Римма Дюсметова Мастер

Отчего так внезапно «сгорела» звезда? Версия психолога о причинах смерти Анны Самохиной

Казалось бы, в различных СМИ все уже сказано-пересказано о причинах неожиданно быстрой кончины одной из самых сексапильных и ярких актрис российского кинематографа Анны Самохиной.

Какие же причины чаще всего обсуждались? Первой причиной объявили диету (бесплатная реклама диетологам!). Вторая причина: тяжелые потрясения, связанные с оформлением крупных кредитов на строительство дома, который так и не был построен. Третья — расставание с третьим мужем, обида на бывших мужей. Еще одной причиной некоторые называли тяжелую смерть от рака матери, по другим данным, свекрови.

Про диету можно сказать, что за короткое время по-настоящему убийственной может стать только диета, в которой присутствует яд. Но настоящим ядом могут стать душевное напряжение и повышенная тревожность, которые способны запустить процесс озлокачествления клеток организма, так как постоянно снижают иммунитет. В то же время люди годами, десятилетиями могут однообразно, скудно, не самой лучшей пищей питаться, но при этом не заболевают раком.

После двухлетнего незарегистрированного брака Анны Самохиной с последним мужем прошло довольно много времени: 4 года. С трудом верится, что ее разочарование в несостоявшемся муже и обиды на него были столь велики, что могли стать причиной страданий, способных довести до смертельной болезни эффектную красавицу, которая сводила с ума тысячи мужчин.

Финансовые проблемы, сам факт обмана ее со стороны тех людей, которым она доверилась в строительстве дома, вместе с переживаниями о смерти близкого человека (если это на самом деле была ее мать и ей приходилось много времени проводить с ней) действительно могли повлиять на эмоциональное состояние и здоровье актрисы.

По нашей версии, главной причиной смертельной болезни Анны Самохиной могло быть то, что ей по жизни приходилось играть несвойственную ее натуре роль — роль роковой женщины. Отыграть на сцене любую, даже очень сложную и эмоционально тяжелую роль, а потом вести свою обычную жизнь, быть самим собой — это естественно для актера. Разнообразие ролей дает актеру силу, задор, опыт, мощь, удовлетворение. А когда приходится и в жизни в течение многих лет играть несвойственную тебе энергетику, стервозность, всегда быть в напряжении, чтобы соответствовать ожидаемому образу, ожиданиям поклонников, окружающих, любимых мужчин, которые жаждут видеть актрису только в роли женщины-вамп, — это настоящая трагедия для артистки.

Итак, видимо, образ роковой женщины помогал ей вначале справляться со смущением, неуверенностью, найти силы стать более независимой и решительной. Тогда она еще не знала, насколько трудно будет всю жизнь нести бремя сильной и властной женщины-вамп при мягком и добром характере. Такая игра была игрой на износ, забирала много энергии, которой ей не хватало уже после 40 лет.

Когда Анна Самохина по большой любви выходила замуж за своего первого мужа, муж любил ее робкой, неуверенной, мягкой, женственной, доброй, любящей — обычной женой. Именно из-за неуверенности, робкого характера она в первое время не могла получить и работу в кино, несмотря на то, что подходила по внешним критериям или по типажу на многие крупные роли. Раз за разом она проваливала пробы.

Когда по настоятельному совету ее коллеги-актера по театру режиссер пришел посмотреть на нее в общежитие, где она жила с мужем и ребенком, он увидел перед собой не яркую и страстную Мерседес, которую ожидал в ней увидеть, а худую, невзрачную, ничем непримечательную девушку с хвостиком в простеньком домашнем халатике. Анна, увидев разочарование в лице человека, который в эти минуты решал ее судьбу, помня о прошлых провалах, вдруг отчаянно вскричала, что не надо на нее смотреть, что она принесет фотографии, где она достойно выглядит и подойдет для роли. Вот тогда она была настоящая. А в роли она воплощалась любые и сразу, как подобает настоящему таланту.

