Алан Паркер Дебютант

Факторы риска. С какими проблемами сталкиваются подростки?

Переходный возраст. Подростковый кризис. Всего лишь самый трудный с психологической точки зрения период жизни человека. Каждый день — конфликты, на каждом шагу — проблемы.

С кем дружить, быть как все или выделиться из толпы (а как?), как не поссориться с родителями, где найти денег и времени на развлечения и безделушки, нужно ли искать парня (девушку), начинать ли вести половую жизнь, доверять ли свои секреты друзьям/подружкам или родителям, убегать ли с уроков или учиться, как сдавать экзамены, куда поступать, кем быть, как быть, что делать…

Наверняка каждый из нас знает, каково это — выплёскивать свою агрессию на других, когда в голове полный бардак и всё вокруг кажется нереальным. Что же так раздражает и запутывает подростков в этом возрасте? И с какой стороны воздействует раздражающий фактор? Попробуем разобраться в ситуации.

Школьное сообщество

Чаще всего неоправданные вспышки жестокости случаются именно в школе, где формируется личность человека. То, как ребёнок общается с классом, класс — с ним, очень важно. Но главное настроение всегда задаёт учитель, ведь подсознательно многие дети его копируют, прислушиваются к его мнению.

Неосторожное резкое замечание, уничижающее в какой-то мере личность ребёнка, косой взгляд, оскорбление — и дети, как «падальщики», бросаются на эту «пищу» для размышлений, и случайные (а порой и намеренные) высказывания учителя оборачиваются настоящей «травлей». Не «охоту», нет, для этого у них нет реальных аргументов (они не смогут ответить на вопрос «за что он/она тебе не нравится?»), они лишь запугивают, загоняют, травят.

Нацизм, нетерпимость к отличиям

Практически в любом классе есть ребята, которые отличаются от основной массы по внешним признакам — цвету кожи, разрезу глаз и т. д. Самая распространённая реакция одноклассников — агрессия. А, собственно, почему? Видимо, потому, что в последнее время в социальном плане в нашем обществе чересчур много стереотипов и надуманных предрассудков. Отчего это происходит — причину нужно искать в общей системе воспитания и идеалогии в стране, потому что такой ерунды, как расовые предрассудки, в мозгах у человека изначально не может и не должно быть по определению.

Когда ребёнок попадает в уже сформировавшийся коллектив, часто класс отказывается доброжелательно принять новичка. Начинается жестокая травля и унижения. Это действительно тяжело, мало кто может представить себя на месте изгоя — только те, кто прошёл через что-то подобное.

Неформальная внешность

Каждый из нас имеет право на самовыражение. Конфликты создают всегда те, кто в большинстве. Если внешность подростка чем-то заметно выделяется на общем фоне, чаще всего его принимают за гомосексуалиста. Причём так полагают не только ребята, но и власти, направляющие много сил на борьбу с субкультурами (хотя в стране есть проблемы поважнее, да и путём запрета и гонений на неформалов ничего не решить).

Цитата: «Если государство платит за среднее образование, оно имеет право требовать, чтобы в учебных заведениях не пропагандировались чуждые и вредные государству ценности, идеологии и субкультуры». Интересно, кто имеется в виду: хиппи, панки, эмо, скейтеры, реперы — кто? Может, было бы разумнее ужесточить уголовные наказания за преступления на почве расовой нетерпимости?

В качестве аналога к этой ситуации можно привести способ ведения борьбы с наркотиками: если на вашем приусадебном участке обнаружено более трёх растений мака, то вам долго придётся объяснять, что вы не наркодилер. А как насчёт героина, тоннами курсирующего по стране, пока служба контроля всерьёз выкорчёвывает с огородов обывателей безобидные и, между прочим, очень красивые цветы (ну, в самом деле, неужели три цветка — это плантация, и можно производить из них героин)?

Что ж, вернёмся к вопросу о субкультурах. Конечно, готов или эмо нельзя назвать «позитивными», но то, что они повёрнуты на идее самоуничтожения, сложно назвать правдой. Во-первых, тру или настоящих эмо сейчас практически нет — есть подростки, подражающие им в стиле одежды. А они, как правило, ничем не отличаются от детей, не причисленных к какой-либо субкультуре. А во-вторых, мысли о суициде в определённые моменты могут возникнуть у любого человека (размышления, но не стремление). И если человек решает покончить с собой — неужели в этом виновата субкультура? Нет, нет и ещё раз — нет. Это исключительно личностные психические характеристики, стечение жизненных обстоятельств и всё те же пресловутые стереотипы, воспринимаемые по схеме: услышал — не принял/принял — примерил на себя — сделал/не сделал. Как раз «не принял» и «не сделал» является показателем того, что личность данного человека цельная и не подвержена вредным и стереотипным влияниям.

Неблагополучные дети

Обычно они хуже одеты, чем большинство одноклассников, и у них не слишком высокие отметки (естественно, не всегда). У них равные шансы стать как изгоями, так и теми, кто унижает и подавляет окружающих. Но чаще всего они становятся объектами ненависти. Проще говоря, с их помощью легче самореализовываться тем детям, у которых нет умений, талантов и преимуществ. В подобной обстановке комплексы, неуверенность в себе и озлобленность только приумножаются. А закончиться всё может тем, что такие дети не смогут стать полноценными членами общества. Не самые радужные перспективы.

