, а не то, что рекомендуют. Просто дома, как захочется, так и танцуете. Таким образом восстанавливаете баланс между телом и душой, между внутренним и внешним, между прошлым и будущим, которые соединяются в настоящем.

      Верю, что поймете и сделаете. Просто тренер по танцу может Вас не чувствовать, а это главное. Если захотите в групппу, прежде всего, встречайтесь с трененом и решайте САМИ, никого не слушая со стороны. Там могут оказаться девочки-мальчики в полном восторге. Светлана, это должно насторожить. Если нужно подробнее, давайте в личку.

      А Вы такая славная, что хочется послать улыбку. Ловите

    • Светлана Семченкова, можно, я Вам пока отвечу?

      По поводу танца живота. Неподалеку от моего дома занимается группа женщин после операции на груди (онкология!). Как они дорожат этими занятиями, насколько они ничего не стесняются, они уже просто знают всему цену, вот и все. (знакомая группу ведет, поэтому и знаю).

      Что касается позвоночника - вариант очень хороший, только, пожалуйста, без большого энтузиазма (движения бедрами там при пренапряжении могут вызвать непрятности). Поэтому просто без фанатизма и тогда будет здорово. ))

      Оценка статьи: 5

      • Извините, дописываю.

        По поводу вида и возраста - даже и не думайте стесняться, Вы себе не предтавляете, какие дамы ходят. И вообще это танец живота, для него нужен именно живот, иначе смыла нет.

        Что касается того, что дома - можно, конечно, сейчас полно всяких видеоматериалов. Но все же немного не то. Лучше в группе, а уж там как получится.

        Оценка статьи: 5

  • Валюша, дружу с чемпионами мира по спортивным бальным танцам по юниорам. Собирался написать о них. Вижу, что можно...

    Оценка статьи: 5

  • Возникает вопрос, какое место занимает в данной системе танец профессиональный. Как спортивный хореограф могу согласиться со всеми постулатами статьи. По себе знаю, что танец народный, бальный, различные "дансы" подходят не всем. Только то, что близко по духу приносит радость и утешение. В связи с этим настораживает увлечение латиноамериканскими ритмами среди подростков и, тем более, детей. Юных танцовщиц латины зачастую воспринимают как жриц любви. На самом деле девочки еще не понимают ЧТО танцуют. Может (в порядке бредового предложения с моей стороны)в следующей статье вы захотите раскрыть аспект профессионального балета или народников?

    Оценка статьи: 5

    • Елена, спасибо Вам большое. Может, лучше Вы продолжите? Я ж психолог, а не режиссер. Впрочем, про народников, видимо смогу.

      Знаете, я по прежнему браку была обречена на актерскую богему, и один весьма уважаемый мною человек, на ту пору директор одной нынешней эстрадной примы, сказал о балерине Надежде Павловой: "Пока танцует девочка, посмотрим, как станцует женщина". Похоже, она не станцевала женщиной...

      Очень хорошо понимаю Вашу тревогу за то, что не понимают ЧТО танцуют. Эта тревога мне очень понятна, спасибо, что Вы ее выразили.

  • Валя?

    Оценка статьи: 5

  • Ой как здорово. Вот это я по себе очень хорошо знаю.
    танец – это мост, соединяющий физическое, психическое и эстетическое в человеке -
    это так правильно.

    Оценка статьи: 5