Сыграв свою первую крупную роль в кино — роль Мерседес в фильме «Узник замка Иф», Анна Самохина проснулась настоящей звездой в амплуа роковой женщины. Она познала настоящие страсти женщины-вамп не только на съемочной площадке по роли, но и в жизни, влюбившись во время съемок в одного из актеров. После роли Мерседес одна за другой последовали роли роковых киношных красавиц. Были молодость, силы, страсть, драйв, поэтому хватало сил и желания играть и в жизни роль роковой женщины.

Но к этой роли уже не подходил ее муж. Она рассталась с ним после 16 лет совместной жизни, когда перестала быть робкой и мягкой женой, и когда ей захотелось ярких роковых страстей в личной жизни. Возможно, именно в эти годы она решилась продолжать свою жизнь в образе роковой женщины, в образе, который, как ей казалось, дает ей недостающую силу, уверенность, стервозность, страстность…

В то же время, став немного более уверенной в жизни, она так и не превратилась по сути в женщину-вамп, разве что в легких любовных романах с мужчинами, жаждавшими видеть в ней роковую женщину и роковую страсть. В двух последних браках, как только она переставала быть сильной роковой женщиной, а становилась доброй, любящей, иногда слабой, но собой, настоящей, любовь ее мужчин проходила, браки распадались. Тогда она снова искала любовь, но опять сталкивалась с тем, что ее любят только в одном образе — роковой красавицы, крутой стервы.

С годами добрая, мягкая натура актрисы с трудом стала выдерживать игру в роковую женщину. Постоянная борьба с собой, попытка и в жизни во что бы то ни стало стать сильной, стальной роковой женщиной изматывали, истощали силы, делали ее одинокой и несчастной — то, что приходилось тщательно скрывать. Возможно, только первый муж, который знал ее другую, настоящую, понимал ее как никто, потому и оставался ее другом, и они общались не только потому, что имели общего ребенка.

Есть еще одна немаловажная причина, которая могла роковым образом вмешаться в ее судьбу. Это когда после пластической операции, сделавшей ее снова молодой, красивой и статной, она могла решить для себя: «Все, надо остаться молодой и красивой навсегда, никогда не стареть!» Для подсознания такие мысли могут дать сигнал для начала программы на самоуничтожение, поскольку наш организм, как и наше подсознание, знают, что остановить старость невозможно. Есть только один выбор: остаться молодой навсегда можно, лишь умерев молодой.

Итак, стремление жить в навязанном кинематографом, не свойственном ее характеру и внутренним ощущениям образе роковой женщины, решение остаться навсегда молодой красавицей, не разрешив себе просто красиво стареть — вот, возможно, главные психологические причины, которые могли способствовать ее ранней смерти. А все остальное: диета, финансовые неурядицы, неудачные браки, смерти близких — все это, по версии психолога, только усугубляющие, а не главные факторы, которые привели блестящую красавицу и актрису к столь раннему неожиданному концу.

Обновлено 18.03.2010
Статья размещена на сайте 25.02.2010

Комментарии (31):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • какая то патологическая тяга комментировать смерть.

    Оценка статьи: 2

  • как то за уши притянуто...

    Оценка статьи: 2

  • Неприятно, когда разбирают жизнь человека, который об этом не просил, тем более недавно умершего.

    Оценка статьи: 2

    • странно, никто ничего не разбирает, на мой взгляд. Нет никаких унизительных эпитетов, типа "второсортная актриса" без "главных ролей". Автор дает свою версию произошедшего, вот и все. По-моему, очень даже граммотно написано. Автор не претендует на достоверность, а всего лишь выдвигает свою версию, задействуя свои профессиональные знания... Почему столько негодования?

