Алан Паркер Дебютант

Школа выживания: как подростку преодолеть трудности в коллективе?

Ранее уже упоминались проблемы, с которыми подросток сталкивается в школе и коллективе. Рассмотрим подробнее предпосылки той или иной структуры поведения ребёнка.

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция — переориентация общения с родителей на сверстников. Общение включает в себя две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и потребность в обособленности. Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.

Типичной чертой подростковых групп является «конформность» — склонность человека к усвоению определённых групповых норм, привычек, ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее за потребности в безопасности, в психологии рассматривается как механизм социальной мимикрии. В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление.

В подростковом возрасте влияние «стаи» в большинстве случаев непреодолимо. Не позавидуешь тому, кто попал в изгои. Такие подростки вспоминают свои школьные годы с ужасом, а комплексы часто остаются на всю жизнь. Родители не должны сквозь пальцы смотреть на школьные проблемы ребёнка. Единственно верный, простой и безболезненный способ решить проблему гонения и травли ребёнка — перевести его в другую школу. Разборки с учителями и родителями одноклассников ровным счётом ничего не дают, в большинстве случаев только усугубляя ситуацию.

Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль воспитания в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативности и социальной ответственности. К 15 годам начинает разрушаться внутригрупповое общение со сверстниками, происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной и интеллектуальной близости подростков (как в положительном, так и в отрицательном смысле, то есть дети с низким интеллектом и эмоциональным порогом не потянутся к умным и тонким, чувствительным людям).

Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации самого себя, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом. Это способствует удовлетворению потребностей в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу.

В последнее время резко увеличился уровень расслоения общества по социальному признаку. Трудно детям бедных родителей, но в равной степени трудно бывает и детям родителей богатых. Это утверждение спорно лишь на первый взгляд. Недаром в мировой литературе сын/дочь миллионера — обязательно недостаточно адаптированный к жизни человек, бледная и бездарная тень отца/матери. Опять же, это крайние варианты. Но и в нашем обществе такая проблема реальна — как влияет на подростка уровень обеспеченности, существенно превышающий возможности окружающих?

Вопреки общепринятому мнению, в среде подростков наличие материальных ценностей менее значимо, чем в среде взрослых. Сейчас наличие айфона, синтезатора или электронной гитары, иномарки или евроремонта в квартире даёт обладателю оных дополнительную уверенность в себе. Окружающим же тинейджерам, даже из бедных семей, воспитываемым под влиянием пресловутой «американизации» общества, дарит волнующее ощущение возможностей.

«Я получу образование, устроюсь в престижную фирму/стану актёром/певцом/фотомоделью, заработаю денег» — дети чувствуют вкус свободы. Вы только поддержите их, даже если сомневаетесь. Родительская поддержка — это уверенность ребёнка в себе, а следовательно, стабильный статус в подростковом коллективе — серьёзные предпосылки формирования полноценной личности.

В богатых семьях свои проблемы, особенно у подростков-мальчиков. Им труднее преодолеть фрейдовский Эдипов комплекс — ощущение фатальной конкуренции с отцом в попытках ощутить себя мужчиной. И без того идеализируемый образ отца часто становится вдвойне недостижимым вследствие наличия у него серьёзной власти, чаще всего производной от обладания большими деньгами. Деньги требуют внимания и времени. Того же требуют дети.

От того, как родители распределяют свои человеческие возможности, во многом зависит дальнейший жизненный путь подростка. Да и всем нам давно пора понять, что не наличие или отсутствие богатства играет ключевую роль в развитии ребёнка, а семейная атмосфера. Не бойтесь подростков. Любите их!

Обновлено 20.06.2010
Статья размещена на сайте 17.05.2010

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Школа выживания

    Однако, не соглашусь с мнением, что у богатых родителей ребенок обязательно тень. По-моему это зависит, скорее, от жизненных позиций и стиля воспитания, от количества детей и их время появления на свет. Например, поздний и единственный ребенок почти в любой семье будет тенью, так как "заботливые" родители уже все для него распланировали и "Всегда знают что лучше для их крошки". А пятый по счету ребенок у жизнерадосных родителей, котоыре уважают людей, и даже собсвтенных детей, будет самодостаточным даже у миллионеров. Правда, согласна, в силу обладания деньгами, собственноручно заработанными, у многих людей отпадает уважение к кому-либо ниже себя, в том числе и к детям.

  • Екатерина Мазуренок Дебютант 26 июня 2010 в 08:55 отредактирован 26 июня 2010 в 09:00
    Школа выживания.

    Отличная статья, давно было пора сказать родителям, что проблемами детей надо заниматься, а не тешить их и себя бредом о "Школе жизни", которую ребенок якобы проидет и станет сильнее. Ничего такого не бывает. В лучшем случае, ребенок перестанет с родителями общаться и доверять им. Они же (с его точки зрения) его предали, не помогли, когда были так нужны! А в худшем - перережет себе вены. Одумайтесь, родители! Это ваш родной ребенок, а не подопытный кролик для ваших амбиций.

  • Взрослому подростка боятся не с чего (если это только не уличная гопота или сетевая школота, но и в таком случае прямой угрозы они не представляют), а вот для одинокого подростка стая агрессивно настроенных сверстников представляет серьёзную опасность, от которой зачастую его никто не защитит.

  • Алан, у Вас классная, мощная тема. Ваши статьи, заставляют задуматься над собственными ошибками, а это качество высокого уровня. Гораздо легче придираться к кому-либо, чем задуматься над решением проблемы. Спасибо! Статью в закладки, а Вам удачи и новых творений. С уважением. Ирина.

    Оценка статьи: 5

  • Уверенность в себе - первый шаг к самостоятельной жизни, равно как и к ненависти сверстников в школе. Детское общество давно вышло из ценностей реального мира и все больше идет в сторону мира виртуального, где реально сильных людей ненавидят и боятся.

    Оценка статьи: 2