• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Виталий  Пичугин Мастер

Легко ли быть счастливым?

Ответ на вопрос заголовка статьи я нашёл у Сенеки. Ему было легко чувствовать себя счастливым, хотя жизнь в те времена была намного сложнее — ведь она ценилась дёшево, выжить было непросто, какое может быть счастье? Войны, болезни, интриги, дворцовые перевороты — всё это легко могло лишить жизни любого человека. Почему же Сенека был счастлив? Чему мы можем у него научиться?

В своих «нравственных письмах» племяннику Луцилию Сенека написал: «Какая разница, как ты живёшь, если считаешь, что плохо?». Этот вопрос может задать себе каждый человек, например, так: какая разница, счастливая ли моя жизнь, если я считаю себя несчастным?

Дайте человеку машину, квартиру, дачу, деньги, семью, детей, друзей, и от многих услышите, что счастья нет. Сенека по этому поводу цитирует Эпикура: «Что ж, возьму в долг у Эпикура. «Многие, накопив богатство, нашли не конец бедам, а другие беды». Поэтому, какая разница, что у человека есть, он видит, в первую очередь, чего нет, а это всегда может быть поводом для печали.

Мировосприятие и в древние века, и сейчас — не меняется: материальные, душевные, духовные блага, конечно, радуют, но счастливым себя человек делает сам. Легко и просто решает — я счастлив!

Сенека для себя определил так: «Несчастен, кто счастливым не сочтет себя». У него получилось чувствовать так, как он решил, а что мешает вам?

Я знаю, есть талантливые люди, которые в любой ситуации умеют быть несчастными, есть и другие, что даже в трудностях и неприятностях чувствуют себя счастливыми. Эти другие поступают, как Сенека, для которого счастье — не трудная цель, а способ путешествия по жизни.

Что же мешает счастью?

1. Как правило, это верования, часто не осознаваемые, которые ставят внутренний запрет на саму возможность быть счастливым «в таких-то вот обстоятельствах». Например, плохая погода, нет настроения, кончились деньги, любовь, сигареты… У каждого человека свои любимые обстоятельства, при которых счастье невозможно. Какие у вас?

2. Негативный эмоциональный фон. Если «мир враждебен», вокруг «одни негодяи», «а все мужики…», а «все бабы…», то не до счастья. Как правило, негатив начинается с обобщения — все, всегда! Восприятие мира: я маленький и слабый, мир большой и злой.

3. Низкая энергетика. Ничего не хочется, ноги вялые, мыслей нет. В таком состоянии больше тянет в депрессию, чем к счастью.

Если вы решили быть счастливым, начните этому учиться

Конечно, трудностей в жизни много, но если желание есть, то учиться быть счастливым можно и нужно.

1. За счастьем не надо бегать, оно рядом, в вас, просто требовательно вызывайте. Хочешь счастья — возьми у себя!

2. Вырабатывайте хороший эмоциональный тон и устойчивость, это поможет в трудных ситуациях не впадать в депрессию.

3. Относитесь к жизни с интересом и любопытством. Неприятность? Любопытно, как справлюсь, чему научусь? Трудность? Интересно, что мне это даст? Полезные вопросы — хорошие решения!

4. Вырабатывайте полезную привычку к позитивному восприятию мира. Не бывает ошибок, только уроки жизни и обратная связь. Жизнь — хороший учитель, а всё хорошее стоит недёшево. А вы что хотели? Поражения нет, это новая вводная в жизни. Вызов! Когда всё хорошо, быть успешным всякий сможет. А когда трудно? Справятся только избранные! Так изберите себя! Обстоятельства поменялись, они не поменяли вас. Вы можете быть успешны и счастливы!

Сенека заканчивал свои письма Луцилию каким-либо мудрым наставлением, например, таким: «Никогда не считай счастливцем того, кто зависит от счастья! Если он радуется пришедшему извне, то выбирает хрупкую опору: пришлая радость уйдет. Только рожденное из самого себя надежно и прочно, оно растет и остается с нами до конца».