      Оценка статьи: 5

      • читать дальше →

        Оценка статьи: 1

        • Люба, я не знаю кто эта актриса, не видела. Всегда шоковато, когда умирает молодая популярная и красивая, как я поняла. У нас преставился Майкл Джексон и не молод и онюдь не красив (господь борони на ночь вспоминать!), а желтого цвета понос вокруг плавал и до сих пор еще плавает. Давайте определимся, ребята: вокруг селебритиз - индустрия просветителей желтеньких. Если звезды зажигают этого цвета, стало быть...Статья, на мой взгляд, есть такого же цвета - но ведь не кину камень в автора: отрасль целая обозревать знаменитостей! Другое дело, что ШЖ понимает, что всем сестричкам надо по шерстке - ну есть у нас, есть люди, которым интересно чем покакал Том Круз вчера. И пока они есть и будут, статьи такие имеют право на спрос и на продажу. Вот Опра Уинфри сегодня утром сделала шоу с порнозвездами - там такие бабки шевелятся. Девка одна из Чикаго в день съемок делала 5 штук за 15 минут секса с мужем. И пришли серъезные люди из кинобизнеса и сказали, что маркет - огромный! (Да, девы - 1\3 маркета порнокино - мы с вами, а не старые козлы). Так и тут - есть индустрия грифов кладбищенских для селебритиз, есть рынок, есть спрос. Нормальное дело. Для кого-то со смертью Селинджера мир померк, а кто-то его портки под микроскопом того...Господи, пошли мне смерть легкую в лобовой аварии, а то поди весь Чикаго будет потом и мои порточки семейные под микроскопом: как да отчего...Зря вы так...Это уже не первая статья о сомнительных и действительных знаменитостях покойных

          • Лаура, речь не об этом. Журналисты пусть полощут где и что угодно, это их работа - главное, чтобы факты были обнаружены и обнародованы.
            Речь - о конкретной статье. Я привела примеры тенденциозной обработки материала. Автор здесь представляется психологом - и выдает поверхностный, подтасованный, основанный на тенденциозно набранных фактах диагноз. В итоге дурно характеризует себя и как психолога, и как журналиста. Для психолога так поступать - значит нарушать этические нормы профессии, для журналиста - значит свидетельствовать о своем непрофессионализме.

            Оценка статьи: 1

            • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 14 апреля 2010 в 05:26 отредактирован 14 апреля 2010 в 05:27

              Люб, я вообще к актерам того... Не мой компот. Не интересно кто за кем, не важно кто сколько и кого. Вот себе кучу спиногрызов нажила, когда на Янковского помершего свои 5 копеек забила. Мне плевать жив или помер. Я его ни одной роли с мурашками вспомнить не могу - вот что важно. Дж. Мазина тоже, вроде, помре. А пробежечка ее по песочку и после меня не помрет - детей приучила мурашками покрываться от великого. А они своих приучат. Тут о другом был мой вопеж: ШЖ публикует феньшуйню, опять же - смерти актрисок, как лобок выщипать для шибчего сексу. Ведь сестры все - разноватые. Сегодня 13 апреля. Уже три дня весь мир дрожит и скорбит. А ШЖ живет с сумками, косметикой, что там еще у нас сегодня? ОК, гламур. А если гламур, то и имейте гламур в полную его желтизну. И не важно грамотно ли психологически, стилистически и всяко-всически - маркет для таких статей есть. Плохо, что журнал на это маркет ориентирован, пусть даже квотой публикаций. Я вот думаю, кто же крылья так пообкарнал пренатально ШЖ, что темы такие имеют место быть не абортированными.

        • Люба Мельник, ну хирург бы посоветовал бы сделать операцию пораньше, диагностироваться почаще , а не стал бы скальпелем размахивать. Не забывайте, автор журналист-психолог! И ничего постыдного она не сделала. Большинство людей играют в жизни столько ролей, что порой теряют себя истинного. Не знаю, плохо это или хорошо. Не в этом суть! Главное, что порой у них возникает конфликт между "вещью в себе" и "вещью для других". Вылиться это может во что угодно, в том числе в соматическое серьезное заболевание. Вот и все, что хотела сказать автор. Не нужно раздувать огонь, Люба!

          Оценка статьи: 5

          • Люба Мельник Бывший модератор 22 марта 2010 в 21:39 отредактирован 22 марта 2010 в 21:56

            "Хирург бы посоветовал" - вы меняете условия на ходу. Хирург, что главное, работал бы в операционной, куда посторонним вход запрещен. Так же должен работать и психолог.
            Автор - не журналист-психолог ))), а психолог - посмотрите на личной странице, смотрите в заголовке - "Версия психолога". Автор берет проф. инструментарий (в нашем примере - скальпель), а затем на поверхностном, недостаточном материале, произвольно собранном, подогнанном так, как автору захотелось - см. выше мой коммент - выполняет исследование и докладывает его результаты публично и с указанием ФИО жертвы. читать дальше →

