Никита Шубников Мастер

Прокрастинация. Чума 21-го века?

С большой степенью уверенности могу сказать, что вы, дорогие читатели, время от времени прокрастинируете. Не спешите обижаться, это вовсе не ругательство, а понятие психологии, которое, правда, за свой короткий век уже удостоено громких эпитетов: к примеру, бич, или чума, двадцать первого века. Сразу стоит отметить, что хотя термин и появился сравнительно недавно, проблема существует уже очень давно.

Прокрастинация — это не болезнь, но от неё страдают все без исключения народы мира. Против неё нет прививок и вакцин, но есть люди, обладающие иммунитетом против совершенно безвредного на первый взгляд вируса. О том, что же это за напасть и как к ней в лапы не попасть, и расскажет моя статья.

В толковом словаре слово прокрастинация не найти, как впрочем, и многие другие непривычные русскому слуху комбинации букв, пришедшие к нам из английского языка. В переводе procrastination означает откладывание со дня на день, промедление. Истоки же слова нужно искать в латинском: crastinus на языке науки означает «завтрашний», а procrastino переводится, как откладывать, отсрочивать, затягивать.

Как же тут не вспомнить о любимой русскими людьми, но редко воплощаемой в жизнь поговорке «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

Подводя итог вышесказанному, понятие психологии — прокрастинацию, можно определить, как склонность к откладыванию дел «на потом», которая выражается в стремлении человека всеми способами не приступать к выполнению определённых дел или обязанностей, даже принятию решений.

Фокус прокрастинации заключается в том, что человек, откладывая на потом какое-то дело, должен чем-то заполнить образовавшуюся временную пустоту. Зачастую люди придумывают себе маловажные занятия, не требующие усилий и концентрации. Прокрастинаторы не умеют правильно распоряжаться своим драгоценным временем. И здесь уместно говорить о бесполезности таких занятий, например, как долгих плаваний по морям Интернета: социальным сетям, блогам, развлекательным сайтам.

Что же заставляет людей тянуть до так называемого срока deadline или вовсе игнорировать какие-то дела? Почему нам легче заняться чем-то абсолютно бестолковым, вместо того, чтобы хотя бы начать делать необходимое?

Психологи утверждают, что прокрастинация может быть связана с тем, что человек испытывает чувство тревоги и дискомфорта, начиная или заканчивая дела, принимая сложные жизненные решения. Боязнь ответственности при принятии решений — верный признак прокрастинатора.

Опасения в связи с началом нового дела вполне обоснованны: человек боится потерпеть неудачу, боится, что не сможет выполнить задание в срок и должным образом. Некоторые люди боятся новизны. Бывает так, что страх вызывают туманные перспективы и отсутствие ясности в последовательности необходимых действий и даже то, каким образом эти действия выполнять. А некоторые боятся начинать дела, потому что не верят, что шампанское достаётся только тем, кто рискует.

Чувство внутреннего долга заставляет нас испытывать тревогу и опасения в связи с завершением дел, результат которых непременно должен быть хорошим.

Возвращаясь к началу статьи, согласитесь, что вы иногда прокрастинируете? Абсолютно невозможно жить в ритме мгновенного выполнения задач по мере их поступления.

Теперь можно вспомнить любимую русским народом перефразированную поговорку: «Зачем делать сегодня то, что можно сделать завтра».

И действительно, если перенос на потом каких-то дел не вредит вашей продуктивности, не вызывает чувства вины перед окружающими за невыполнение обязательств и не влияет на ваше душевное состояние посредством стресса, то ваша прокрастинация — вполне обычное, свойственное любому человеку явление.

Прокрастинация тесно связана с эмоциональным состоянием человека, её можно разделить на «расслабленную» и «напряжённую». В какой-то мере первым более лёгким типом страдаем мы все. А вот второй — это уже серьёзная проблема, хронический недуг, который может быть вызван физическими и психологическими заболеваниями и служит причиной неуверенности человека в себе, отсутствия мотивации и жизненных приоритетов, депрессии.

Продолжение следует…

Статья размещена на сайте 31.10.2009

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • не откладывай на завтра, то, что можно сделать послезавтра.

    Оценка статьи: 5

  • Никита Шубников,
    Прочитав это слово – «прокрастинация», - я подумал, что это что-то между "кастрацией" и "проституцией", а оказалось – это наше бытиё!
    А именно :
    Алкогольные вакханалии: Пьяные безумства... Тяжелейшее похмелье...Прогулы на работе... Испуганные глаза детей...Скандалы в семье... Лечение в диспансере... Новая пьянка...Развод с женой и новое беспробудное пьянство. Неужели - это «жизнь с откладыванием на завтра»? Боже! Как все запущено!
    Почитал вышепредставленные сурьёзные комментарии, полистал Генриха фон Клейста и понял, что мой писатель – Корней Чуковский.