Статья опубликована в выпуске 3.11.2010
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (97):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Легко ли быть счастливым? Легко! Если чаще прислушиваться к себе, к своей душе, а не к голосу разума. Меня часто спрашивают: " Как ты живёшь на эту пенсию?".И я понимаю, что в глазах других людей я выгляжу просто несчастным человеком. Включается разум,- а действительно, как я могу так жить? Настроение сразу портится.А потом понимаю, что люди не видят моего внутреннего состояния. Просто 6 лет назад я научилась жить, отдыхая, а не бежать мимо жизни сломя голову. Я научилась видеть мир во всём многообразии его оттенков, отношений, природы, чувств. Я научилась радоваться жизни здесь и сейчас, ведь завтра может и не наступить.Вы спросите, а кто же стал моим учителем? Болезнь.Вот где чётко понимаешь, где ценности истинные, а где мнимые. Но всё позади.И каждый день я радуюсь этой жизни.

  • Виталий Пичугин, молодец, автор! Свою долю единомыслия от осчастливленного рецензента получили? Значит, Ваше счастье не омрачат слова старого мизантропа:

    1) Сенека со своими "Письмами Луцилию", образчиком морали, нравственности и мудрости, на самом деле был довольно несчастным теоретиком, не умевшим воплощать в жизнь свои морально-нравственные постулаты. В одно время горьким пьяницей и развратником, нажившим неплохое состояние, политиком своего времени, не следовавшим "своим" принципам. Прекрасным оратором и ритором. Но, как известно, легче учить, чем учиться. Или "мудрость настигла меня вместе со смертью?".

    В своем трактате "О спокойствии душевном", например, он признается, что часто обуреваем самыми порочными устремлениями. То есть, ничто человеческое ему не было чуждо. И уже по этой причине я бы лично не стал апеллировать к нему, как к парадигме счастливости.

    2) И, вспоминая Льва Толстого, величайшего гуманиста, ответьте, будьте добры: как может здоровый человек ощущать свое счастье, когда вокруг него столько несчастья?
    Как может здоровый человек не проникаться им? Не поддаваться его давлению? Не сойти с ума? Если не через плотное закрывание глаз, ушей, всех своих органов восприятия?

    В том и дело, что великие понимали причины несчастья, и даже знали, как с ним бороться. Но почти все без исключения были ему подвержены. Ибо "великия познания - великия скорби". Чего не скажешь о людях простых, недалеких. "Ведь счастие - удел простецких душ"?

    Сенека - из их легиона: ушел перерезав себе вены, до конца убеждая себя и всех в полном равнодушии к своему уделу. Но не получилось, перед самой смертью слезливо выдохнул: какая чушь, вся моя жизнь.

    • Игорь Ткачев, не вы первый, кто обращается к Сенеке с такими претензиями. Ещё говорили: какой же ты философ, если сидишь на мешке с деньгами. Таким как вы он отвечал: "Не смотрите, что я делаю, слушайте, что я говорю". Поэтому, мне не важны его дела, мне важны его мысли, ведь по ним можно строить свою жизнь, если есть необходимость и желание.

      "как может здоровый человек ощущать свое счастье, когда вокруг него столько несчастья?"
      Легко.
      Позиция: мы тут плюшками балуемся, а в Китае люди голодают, это позиция наивного романтика. Голод в Китае, не отменяет красоту рассвета или заката, на это можно смотреть, любоваться, и быть счастливым, или нельзя, пока в Китае голодают люди?

      • Виталий Пичугин, "не смотрите, что я деляю, слушайте, что я говорю"??? Да Ваш Сенека, Виталий, хорошо устроился-)

        Славные патриции нашего государства, не обращайте внимания, что я вчера валялся пьян в стельку у портика святилища Миневры, закройте ваши августейшие глаза на то, что третьего дня я был в обществе двух известных гетер, а в прошлом семестре проигрался в октавинам - это ничего. Главное, что я думаю и говорю об этом!