            Оценка статьи: 1

            • Люба Мельник,
              Психолог, написавший статью об известном человеке, - журналист, хоть и без ярлычка на персональной страничке ШЖ.
              Честно, я не понимаю, что Вас так злит. Версий, что могло послужить причиной заболевания Анна Самохиной, достаочно много. О них пишут и говорят, потому что людям не все равно, что случилось с этой замечательной актрисой. Римма попыталась посмотреть на это со своей профессиональной точки зрения (кстати, такую версию я еще не слышала). Она упомянула все другие версии. И дала свою. Взгляд психолога со стороны "что могло бы быть" - вот и все. Зачем же наезжать на человека?
              Римма, спасибо за Вашу смелость в выдвижении такой версии.

              Оценка статьи: 5

  • Собраны - проанализированы сплетни изо всех возможных источников, тщательно рассортированы, обнюханы, перемусолены.
    Зачем?
    И ещё- куда делись замечательные, поучительные для всех комментарии серьёзных людей к предыдущей статье?
    Это что, новый способ вывернуться?
    Статья осталась - а комментарии-то как ветром сдуло?

    Оценка статьи: 3

  • "Этический кодекс психолога", пункт 1 - "Принцип конфиденциальности", подпункт 5:
    " Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом."

    Комментарии излишни.

    Оценка статьи: 1

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 19 марта 2010 в 18:04

      Маша Романофф, Анна Самохина не была клиенткой Риммы Дюсметовой.

      Валентина Пономарева, та статья о Теличкиной, что была опубликована, удалена из основного выпуска и с сайта. То, что у автора на личной странице - добавлено ею позже.
      Из заголовка убирать не будем, поскольку автор представляет свое мнение не как журналист, а как психолог, коим является по роду занятий.

      Оценка статьи: 1

      • Марианна Власова, в таком случае есть резон обоснования по трем критериям.

        1. Этический. Маша Романофф совершенно права в своем цитировании, а реплика о том, что Анна Самохина не являлась клиентом Риммы Дюсметовой в контексте профессиональной этики даже усугубляет положение. Если в рассказе о своем клиенте психолог должен соблюдать правила конфиденциальности, то с какой стати он обнародует собственное мнение о публичной личности, к которой не имеет никакого отношения?

        2. Социопсихологический. Да, имеются основания говорить о влиянии амплуа на личность актера. Но для подобного разговора надо приводить не категоричные, тем более, передернутые - как талантливо усмотрела Люба Мельник - а категориальные признаки. Категориальность - это приведение к общим тенденциям, а в рассказе все сосредоточено на одной судьбе (сколько у нас и во всем мире артистов, придерживающихся подобных рамок?). О корректности суждений в данном случае говорить не приходится - не приведены ни релевантная выборка, ни ссылка на источники.

        3. Журналистский. Могут ли роли повлиять на судьбу исполнителя? - Да. Может ли что-либо еще (например, уход с артистической карьеры в бизнесовую) повлиять на это? - Да. Какие основания для выводов? - Исключительно журналистские, поскольку иная информация, кроме масс-медиа, не учтена.

        Так причем здесь, пардон, род занятий? Например… если бы школьный педагог захотел выразить личное мнение о причинах гибели В.Высоцкого на основании публикаций в прессе, то заголовок статьи об этом вполне бы мог выглядеть таким образом: «Отчего так внезапно «сгорела» звезда? Версия педагога о причинах смерти Владимира Высоцкого». И там бы наверняка говорилось о…

        А я сама была близким свидетелем не факта, а обстоятельств случившегося, мало того, незадолго до этого вместе с мужем была звана к нему в гости, и визит состоялся, но в качестве психолога никогда и ни за что не озвучу рассказ об этом. Сейчас еще поминают Г.Вицина, - тоже лично знакома была, и что - теперь диагностику строить? И многих еще живых корифеев сцены знаю, но никогда и в голову не придет прилюдно строить расклад кто каков по сути. По сути - люди, и баста. Как говорится (совет автору), врачу - излечися сам.

