Алина Даниэль Мастер

Нравится ли вам собственный голос? Будьте как дети!

Интонация… Порой она говорит больше, чем слова.

Помню, как на уроке актерского мастерства преподавательница предложила нам произнести фразу «Какая у тебя профессия»:

 — с восхищением;
 — с недоумением;
 — с презрением;
 — с завистью;
 — с иронией;
 — просто в виде вопроса.

Я тогда с заданием не справилась. Позже я поняла, почему: в задании явно недоставало предлагаемых обстоятельств.

Дабы не повторять этой ошибки, я ни слова не буду говорить о том, какие эмоции НАДО вложить в ту или иную фразу. Впрочем, о фразах говорить преждевременно: они появятся в эпоху разума. А мы пока пребываем в эпохе энергии или, говоря научным языком, на доречевом уровне.

Итак, сейчас мы совершим путешествие на прекрасный теплый остров, где живут отнюдь не несчастные, а очень жизнерадостные и дружелюбные люди-дикари — и налицо прекрасные, и добрые внутри. Они непосредственны и пластичны, кричат и смеются во весь голос, эмоции выражают бурно, а мысль «Что обо мне подумают?» на их остров, может, и заплывала, но, не найдя никого дома, уныло отправилась восвояси.

Волею судеб вы оказались на этом замечательном острове, не зная ни одного слова дикарского языка.

Вот вдали показался туземец. Вы хотите его позвать. Использовать разрешается только первозданный тон! И, разумеется, жесты.

Как можно энергичнее всем телом (особенно руками) призывайте незнакомца, сопровождая движения звуком с подобающей интонацией. (Звук в этом и всех последующих упражнениях нужно произносить в уже знакомых нам четырех положениях — по четыре раза в каждом).

Туземец заметил вас и подошел. Вы хотите подарить ему… скажем, фонарик. Теперь вы делаете жесты не к себе, а от себя, протягивая ему подарок… и сопровождая этот жест звуком… правильно, с подобающей интонацией.

Дикарь попытался попробовать подарок на зуб. Сейчас он его испортит! Вы отчаянно мотаете головой, выражая звуком: «Нет!»

Он понял и начал изучать кнопочку. Вы киваете: «Да, правильно!» — разумеется, сопровождая кивки звуком (про подобающую интонацию больше повторять не буду — вы уже помните о ней).

Вы решили вместе отправиться в лес и полакомиться ананасами и кокосами. После ужина ваш новый друг заснул, а вы решили прогуляться — и заблудились.

Вы громко зовете: «Ау!» Вернее, имеется в виду «Ау!», а на самом-то деле это никакое не «Ау», а наш добрый знакомый первозданный звук. Но буквами его выразить плохо получается, к тому же дикари все равно не умеют читать.

Внезапно вы слышите детский плач: «Уа!»

Вы идете на звук и видите женщину, укачивающую младенца: «Баю-бай…» То есть, не «Баю-бай», конечно, но на три слога — что-то вроде «ааха». На первом слоге голос внизу, на втором поднимается вверх, на третьем опять опускается.

Младенец не унимается. Вы решаете помочь, подходите и начинаете вторить матери, но на семь слогов: «а-А-а-А-а-А-а», чередуя подъемы и падения голоса.

Наконец, младенец уснул, и счастливая мать благодарит вас — «ахахахА!» (подъем голоса и ударение на последнем слоге).

А вот и ваш друг показался из-за хлебного дерева. Он срывает его плод, ломает пополам и протягивает: половину вам, половину вашей новой приятельнице. Вы предлагаете ему поделиться, он отмахивается, выражая жестами и звуком «Спасибо, я уже».

Уже поздно. Вы прощаетесь с матерью и ребенком, друг провожает вас до стоянки, вы ложитесь спать под открытым небом на берегу океана, и под шум волн вам снится, что вы оказались в каком-то странном месте под названием «город», где люди совсем разучились жестикулировать, зато очень много и длинно говорят…

Проснувшись, вы узнаете, что эпоха энергии завершилась, и на смену ей грядет эпоха разума.

Обновлено 21.07.2015
Статья размещена на сайте 3.10.2010

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Действительно, люди хорошо друг друга понимают на чисто энергетическом уровне, без использования слов.
    Кажется, ваш собственный опыт по выражению разных эмоций в одном вопросе был не очень удачным. И поэтому вы предложили любопытные ситуации, где своим поведением человеку надо добиться определенного результата, и ему приходится включать необходимую эмоциональную окраску этого поведения, поскольку других способов решить задачу в приведенных ситуациях нет.
    В то же время, лично для меня, данные ситуации настолько же абстрактны, насколько и вопрос "Какая у тебя профессия?", заданный с разными эмоциями. Только потому, что заданных обстоятельств передо мной не существует. Я могу их себе нарисовать. Но примерно также я могу нарисовать и эмоцию. То есть, для меня (а я думаю, что и не только для меня) эти ситуации также легки и также сложны, как и упражнение из курсов актерского мастерства. Ведь, представить описанную ситуацию для многих настолько же легко и настолько же сложно, как и представить эмоцию, которую надо выразить в вопросе.

    Оценка статьи: 4

    • Федор Медисов, насчет моего неудачного опыта - это Вам действительно показалось.

      Дальнейшего текста, к сожалению, не поняла.

      • Алина Даниэль, я ориентировался на следующие слова: "Я тогда с заданием не справилась. Позже я поняла, почему: в задании явно недоставало предлагаемых обстоятельств. "
        Прошу прощения, если неправильно их понял.

        Понятно, почему мой текст был не понят. В нем нет предлагаемых обстоятельств, а есть только абстрактные размышления.
        Смысл текста в следующем: Когда мне дают задание сказать "Какая у тебя профессия" с разными эмоциями - это уже достаточные предлагаемые обстоятельства. Уже очень хорошо понятно, что надо делать. Настолько же хорошо понятно, как и тогда, когда надо туземцу фонарик подарить.

        Оценка статьи: 4

        • Федор Медисов, вот теперь поняла.

          Для меня разница между заданием о профессии с выражением и дикарями следующая: в первом случае мне предлагают "Выразить эмоцию". Где ее взять, эту эмоцию, если ее нет - непонятно. Как проверить, страх я выразила, удивление или грусть - тоже непонятно, ибо восприятие эмоций индивидуально.

          Во втором - совершить конкретное действие, ведущее к конкретному же результату. Эмоция возникнет сама вслед за действием. Проверить очень просто: поняли меня или нет.

  • "Дригль хмуро взглянул на Незнайку и распахнул перед ним дверь:
    - Фить! Фить!
    Видя, что Незнайка хочет что-то сказать, он угрожающе взмахнул резиновой дубинкой и прокаркал, словно ворона:
    - Мар-рш, тебе говор-рят! И никаких р-разговор-ров!"
    /Н.Носов "Незнайка на Луне"/

    Вот и у меня такой голос.

  • Голос - вещь уникальная. Мой одноклассник обладал пронизывающим фальцетом, урок знал на зубок, а говорить стеснялся. Оброс комплексами...

    Оценка статьи: 4