Татьяна Морозова Мастер

Как утверждается в детском возрасте понятие «Совесть»?

Психология детского возраста может дать представление, как утверждается в душе понятие совести. Главную основу развития совестливости у маленьких детей составляют чувство стыда и страх перед наказанием. Малыши не хотят быть плохими мальчиками и девочками, и, когда за проступок их начинают стыдить, они переживают, понимая, что попали в категорию нехороших детей из-за своего поведения.

Нравственные чувства (уважение, человеколюбие, сострадание, честность, дружба, терпимость, ответственность и др.) закладываются уже в дошкольном возрасте во время игры и в эпизодах труда, когда дети помогают взрослым. Именно в игре малыш испытывает первые коллективные радости и огорчения. Труд ребёнка в семье в дошкольном и младшем школьном возрасте представляет, в основном, самообслуживание, но он приносит ему большую радость при правильном воспитании уважительного отношения.

Для подростка же характерным является осознание чувства совести, играющего роль внутреннего судьи. Если у подростка не развито чувство собственного достоинства, сочувствия, справедливости, дружбы, то и с совестью у него не будет благополучно, а ведь она очень важна для регуляции собственного поведения. Чувство совести побуждает, к тому же, подростка и старшеклассника к самовоспитанию.

Отправным пунктом для воспитания у детей гуманизма, любви, дружбы являются эмоции на отношения людей друг к другу. Ребёнок принимает нормы нравственности, предлагаемые взрослыми, усваивает их, и, как следствие, у него возникает оценочное отношение к собственным поступкам — регулятор его нравственного поведения, называемый совестью. На родителях лежит большая ответственность за воспитание детей — научить их жить в согласии с совестью: уважая чужие жизни, не злословя, не предавая, не обманывая…

Оценочное отношение к собственным поступкам, а также поступкам других людей, всегда эмоционально, поэтому совесть и выступает эмоционально-оценочным отношением к поведению. Путем сложной эволюции и дифференциации чувство стыда и нравственный опыт многих поколений поднялись до высокого понятия «Совесть». Дети по-разному одарены стыдливостью, и так же различно действуют на них воспитание и среда. Если Вы, дорогие родители, сумеете внушить своему ребёнку с ранних лет, что распущенность не может быть целью жизни, что душа человека драгоценнее тела (над телом властвует природа, а душу составляют ум, совесть, чувства справедливости, доброты, человечности, ответственности за свои поступки), то, возможно, избавите его в дальнейшей жизни от множества страданий.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте понятие совести, как правило, связано с неэтичным поведением или проявлением стыда, то у старшеклассников её проявлением могут быть переживания, побуждающие к нравственно-справедливым поступкам. В случае отклонения от принятых норм поведения у детей появляются стыд и самоосуждение, стимулирующие самоисправление.

У взрослого человека сильные угрызения совести могут появиться не только при неэтичном поведении, но и при упущении возможностей совершить нравственный поступок: «Почему не навестил?», «Почему не писал?», «Почему не помог?». Совесть является важным фактором при принятии человеком ответственных решений, выражая способность осуществлять нравственный самоконтроль, требуя от себя выполнения различных обязательств и производя самооценку совершаемых поступков.

Рождается ли человек с совестью? Этот вопрос издавна интересовал философов, ведь общеизвестен факт, что маленьким детям приходится объяснять, что это такое. Люди появляются на свет с чувством интуиции, и это явление природное: у одних она развита в большей степени, у других — в меньшей, однако основы нравственности прививаются воспитанием. Во многих языках словообразование указывает на связь понятий «Сознание» и «Совесть», и это неслучайно: сознание является основой всех проявлений психики, а совесть представляет основу нравственности.

Оценка человеком поступков происходит в виде суждений и выражает чувство удовлетворения, если они согласуются с индивидуальными понятиями добра и зла или угрызениями совести, если совпадения нет.
Существуют разные теории возникновения и утверждения у человека совести: в одних развитие совести объясняется психологическими и социологическими условиями жизни людей, в других совесть связывают с объективным добром или природой человека.

