Ирина Лопатухина Грандмастер

Как устроена наша личность с точки зрения психоанализа?

Каждая психологическая теория опирается на определенные представления о структуре человеческой психики. Это такая своеобразная «карта внутрипсихической местности», руководствуясь которой можно потихоньку разбираться в том, что же подспудно влияет на наши эмоции и поведение.

В классическом подходе Фрейд определил три части психического устройства: Ид, Эго и Суперэго.

Ид — большой резервуар энергии влечений. Это область бессознательного, которая населена нашими стремлениями и желаниями, требующими немедленного удовлетворения. Это внутренний ребенок, непослушный и яростно требующий ВСЕ И СРАЗУ!

В бессознательном нет морали, нет ограничений, нет понятий «должен» и «надо». И еще там нет времени. Событие раннего детства, вытесненное в бессознательное много лет назад, может прорываться в наше «сегодня» неожиданными страхами, всплесками эмоций или оговорками, забыванием. Этот внутренний мир образов и ощущений формирует свои защиты от тягот реальности. Психоаналитики называют эти защиты первичными. Мы к ним еще вернемся чуть позже.

Итак, по Фрейду, ребенок рождается этаким зверенышем, наполненным инстинктами, требующими своего немедленного удовлетворения. Реальность Ид — исполняющие желания ментальные образы. Это область наших фантазий и наших снов наяву. Это сила воображения, помогающая нам справиться с несовершенством мира. Ид всегда нацелен на получение удовольствия.

Но реальность практически с первых дней жизни ребенка диктует свои условия. Он тотально зависим от матери, а даже самая лучшая мать часто опаздывает с удовлетворением его потребностей и прихотей. И тогда в психике начинает формироваться следующий этаж — Эго.

Эго — вторая система личности, создаваемая для примирения внутренней и внешней реальности.

Эго — часть Ид, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего в психику через систему «восприятие — сознание». Возникающие в Ид желания Эго соотносит с возможностью их выполнения «здесь и теперь», опираясь на принцип реальности.

При отсрочке выполнения желания возникает напряжение. Эго задерживает разрядку напряжения до тех пор, пока обнаружит объект, подходящий для удовлетворения. Таким образом, принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия. Для облегчения этого процесса психика формирует вторичные защиты. Если первичные защиты опираются только на внутренние представления и фантазии человека, вторичные защиты строятся более или менее на учете реальности окружающего его мира.

Хочу привести пример — басня «Лиса и виноград»:

- Лиса использует первичные защиты: при недостижимости желаемого виноград (предмет вожделения) тотально обесценивается, становится во внутреннем представлении несъедобным… Разрядка напряжения происходит, но Лиса остается обозленной и голодной.

 — Если же у Лисы хорошо развито Эго и она будет использовать вторичные защиты, недостижимость винограда она заменит, например, разговором по душам с Вороной в надежде получить кусочек сыра. И при благоприятном раскладе и напряжение разрядит, и все-таки покушает…

Таким образом, Эго формулирует план удовлетворения потребности и проверяет его реальностью.

Эго — исполнительный орган личности, оно открывает двери действию, отбирает от среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и влечения, в какой последовательности и каким образом должны быть удовлетворены.

Третья часть психики по психоанализу — Суперэго. Это внутренние представления о традиционных ценностях и идеалах в интерпретации родителей и насильственно привитые посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго — наш внутренний цензор, который постоянно оценивает правильность или неправильность нашей жизни, опираясь на впитанные с «молоком матери» установки «что такое хорошо и что такое плохо». Совесть — одна из подсистем Суперэго.

Таким образом, Эго всю нашу сознательную жизнь занято поиском компромиссных решений, удовлетворяющих как Ид, так и Суперэго, которые постоянно конфронтируют друг с другом. Ид кричит «Хочу!», Суперэго бубнит «Нельзя!», а Эго пытается договориться и с ними, и с реальностью, чтобы все были и целы и сыты…

Работа психолога по большей части состоит в поддержке Эго через пересмотр чрезмерно строгих запретов и указаний Суперэго и утешения ненасытного в своих стремлениях Ид.

Вот так я воспринимаю строение личности в парадигме классического психоанализа.

Обновлено 19.03.2010
Статья размещена на сайте 24.01.2010

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ирина Баумане Ирина Баумане Читатель 21 марта 2010 в 03:11 отредактирован 21 марта 2010 в 03:13
    И ещё вкусненький кусочек

    Ирина Лопатухина,
    У человека есть его Истинное Я.
    О нем, как правило, говорится максимально ярко, а расшифровывается максимально глухо и исключительно противоречиво.
    «Карл Роджерс описывал личность в терминах самости как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, со­ставляющую самую сердцевину наших переживаний».
    * Супер. Утренних или вечерних? Они бывают сильно разными…
    В данной статье, «Истинное Я», как я понял, по сути отождествляется с «индивидуальными инстинктивными проявлениями» («зверек»), в эзотерической психологии соединяется с «голосом Бога», в психоанализе — с ИД и ЭГО (по факту — с бессознательными сексуально насыщенными программами), на уровне обыденной психологии — с тем, что захотелось телу.
    Итого: понятие нерабочее. Хотя, если использовать хорошо направленные внушения, может быть полезным. В православии внушается, что твое Истинное Я — это то, которое тянется к Богу. В популярной психотерапевтической литература настойчиво утверждается, что Истинное Я всегда имеет позитивные намерения — и, очевидно, что с педагогической точки зрения это социально конструктивное внушение.
    Впрочем, буду благодарен за любые разъяснения. Действительно, как определить, вот этот вот внутренний позыв «Не хочу вставать этим утром» — это голос моего Истинного Я или просто я вчера лег поздно?

    ( Ссылочка:
    1) Конструктивный манипулятор.
    2) Конструктивный актуализатор.
    3) Деструктивный манипулятор.
    4) Деструктивный актуализатор.
    http://nkozlov.ru/life/s140/d2224/)

  • Ещё про суперэго

    Запреты посажены нам обществом для того, чтобы мы были управляемы, чтобы наше поведение было предсказуемым. Это произошло в процессе нашего воспитания. Окружающие взрослые бессознательно транслировали нам свои стереотипы и запреты. На каждое недозволенное по представлениям их надсмотрщика действие следовала репрессия. Потянувшийся к члену для его изучения мальчик немедленно получает по рукам, причем родители не задумываются, почему они это делают: так велит их надсмотрщик.
    Постепенно ребенок усваивает всю сумму запретов. В его психике поселяется свой надсмотрщик. Он и соблюдает эти запреты.
    Но эти запреты существуют лишь в психике — нашей и окружающих нас людей. В объективной реальности, нас окружающей, этих запретов нет. Там все дозволено.
    Системы запретов варьируются для разных социальных групп. Представителям одной внушили менее жесткие запреты, представителям другой — более жесткие. Обычно представители первой добиваются больших успехов. Психика устроена так, что с детства в тебя вмонтирован ограничитель твоих социальных успехов. Ты не пойдешь дальше, чем позволяют вбитые в тебя с детства ограничения. Потенциал твоего роста ограничен сверху объемом твоей внутренней свободы. Выше этого предела ты расти не будешь — если, конечно, не найдешь способ расширить рамки своей внутренней свободы.
    ( ссылочка - Лекции по психологии лидерства
    http://psyfactor.org/lib/lpl5.htm)_

  • Замечательно: простенько, но без упрощения.

    Оценка статьи: 5