    Оценка статьи: 5

  • Иногда планирование необходимо...но разве хоть что-то в жизни может сравниться с восторгом импровизации,случайными и непредсказуемыми обстоятельствами? Приятными,разумеется?

  • Виктор Губерниев Виктор Губерниев Мастер 23 ноября 2009 в 14:00 отредактирован 23 ноября 2009 в 14:11

    Хорошая статья, спасибо.

    А бороться с прокрастинацией (чтобы не попасть в прокрастово ложе дидлайнов) можно используя 2 великих принципа: принцип 20/80 Парето и принцип 4 списков Эйзенхауэра.

    Принцип 20/80 Парето гласит: 20% дел обеспечивают 80% успеха. Всё, что нам нужно, научиться выделять эти 20% и сосредоточиться исключительно на них. Остальное - по остаточному принципу. Аналогично звучит принцип 20/80 для руководителей: 20% персонала тянут 80% работы. Ничего мистического здесь нет - это просто интерпретация нормального закона распределения имени тов. Гаусса.

    Принцип Эйзенхауэра заключается в двойной классификации дел: по важности (входит ли дело в те 20%, которые обеспечивают 80% успеха или нет) и по срочности. Соответственно, имеем 4 списка:
    Дела: A. Важные и срочные. B. Неважные и срочные. C. Важные и несрочные.

    А где же 4-й список: D. Неважные и несрочные? - спросите вы. Нет его. Я его выкинул. Не надо эти дела даже рассматривать! Придёт время и они переместятся в категорию B, вот тогда ими и займётесь! А прокрустеры ими только и занимаются всё время. Вот в чём корень зла!

    Понятно, что основное внимание надо уделить категории А. А оставшееся время надо разделить так, чтобы категории С уделялся максимум времени, насколько это возможно, не допуская провалов по категории В.

    Оценка статьи: 5

    • Виктор, большое спасибо за комментарий!

      Абсолютно согласен с Вами на счёт неважных и несрочных дел. Когда в университете на предмете "Психология бизнес общения" нам дали задание ранжировать дела по степени важности и срочности я эту категорию сразу вычеркнул, хотя преподаватель с этим был не очень и согласен!

    • Жанна Магиня Жанна Магиня Грандмастер 23 ноября 2009 в 14:39 отредактирован 23 ноября 2009 в 14:41

      Виктор, спасибо за бегущий курс тайм-менеджмента... Правда, отрывочные знания могут помочь тем, у кого уже есть какой-то базовый багаж... Всех остальных они только в ступор введут.

      Кста, закон Парето работает абсолютно в любой области - 20% вложений в рекламу дают 80% эффективности (правда, для того,чтобы понять какие же это 20%, приходится перепробовать массу методов). 20% усилий приводят к 80% успеха. 20% читателей проекта просматривают 80% материала. Из 80% услышанного и увиденного запомнится только 20%.

      В тайм-менеджменте существует еще целая куча законов и методик.

      К примеру, Закон Паркинсона

      Паркинсон установил, что работа занимает все отведенное на нее время. То есть, если Вы отвели для написания отчета время с утра и до обеда, не надейтесь, что Вам удастся выполнить его за полчаса. Если Вы отведете на написание отчета полчаса, возможно, Вы уложитесь не более, чем в 40 минут. Непонимание закона Паркинсона ведет к дрейфу целей в неопределенное будущее.

      Моя подруга когда-то получила от меня программу- пинарик... Установила ее и стала тщательно заполнять... Она визуально наблюдала как тает ее рабочий день, ее неделя, ее жизнь.... Что она успела за это время? почему так бездумно тратит на всякий бред? Это и называется продвинутый тайм-менеджмент, когда не просто голая теория, а настоящий волшебный пендель, который мотивирует на конкретные действия.

  • С днем рождения, Никита! Я в первый раз услышал это слово, прокрастинация. Ну да, понятно, что все когда-то что-то откладывают в своей жизни на потом. Мне вот, понравился комментарий Жанны Магини, про русские особенности. Так и есть все. Самовоспитанием надо, конечно, заниматься, только не когда. Потом. По позже. Как-нибудь..

  • Русские относятся к полиактивной культуре поведения, то есть мы планируем часто лишь в общих чертах, умеем делать несколько дел одновременно, можем работать в любое время, когда нам удобно, а не только строго в рабочее, мы часто меняем планы, бываем непунктуальны.
    Это русские особенности.

    Народы реактивных культур (к примеру, люди Востока) совсем другие, они адаптированы ко времени, время у них циклично, они избегают поспешных решений, могут ждать "лучшее время".

    Все мы разные, именно поэтому что русскому хорошо, то немцу - смерть! Исходя из этих национальных особенностей сейчас и разрабатываются эффективные методики тайм-менеджмента.