Алина Даниэль Мастер

Нравится ли вам собственный голос? «Глаголом жги!»

Слова лились, как будто их рождала
Не память рабская, но сердце…
(А. С. Пушкин «Каменный гость»)

Для того, чтобы наша речь была убедительной и выразительной, нужно говорить не просто голосом, а всем телом.

Помню, как на актерском тренинге нам нужно было выполнить упражнение: попросить у другого участника о чем-то не слишком желательном для него и добиться согласия.

Я разыгрывала женщину, собирающуюся на карнавал, и мне было нужно выпросить у пожилой дамы старинный фамильный веер — единственную память о прабабушке.

Я представила себя в карнавальном костюме, в котором катастрофически не хватало завершающего штриха — веера. Я увидела веер у себя в руках, физически ощутила, как я полукокетливо-полунебрежно раскрываю и закрываю его, обмахиваюсь, прячу за ним лицо, так что виден лишь мой чарующий загадочный взгляд — и произнесла: «Пожалуйста, мне ОЧЕНЬ нужен этот веер! Без него ВСЕ ПРОПАЛО!»

Я получила веер. Дама сказала, что просто не могла устоять: она всей кожей ощутила мое страстное стремление. «Я поняла, КАК он тебе нужен!»

Прибегая к научной терминологии, сформулируем это так: следует говорить конгруэнтно. Иначе говоря, вербальные и невербальные сигналы должны выражать одну и ту же эмоцию. А для этого необходим выразительный жест.

Вот что говорит о жестах Михаил Павлович Чехов:

«Вдумайтесь, например, в человеческую речь: что происходит в нас, когда мы говорим или слышим такие выражения, как:

прийти к заключению;
коснуться проблемы;
порвать отношения;
схватить идею;
ускользнуть от ответственности;
впасть в отчаяние;
поставить вопрос и т. п.

О чем говорят все эти глаголы? О жестах, определенных и ясных. И мы совершаем в душе эти жесты, скрытые в словесных выражениях. Когда мы, например, касаемся проблемы, мы касаемся ее не физически, но душевно. Природа душевного жеста касания та же, что и физического, с той только разницей, что один жест имеет общий характер и совершается невидимо в душевной сфере, другой, физический, имеет частный характер и выполняется, видимо, в физической сфере.

В повседневной жизни мы не пользуемся общими жестами, разве только в случаях, когда мы чрезмерно возбуждены или когда хотим говорить с пафосом. Но они все же живут в каждом из нас как прообразы наших физических, бытовых жестов. Они стоят за ними (как и за словами нашей речи), давая им смысл, силу и выразительность. В них, невидимо, жестикулирует наша душа. Это — психологические жесты".

Как же научиться выразительным жестам? Ну, во-первых, нужно действительно испытывать соответствующую эмоцию: вы никого не зажжете, будучи холодными. А затем нужно просто позволить телу выразить эту эмоцию.

Устройте репетицию. Если вам нужно выступить на презентации, провести важные переговоры или просто в чем-то убедить собеседника — произнесите сначала свою речь перед зеркалом на неизвестном языке — например, языке аборигенов дикого острова. Вложите в слова неизвестного языка все свои чувства и выразите их жестами. Говорите как можно убедительнее и эмоциональнее, говорите всем телом! И только после этого переведите свою речь на привычный язык.

В завершение нашего экскурса в царство речи мы научимся выразительно читать стихи.

Возьмем, к примеру, первые четыре строки стихотворения Осипа Эмильевича Мандельштама «Silentium»:

Она еще не родилась,
Она — и музыка, и слово,
И оттого всего живого
Ненарушаемая связь.

1. Разложим четверостишие на смысловые куски:

Она еще не родилась — 1;
Она — 2;
И музыка — 3;
И слово — 4;
И оттого всего живого
Ненарушаемая связь
 — 5.

2. Работаем с каждым куском по очереди:

Проговариваем мысленно четыре раза:
«Она еще не родилась».

Создаем строку с таким же количеством слогов и ударениями в тех же местах, что и наша фраза:
ахАхахАахахахА…

Проговариваем эту строку с открытой гортанью в четырех положениях рта — по четыре раза в каждом.

Выписываем гласные из нашего куска:
оАеЁеоиА…

И точно так же проговариваем ее в четырех положениях рта.

Проговариваем по четыре раза в каждом положении рта «Она еще не родилась».

Добавляем жест и выразительность, применяя известные нам приемы работы с интонированием.

Работаем так с каждым куском.

Попробуйте! Сначала это покажется вам медленным, нудным и трудоемким занятием, но результат вас вознаградит: вы почувствуете себя настоящим актером.

И тогда вы навеки распрощаетесь с одним из самых сильных страхов, свойственных человеку, — со страхом публичных выступлений.

Отныне этот страх сменится восторгом и упоением, знакомыми ораторам и артистам — и вы в полной мере ощутите, что имел в виду гений, сказав: «Глаголом жги сердца людей!»

Обновлено 2.11.2010
Статья размещена на сайте 10.10.2010

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • A я, услышав свой голос, сначала его не узнала, но в целом, мне понравился Статья интересная. У Вас было несколько статей на эту тему, не видела взаимосвязи с названием, но было увлекательно. Сейчас эта взаимосвязь прослеживается

    Оценка статьи: 5

  • Очень любопытная статья. Лет 20 тому, впервые услышав свой голос со стороны, приобрел стойкий комплекс - не страх, а твердая убежденность, что более отталкивающего голоса и речи в целом в природе не существует. Позанимаюсь обязательно. Спасибо!

    Оценка статьи: 5