        Вот еще что беспокоит. Самопозиционирование - вещь обоюдоострая, если воспользоваться метафорой классика. А уж когда психолог в числе прочего предлагает снимать порчу и сглаз… он уходит из этой профессии в магию, что есть совершенно иная сфера деятельности.

        Оценка статьи: 1

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 20 марта 2010 в 17:03

          Валентина Пономарева, "Если в рассказе о своем клиенте психолог должен соблюдать правила конфиденциальности, то с какой стати он обнародует собственное мнение о публичной личности, к которой не имеет никакого отношения?"

          Ну, все мы имеем мнения о публичных личностях, которые для нас - всего лишь наборы образов, функций и обстоятельств. В случае, если мы знакомы с ними как с живыми людьми, у кого-то возникают этические препятствия к обнародованию отрицательной информации, а у кого-то - нет (вспомните книгу Марины Влади, например). Тот, кто просто по роду деятельности изучает эти образы и функции - имеет право их интерпретировать и обнародовать собственные умозаключения. Далее, после этого обнародования - уже право читателя иметь и высказывать мнение о личности и профессионализме автора.

          Оценка статьи: 1

          • Марианна Власова, да, все мы имеем мнения, но "по роду деятельности" никак не могу согласиться с тем, что это "набор образов, функций и обстоятельств". Всякий человек - публичный ли, непубличный - целостная система, самореализующаяся в динамике, а потому проявляющая разные аспекты и компоненты сообразно ей, а не только извне возникающим ситуациям.

            Марина Влади, насколько я знаю, не является психологом, которому "по роду деятельности" вменяется принцип деликатности обращения с информацией. Добавлю: в скорбные дни - особенно. К тому же я не встречала, например, мемуаров лечащего врача В.Высоцкого, хоть у него был персональный. Священники, врачи и психологи связаны особой клятвой, без соблюдения которой не имеют права на доверие, слишком сокровенна та информация, которая им передается. И не важно, был ли ритуал ее произнесения...

            Кстати, о правах. За право читателя - отдельное спасибо, только я тут... это... высказываюсь "по роду деятельности", ратую за честь профессии, нарушаюмую вполне очевидно и придающую "желтинку" изданию, которое таковые материалы публикует. Впрочем, в последнем я как раз не не спец, и высказываю всего лишь навсего читательское мнение, к тому же сиюминутное.

            А вот что за особый интерес к представителям артистической сферы, вдали от которых пребывает автор, меня беспокоит. - Они оказываются совершенно беззащитными перед ее вердиктами, а это несправедливо. Пусть бы нам пропсихотипировали влиятельных политиков или олигархов. Ан нет, и ни для кого не секрет - почему.

            Оценка статьи: 1

            • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 20 марта 2010 в 20:07

              Валентина Пономарева, ну естественно, и специалистам не возбраняется высказывать профессиональное мнение о тексте, это всегда приветствуется.

              "Священники, врачи и психологи связаны особой клятвой, без соблюдения которой не имеют права на доверие, слишком сокровенна та информация, которая им передается."
              Было сказано уже много раз, что никакую сокровенную информацию московские звезды челябинским психологам не передают.

              А олигархов и политиков, по открытой и всем известной информации психотипировать просто бесполезно - она наверняка фальсифицирована или урезана.

              Оценка статьи: 1

  • Ох, уж мне эта диагностика вслепую, по газетам и телепередачам. Чудесным образом исчезли все комментарии к статье о Валентине Теличкиной этого же автора, где все было уже сказано, а повторять скучно.

    Ограничусь лишь более определенной и более адресной, чем в прошлый раз, просьбой: уважаемая редакция, было бы желательно уточнять заголовки подобных статей, по крайней мере, из уважения к профессии психолога как таковой. "Версия психолога" читается как "профессиональное мнение", но содержание публикуемого материала в этом не убеждает.