Отличники

Да-да. Отличники. Им неинтересны модные журналы, крутые видеоигры — они учатся, учатся хорошо и с удовольствием. По мнению психологов, именно «ботаники» обладают наименее развитой силой воли. Проще говоря, из-за страха (а еще из подсознательной надежды заслужить уважение и дружбу) они не могут отказать, когда у них просят «скатать», списать домашнюю или контрольную, боятся пожаловаться или достойно ответить на издёвки. Такие же проблемы у чересчур скромных детей, у детей с низким уровнем коммуникабельности.

Зависимость от боли

В мире началась новая волна подросткового психоза. Подростки садятся на боль, как на иглу. Из-за непонимания со стороны родителей, сверстников и всего мира они нашли новый выход из душевных страданий — причинять себе физическую боль. Шрамы, порезы, ушибы, ожоги, вывихи — подростки калечат себя, заменяя раны душевные ранами телесными. Дело не в мазохизме, не в удовольствии от боли, а в том, что для многих это единственный действенный способ снять нервное напряжение. Как наркотик, как алкоголь.

Итак, вот они, основные факторы риска и их следствия. По сути, решение проблем переходного возраста может решить все социальные проблемы: общество будет состоять из полноценных, способных мыслить самостоятельно, с высоким уровнем интеллекта и высокими моральными устоями, не подверженных влиянию алкоголя и сигарет людей, которые будут радоваться жизни, беречь окружающий мир и делать его лучше.

Звучит как утопия. Вряд ли эта проблема в скором времени решаема целиком. Но мы, по крайней мере, можем сделать шаг вперёд, навстречу мечте.

Обновлено 10.05.2010
Статья размещена на сайте 22.03.2010

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ирина Борисенко Ирина Борисенко Дебютант 12 мая 2010 в 20:45 отредактирован 12 мая 2010 в 21:26

    Алан Паркер, "они нашли новый выход из душевных страданий – причинять себе физическую боль. Шрамы, порезы, ушибы, ожоги, вывихи – подростки калечат себя, заменяя раны душевные ранами телесными. Дело не в мазохизме, не в удовольствии от боли, а в том, что для многих это единственный действенный способ снять нервное напряжение.
    Ещё одно мнение по поводу причины боли и заболевания вообще, у Норбекова, желание привлечь к себе внимание.
    У Лиз Бурбо, в её книге "Пять травм которые мешают быть самим собой", указаны душевные травмы, полученные в детстве, которые накладывают отпечаток на жизнь человека - ОТВЕРГЛИ станет БЕГЛЕЦОМ, ПОКИНУЛИ - ЗАВИСИМЫМ, УНИЗИЛИ - МАЗОХИСТОМ, ПРЕДАЛИ - КОНТРОЛИРУЮЩИМ, БЫЛИ НЕСПРАВЕДЛИВЫ - РИГИДНЫМ. Самое главное есть возможность избавиться от этих травм, и именно родители могут помочь исправить создавшееся положение.
    Статья получилась классная.

    Оценка статьи: 5

  • Алан Паркер, Большое спасибо за статью! Вы стали моим любимым автором!
    Ваши статьи для меня интересны и актуальны. Моему сыну 13 лет, и они помогают мне лучше его понять и не усложнять и без того трудный для подростка период жизни. Еще раз спасибо и успехов Вам!

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 12 мая 2010 в 16:07 отредактирован 12 мая 2010 в 19:09
    Кураж

    Алан Паркер, И не обиду. Вот Вы написали обстоятельную статью с разделами,а поэт Ярослав Смеляков "уложил проблему" в 4 строчки."И я повторяю,как проповедь,вновь ==Для вас,самых юных и искренних граждан,==Что самое главное в жизни любовь==А всё остальное не так уже важно".

    • Сергей Дмитриев, стихи не статьи. Стихи должны быть краткими и ёмкими - чтобы в одной только строке уложить смысл всего сущего.)) Поэт "укладывает", журналист "развёртывает", и наоборот. Кстати, я тоже поэт-любитель.))

      Оценка статьи: 5

      • "Узнаю брата Федю!"

        Алан Паркер, Оч приятно,что ещё теплится " в массах" интерес к поэзии,даже на уровне любителя,хотя все профи начинали так,скромненько. Выдайте "лучшее Ваше стихотворение". Мне тоже иногда приходят поэтические строчки,но раскручивать лень.Напр., долго донимала строчка "Не ставьте в багажник цветы!" и далее "не кладите,не ложьте,не бросайте!". Статьям тоже не заказана краткость и ёмкость.Но у Вас получилось близко к оптимуму. Обещаю читать Ваши следующие "нетленки".

  • Просто масса проблем. Хорошая статья. Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • На мой взгляд родители должны всё закладывать ребёнку. Не успеваемость в школе, агрессия к сверстникам и учителям и тому подобное - прямой исход ошибок родителей.

  • "потому что такой ерунды, как расовые предрассудки, в мозгах у человека изначально не может и не должно быть по определению."
    У человека, как у предствителя животного мира на инстинктивном уровне, в подсознании заложено: не такой как я, не такой как все - значит чужой. Поэтому подростки и разрываются в попытках разрешить диалектическое противоречие: хочется быть как все и хочется быть лучше других. А если не получается быть лучше, то выделиться хотя бы причёской, одеждой, нестандартным поведением.
    А того, кто слишком выделяется - подровнять под общий стандарт.
    И дошкольное и школьное воспитание на этом построено. Будь как все - и ты хороший!

  • Понравилась статья. Успехов!

    Оценка статьи: 5