        Да Ваш, Сенека, Виталий, красноречивый проходимец, облапошивающий простоков-)

        А простаки еще и во Христа веруют. Но ведь Христос учил: не по словам, а по делам, по плодам узнавать деревья, не так ли? И посему всякий добрый христианин должен Вам с Вашим Сенекой сказать: свят, свят, свят. Или нет?-)

        В Китае может и гибнут люди, а сосед избил до крови свою супружницу, а в соседнем районе маньяк пятую жертву порезал, но мне все это нисколько не помешает радоваться закатам и восходам. Философия достойная винолюбца Сенеки-)

  • Замечательная и очень полезная статья. Действительно, даже маленькая победа над своей ленью - собрал волю в кулак, заставил себя пробежаться утром, раздышаться свежим воздухом - и уже идешь, беспричинно улыбающийся, радостный, счастливый. Делай это каждый день и каждый день будешь испытывать это чувство, потому что " Только рожденное из самого себя надежно и прочно..."

    Оценка статьи: 5

  • Счастье не зависит от того сколько чего вы имеете, оно зависит лишь от того, насколько вы умеет быть счастливыми,оно зависит от вашего характера, от умения ценить жизнь, друзей, от умения любить и видения прекрасного вокруг.....

    Оценка статьи: 5

  • Виталий Пичугин, отличная статья!
    А ещё я заметила,что счастье приходит изнутри в тех случаях, когда культивируешь в себе бескорыстную любовь и благодарность за всё,что тебя окружает в этой жизни!
    Я желаю всем счастья!

  • Что нужно для счастья?

    Оценка статьи: 5

  • Ласт Нэймер Читатель 13 февраля 2013 в 15:20 отредактирован 27 мая 2018 в 20:25 Сообщить модератору

    Любящий человек и дети рядом - весь секрет счастья!

    • Ласт Нэймер, вот опять тот же стереотип. Знаю много людей, у которых это есть, но они не чувствуют себя счастливыми. Никому не будет хорошо рядом с вами, пока вам плохо наедине с собой. Почитайте книгу "Несвятые святые" . Монахи счастливы без семьи и детей. Все зависит от системы ценностей.

      Оценка статьи: 5

  • Виталий Пичугин, все банально, но истинная правда.Счастье - дорога, по которой мы идем. Не надо забывать, что она кончается. Еще одно изречение из Бибилии -"Пока мы были недовольны жизнью, она прошла"

  • За позитив пятерка

    Оценка статьи: 5

  • Елена Посашкова Елена Посашкова Профессионал 13 февраля 2013 в 15:43 отредактирован 13 февраля 2013 в 15:48 Сообщить модератору

    Виктор Франкл говорил, что человек ищет не счастье, а причину,чтобы быть счастливым. Вот когда он эту причину находит, то ощущает себя счастливым. По-моему, Франкл прав.

    Оценка статьи: 4

  • Максим Котов Максим Котов Читатель 13 февраля 2013 в 13:28 отредактирован 13 февраля 2013 в 13:30 Сообщить модератору

    Не могу не вспомнить прутковское - "Если хочешь быть счастливым - будь им". Смысл счастья в свободе, как непривязанности ни к чему и здесь стоики смыкаются с буддистами. Мы взращиваем любовь к самому себе таким, какие мы есть и с благодарностью принимаем мир таким, какой он есть - вот и всё. Будь доволен тем, что есть и тем что происходит, живи здесь и сейчас - вот универсальный рецепт счастья. Как только возникает намек на неприятие страданий или стремление к удовольствиям - всё - бабочка упорхнула и мы снова в тёмных подземельях желаний, в тоннелях целей, которые не выводят на свет, а ведут лишь в новые тоннели.

    Статья хороша, но не оставляет ощущение, что чего-то не хватает.

    Оценка статьи: 4

  • Александр Николаев Читатель 10 марта 2012 в 01:31 отредактирован 10 марта 2012 в 01:33 Сообщить модератору