Общеизвестно, что эгоизм человека, приносящий вред окружающим, вызывает порицание общества. Альтруизм же, наоборот, поощряется. Различия эгоизма и альтруизма объясняют детям, которым прививают убеждённость в том, что есть зло, которое порицается, а что есть добро, которое поощряется.

И эгоизм, и альтруизм — явления природные, унаследованные человеком, одобрение же и порицание вошли со временем в привычку. Тот, кто привык одобрять в других альтруизм и порицать эгоизм, невольно переносит эту оценку на свои поступки, испытывая чувство или удовлетворения, или раскаяния и угрызения. Иногда переживания совести могут быть такими сильными, что толкают людей на подвижничество.

И тогда появляются в мире человечества такие личности, как мать Тереза, которая «будучи успешной директрисой католической школы для девочек, купила однажды на рынке дешевое сари и растворилась в трущобах Калькутты с двумя рупиями в кармане», или «святой доктор» Гааз Фёдор Петрович, которого угрызения совести сделали подвижником человеколюбия, и он стал жить, чтобы делать других счастливыми: «Для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая советом и делом». Расскажите своим детям об этих и других примерах человеческой нравственности.

Совесть… Особое чувство, присущее человеку и отличающее его вместе с процессом мышления от остального животного мира. Для человека совести основу нравственности представляет суд над самим собой, его мысленный диалог внутри себя, в котором он сам и защитник, и обвинитель. Берегите бесценный дар — свою душу, учите детей жить в согласии со своей совестью.

Обновлено 10.03.2007
Статья размещена на сайте 17.02.2007

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Главное детей любить, защищать и разговаривать с ними по-человечески, а не вопросами "Тебе не стыдно?", "У тебя совесть есть?" и т.д. Ребенок должен задуматься над своим поступком и сказать, зачем он это сделал...

  • Иметь совесть это конечно прекрасно, но я против того, чтобы её эксплуатировали, особенно у детей.

    Регулятором поведения скорее может быть стыд, осуждение. У Коэльо есть хорошая фраза на этот счёт. Звучит примерно так: Люди не совершают плохих поступков не потому, что по натуре своей правильные, а потому, что боятся наказания. Вот в этом и суть. Человек боится осуждения, боится быть оторванным от общества, боится наказания. Здесь кстати, может иметься ввиду и наказание после смерти, для тех, кто верит.

    Так что понятие совести на мой взгляд на столько расплывчато, что трудно судить о том, как её привить детям и из чего она формируется.

    Оценка статьи: 3

    • А страх наказания и любовь ,по-вашему, совместимы ?
      Дети намного чище и искреннее взрослых. А все, что навязывают и чего добиваются воспитательными методами, ломает их и калечит.

      Оценка статьи: 2

      • В ваших комментариях, к сожалению, из-за некомпетентности и ожесточения трудно уловить логику мысли. Возлюбите ближнего и, поверьте, жизнь Ваша станет прекраснее.

  • Ю Ес Ей

    В штатах например во многих школах дети выполняют работу по уборки территории, дежурству в столовой и т.п. за деньги, которые они могут потратить только на территории школы на обед либо на учебные принадлежности.

    Оценка статьи: 2

  • Вы путаете два понятия- совесть и стыд.
    Совесть - это стремление души к справедливости и сочувствию. Она синоним душевности.
    А стыд всегда связан с заниженной самооценкой и обвинениями. Стыдя очень удобно манипулировать человеком.Когда нам стыдно, мы готовы или сами уничтожиться(провалиться, исчезнуть и т.д.) или кого-нибудь уничтожить. А оценка всегда негативна и субъективна, даже положительная.Так чего вы добиватесь?

    Оценка статьи: 2

    • Людмила, совесть - это не стремление к справедливости и сочувствию. Совесть - это регулятор нравственного поведения. Добиваюсь я, чтобы не возникало желания "кого-то уничтожить". Поменьше злости, побольше человечности!

    • Читайте внимательно. Как утверждается в детстве? Если Вы занимались психологией, то это Вам должно быть известно из научной литературы. Я ничего не придумала нового - всё это уже описано.

  • У нас есть хороший афоризм: есть совесть - невротик, нет совести - психопат