    Оценка статьи: 1

  • О методике

    Анна Самохина в интервью: "Был кошмарный вечер, шел дождь, стекла звенели от ветра - там же степи кругом, в Ростове, - и вот из этой дикой непогоды в нашем общежитии появился ассистент режиссера с Одесской киностудии. Он искал актрису на роль Мерседес в фильме "Узник замка Иф". Я шла по коридору с какими-то кастрюльками, в халате - представляете, как выглядит женщина, которая сидит с маленьким ребенком? Вдруг около меня останавливается мужчина и спрашивает: "Вы - Аня Самохина?" Я кивнула. Вижу, у него лицо немножко перекосилось: он, очевидно, не ожидал такое увидеть. Когда же я поняла, что речь идет о съемках у режиссера, который снял "Трех мушкетеров", от волнения закричала: "Вы не смотрите на меня, я не такая! У меня есть фотографии, я вам их сейчас покажу!" Это был шанс, и я за него ухватилась обеими руками.
    Мои снимки отправили в Одессу, и я получила приглашение на пробы. Когда стало известно, что я утверждена на роль, собралась половина общежития. На пол постелили новое чистое полотенце. Есть такая старая актерская традиция: перед началом работы над ролью вытереть об него ноги - тогда тебя ждет успех. Новое полотенце - это как бы чистый, светлый путь. С легкой руки моих подруг по общежитию он и начался".

    Александр Просянов в интервью: " По всему Союзу Хилькевич искал красивую актрису для фильма «Узник замка Иф». Моя задача была непростой - просмотреть всех молодых актрис в нескольких городах. Ростов-на-Дону в этом списке был последним. Дощатая, ветхая сцена ростовского ТЮЗа меня поразила так, что захотелось тут же развернуться и уехать. Но мне вовремя подсказали, что в театре служит очень красивая молодая актриса и она непременно подойдет. Я направился в актерское общежитие. «Как же здесь живут актеры?» - удивлялся я, шагая по мрачным коридорам общаги. Аню я встретил на общей кухне. Она в простеньком, стареньком халатике и в бигудях стояла у плиты. «Да ну, какая это Мерседес?!» - подумал я. Но Аня сама проявила настойчивость.
    - Погодите, я вам сейчас покажу свой альбом, и вы увидите, что я умею быть красивой! Увидев снимки, я буквально оторопел и понял, что не зря исколесил всю Россию."

    Тот же эпизод в исполнении Риммы Дюсметовой: "Когда по настоятельному совету ее коллеги-актера по театру режиссер пришел посмотреть на нее в общежитие, где она жила с мужем и ребенком, он увидел перед собой не яркую и страстную Мерседес, которую ожидал в ней увидеть, а худую, невзрачную, ничем непримечательную девушку с хвостиком в простеньком домашнем халатике. Анна, увидев разочарование в лице человека, который в эти минуты решал ее судьбу, помня о прошлых провалах, вдруг отчаянно вскричала, что не надо на нее смотреть, что она принесет фотографии, где она достойно выглядит и подойдет для роли. Вот тогда она была настоящая".

    А.С. "Мы с Сашей разошлись, заметьте, после пятнадцати лет брака. И расстались мирно, без скандалов. Понимаете, мне всегда надо двигаться вперед, я не приемлю застой в любом деле - моя первая семья, наверное, и подверглась такому застою. Саша очень спокойный, а мне все время чего-то надо, я рвусь вперед. Так вот все и получилось".

    Р.Д. "Но к этой роли уже не подходил ее муж. Она рассталась с ним после 16 лет совместной жизни, когда перестала быть робкой и мягкой женой, и когда ей захотелось ярких роковых страстей в личной жизни. Возможно, именно в эти годы она решилась продолжать свою жизнь в образе роковой женщины, в образе, который, как ей казалось, дает ей недостающую силу, уверенность, стервозность, страстность…"

    Такое прочтение, трактовка - чтоб "легло". Только уши психолога торчат ))) "Образ, который, как ей казалось..." - кому "ей"? И явно светится - так казалось глубокоуважаемому автору, потому что так надо для обоснования гипотезы... Достаточно в первом случае вместо "от волнения закричала" - написать "отчаянно закричала" - и уже дана другая эмоция. Или: вместо "мне все время чего-то надо, я рвусь вперед" - "решилась продолжать свою жизнь в образе роковой женщины" - аналогично. Вот так где передернуто, где пережато, где додавлено - и получилось то, что имеем.
    Это произведение может обратить на себя внимание не только сонма поклонников, но и родных и близких только что умершей женщины.

    Оценка статьи: 1