Николай Иванович Козлов V.I.P.

Как поддерживать контакт глаз?

Дети смотрят в глаза хоть родителям, хоть другим окружающим их людям — легко и естественно. Ребенок может подбежать к вам близко, прямо и спокойно посмотреть вам в лицо, в глаза — без всякой улыбки и не отвечая на улыбку вашу, — а потом так же спокойно и шустро развернуться и убежать. Посмотрел себе — и пошел дальше.

В процессе воспитания (чаще не вполне осознанно) детей учат в глаза не смотреть. Подают естественный пример тем, как смотрят (точнее не смотрят в глаза) сами, иногда все говорят прямо: «Не надо смотреть так в глаза, это неприлично!», иногда просто начинают сердиться, когда ребенок глаза не опускает.

В результате ребенок взрослеет, отучается смотреть в глаза и тупеет, как и все остальные взрослые.

Тупеет — потому что лишает себя ценнейшей информации. Вся самая ценная информация о том, что происходит в душе человека — у него в глазах, у него на лице.

Впрочем, некоторые дети не поддаются этому давлению взрослых и продолжают смотреть на лица людей. Обычно эти люди позже становятся руководителями.

По имеющимся исследованиям, во время общения люди смотрят глаза-в-глаза от 20 до 50% времени. Влюбленные — от 60 до 80%. Руководители профессионалы — от 80 до 100% времени общения.

Для уверенного в себе и душевно здорового человека смотреть на собеседника, не пряча глаза — естественно.

А как правильно?

Иногда говорят, что нормально — смотреть до 70% времени контакта, и, возможно, в этом есть некоторый смысл. А именно, большинству из нас полезно учиться в большей степени поддерживать контакт глаз, но во всем должна быть мера: если вы чувствуете, что человеку сейчас под вашим взглядом неудобно, отведите глаза и задумайтесь вместе с ним. А самое главное, видимо, не сколько времени вы смотрите на другого человека, а — как вы это делаете. Какой у вас взгляд — нервный или спокойный? Давящий или поддерживающий?

Поэтому, если вы решите тренировать умение смотреть людям в глаза, не совершайте традиционной ошибки: не надо пристально смотреть собеседнику на переносицу или в так называемый «третий глаз». Это делает ваш взгляд для собеседника давящим, а вы теряете обозрение лица собеседника в целом. Тем более не красит человека привычка пялиться, бесцеремонно разглядывать окружающих — это не контакт глаз, а элементарная невоспитанность.

Хорошо, в переносицу смотреть не надо. А куда тогда смотреть? — Тут для многих ответ будет немного неожиданным. Скажите, а куда смотрит опытный водитель, когда ведет машину? В какую точку? Ответ: ни в какую, водитель смотрит широко, на дорогу в целом. Правильно, такой же будет ответ и в данном случае: отрабатывайте широкий, расфокусированный взгляд.

Пристальный взгляд на человека создает у него ощущение давления (что едва ли входит в ваши планы), а вас отвлекает. Если же вы смотрите на человека широким, немного расфокусированным взглядом, никуда точно, а просто в направлении человека, вы переходите преимущественно на периферическое восприятие: это вас не отвлекает, а все микродвижения лица человека бессознательно, сами того не замечая, вы ловите. А если вам человек еще и нравится, выражение вашего лица станет теплым.

Остальное — просто тренировка. Конкретное упражнение известно давно, оно называется «спокойное присутствие» — упражнение, тренирующее состояние покоя при восприятии происходящего. Варианты его можете посмотреть, просто набрав в Яндексе эти слова: «Спокойное присутствие».

Самое трудное: смотреть в глаза человеку и одновременно говорить, то есть думать

Поддерживать с собеседником контакт глаз, когда человека слушаешь — на самом деле несложно, вы это или умеете, или без большого труда научитесь. А вот научиться смотреть на собеседника даже тогда, когда не только слушаешь, а говоришь сам — это труднее. Тут уже нужны специальные тренировки, и пусть вам помогут следующие подсказки:

Фокус внимания — на собеседнике.
Не он оценивает вас, а вы оцениваете его. А еще лучше — не оценивайте, а тепло поддерживайте и направляйте его. Впрочем, это уже техника следующая:

Контроль и поддержка.
Одной рукой (например, левой) мысленно держите собеседника за плечо — это дает вам контроль за ситуацией, а другой рукой (также мысленно) мягко поглаживайте его по плечу либо руке (это сделает ваш взгляд теплым).

Приучайте себя к естественному вчувствованию.
Вчувствование — умение непосредственно, телесно чувствовать состояние другого человека. При встрече с человеком, перед любым разговором мгновенно, первым делом постарайтесь впрыгнуть в это человека, внутренне смоделируйте себе (примерьте к себе) выражение его глаз, линию его губ, напряжение или характерную линию шеи и плеч. Если вы привыкли это делать и вам это удается, вы читаете состояние все время общения с ним. Когда вы поймаете это состояние, вы более никогда не будете отводить глаза куда-то в сторону, потому что-то ощущение единства с собеседником, которое вы почувствуете, дорогого стоит!

Обновлено 6.04.2010
Статья размещена на сайте 5.04.2010

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Николай Иванович, спасибо за статью! Для меня это было полезно.
    Действительно очень многие не смотрят в глаза, может еще и потому что не хотят показывать свои глаза.
    Нам глаза даны для того, чтобы смотреть, так почему мы так часто уводим свой взгляд от людей.
    Да! Жалко, что здесь невозможно тренироваться.

    Оценка статьи: 5

  • Николай Иванович, спасибо!
    Очень интересно и полезно. Много раз встречались отрывочные противоречивые наставления от "Не смотрите подолгу на собеседника" до "смотрите человеку в глаза".
    А здесь все ясно изложено, когда, как и сколько.
    И за ссылку на "спокойное присутствие", тоже спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Николай Иванович Козлов, и как вам это удалось придумать.

    Оценка статьи: 3

  • Николай Иванович Козлов,
    в детстве у меня был один интересный случай. Однажды (единственный раз в её работе с нашим классом) учительница физкультуры проводила свой урок не в физкультурном зале, а в классе, у доски. Я сидела на первой парте и, как обычно делала на всех уроках, внимательно слушала, что она говорит. А она почему-то не сдержалась и закричала на меня: "Что ты на меня уставилась?". Для меня, ребёнка, тогда это было так непонятно. Что я ещё должна была делать? Крутиться за партой и смотреть по сторонам, как поступали некоторые ученики?
    Наверное, этот учтельница не готова была быть обычной преподавательницей, выдерживающей взгляды целого класса детей.

  • Некоторым даже и дети не могли в глаза спокойно смотреть.

  • Интересная статья. Значит важно не только смотреть в глаза, а уметь настраивать себя на определенный лад: нужно поддерживать - держи одной рукой за плечо, второй - гладь; нужно давить - смотри в третий глаз или на переносицу! . Ведь люди разные встречаются по жизни и ситуации по жизни бувают разные... Жаль, что в онлайн нельзя потренироваться