    А я полагаю так. Человек - это животное. И он, как и любое животное, счастлив тогда, когда реализованы все его инстинкты. Это: поесть, поспать, найти пару и продолжить род! Если хотя бы одно звено отсутствует – полного счастья нет!
    Но тут на помощь приходит наш разум. С помощью него мы ищем замену недостающему звену и если не находим, то пытаемся представлять, что нам хорошо и без него. Генерируем в себе позитивное мышление, подбадриваем себя и внушаем себе, что нам, скажем, и без семьи-то совсем неплохо… Но это самообман! И чем сильней воля, тем дольше мы можем обманывать себя…
    Но поскольку человек животное разумное, то четырёх вышеперечисленных условий для счастья недостаточно. Человеку нужно чем-то занять свою душу! И вот тут каждый в зависимости от своих способностей и особенностей находит себе любимое занятие: кто-то рисует, кто-то путешествует, кто-то прыгает с парашюта и т.п.
    У большинства людей в душе есть Бог – это Совесть! Она является мерилом и ограничителем его поступков!
    Следовательно, безупречно счастлив тот человек, который может вкусно поесть, сладко поспать, создать семью с любимым человеком, завести детей, и без помех заниматься любимым делом! А если в душе этого человека ещё есть Бог (т.е., Совесть), то ему можно только завидовать!
    Тот же, кому недоступно хотя бы одно из перечисленных условий, сможет быть счастливым, лишь усилием воли сгенерировав в мозгу ощущение счастья… Наш мозг (к счастью ) позволяет это сделать!

  • Хорошая статья. Добрая и поучительная. Однако думаю, что быть счастливым научиться нельзя. Если человек по жизни пессимист, то ему все плохо будет и люди все вокруг него - сволочи. А если оптимист, то даже из того что для других плохо он извлечет что то хорошее. Пример: прекрасная книга и фильм по ней "Поллианна". Автора к сожалению не помню.

    Оценка статьи: 4

  • Замечательная статья, согласен с автором, что счастья происходит из человека, а не извне.
    И научится можно быть счастливым, я думаю, надо быть добрее и терпимей к окружающим, миру и людям, по возможности.
    Правда, быть счастливым на сто процентов и все 24 часа в сутки, это не достижимый идеал.

    Оценка статьи: 5

  • Статья и рассуждения авторов комментариев понравились, интересно и познавательно, действительно счастье внутри нас,и все мы хотя бы на короткий миг бываем счастливы, но не надо сбрасывать со счетов и окружающую действительность. Люди чувствуют себя гораздо увереннее и счастливее во времена стабильности в обществе, когда уверены в завтрашнем дне. В Эпоху Перемен, когда балом правит Сатана и Телец златой лишь единицы могут быть по-настоящему счастливы.

    оценка статьи 5

  • "Но романс утверждает - счастье - миг.
    Значит надо чаще мигать!" М. Анчаров

    Оценка статьи: 4

  • Виталий Пичугин, спасибо за статью! Все очень верно, согласен с Сенекой - счастье, внутри нас!

    Оценка статьи: 5

  • Люба Штафински Люба Штафински Читатель 4 ноября 2010 в 12:45 отредактирован 4 ноября 2010 в 12:46 Сообщить модератору

    Виталий Пичугин, Спасибо огромное. Можно Вашу статью разослать моим Родным?

    Оценка статьи: 5

  • Павел Островский, а я не согласна с Вами. Есть множество людей которые лишены возможности иметь детей. Вы отказываете им в счастье?

    Оценка статьи: 5

    • Елена Тимонина, что значит, я отказываю им в счастье?

      Надо называть вещи своими именами.
      Бесплодность - это тяжелейшее бремя, и это бремя восполнить полностью невозможно.
      Единственный выход из бесплодности - это усыновление и удочерение - и будет счастье.

      При этом, стоит сказать, что бесплодность - это далеко не всегда случайность. Зачастую она появляется не от природы, а по вине самой женщины (аборты и некоторые методы контрацепции).

      Кстати, те женщины, которые могут рожать детей, все-равно их много не рожают, и не потому что условия жизни плохие, а потому что просто хотят жить ради себя. Где уж тут место для счастья?

      Оценка статьи: 2

      • Дарья Молчанова Дарья Молчанова Читатель 16 ноября 2010 в 21:12 отредактирован 16 ноября 2010 в 21:13 Сообщить модератору

        Павел Островский, надо провести исследование связи счастья людей и их многодетности. Я могу уверенно прогнозировать, что четкой связи этих двух явлений не будет обнаружено. Это ни на чем не основанный прогноз. Но существует общий принцип, не нами придуманный, но верный: не бывает рецепта счастья. Нет алгоритма: делай это, затем то, и т.д., и получишь желаемый результат - счастье. Это будет удовлетворение, радость, гордость собой, ощущение выполненного долга, что угодно. Но счастье - это состояние другой природы.
        Желаю Вам выполнить Ваши рекомендации (если это еще не сделано) и быть счастливым!

        • Дарья Молчанова, абсолютно с вами согласна. Нет рецепта счастья. У каждого оно свое. И если человеку общество внушило, что счастье в браке, а он не готов к нему, но под давлением общества вступит в него -он будет несчастен, да и близких сделает таковыми.

          Оценка статьи: 5

        • Дарья Молчанова, ваша уверенность в прогнозе и сам прогноз свидетельствует о том, что вы плохо знаете демографическую статистику нашей страны.
          Многодетные семьи у нас есть за редким исключением есть только в традиционных семьях: семьях, которые почти всегда религиозные - или православные, или мусульмане.

          За мусульман говорить не буду, могу только за православных сказать. Все мои знакомые говорят только одно (а их у меня очень много): счастье - это дети.

          При этом ко мне, как к священнику, приходят тысячи людей, которые, достигнув материального успеха, находились на грани срыва... осознавали, что жизнь прожита без смысла... что лучше бы вместо этих миллионов были бы дети...

          Когда употребляете различные определения, то стоит давать им свою интерпретацию, так как, если их понимать с точки зрения традиционной философии, вы пишите бессмыслицу.

          Оценка статьи: 2

          • Павел Островский, я рада за множество Ваших знакомых, что они нашли себя и свое счастье в этой жизни. Только не кажется ли Вам - маловато для человека иметь детей. Животные имеют детей в большом количестве. Может они этим и счастливы, но неужели мы ничем не отличаемся? Зачем учиться, слушать музыку, узнавать разных людей, путешествовать, иметь увлечения, если можно просто лет в 18 (а то и в 14: половозрелые годы ведь пропадают зря) выскочить замуж и плодиться изо всех сил. И ничего больше не надо. Детей своих учить исключительно тому, чтобы они плодились. Учиться только затем, чтобы зарабатывать на семью. Да женщине это вовсе ни к чему, у нее дома работы хватит, незачем еще и ради денег работать. Четкое разделение ролей. Я не хочу утверждать, что это абсолютно плохо, кому-то такая жизнь нравится, он только так и чувствует себя живым, глядя на свое потомство.
            Демографию страны улучшать - цель благородная. Что ж, по крайней мере отговаривать рожать детей я никого не собираюсь.

            • Дарья Молчанова, если иметь одного или двух детей, то, конечно, этого будет маловато... рано или поздно заскучаешь.
              А вот если детей больше рожать, то скучно никогда не будет.
              Во-первых, "выскочить" замуж в наше время за хорошего мужчину не так-то и просто.
              Во-вторых, кто же запрещает слушать музыку, иметь увлечения, путешествовать и т.п.?
              Просто если мы любим кого-то помимо себя, то все-равно придется чем-то пожертвовать ради других.

              Мы подменяем понятия... нет никакого разделения ролей. Жизнь - это не театр. Если своих детей любить, и жить ради них, то они отплатят вам этим же вниманием и любовью - и женщина будет счастлива.
              Безусловно здесь важна позиция мужа, который должен уважать труд матери, и всячески ей помогать дома.
              Согласен, что такого человека найти в наше время сложно... но поэтому не нужно "выскакивать" замуж. Думать надо.

              Оценка статьи: 2

              • Павел Островский, ну уж нет, не соглашусь, что дети - единственное лекарство от скуки. Что, неужели мир такой бедный, в нем так всего мало, что больше нечего делать, только детей???
                Насчет разделения ролей, так ведь это удобно с позиций максимальной плодовитости. Вынашивает и кормит и заботится большей частью один человек, другой относительно свободен, ему лучше зарабатывать. Это не театр, а согласованность. Но тоскливая и рутинная согласованность, на мой взгляд.

      • Павел Островский, кроме бесплодия существуют другие болезни при которых невозможно не только усыновление, но и жизнь без посторонней помощи. Мне кажется, что мы с Вами говорим о разных вещах. Счастье внутри человека и зависит от его мироощущения. У нас в соседнем доме живет много людей слабовидящих и вот однажды я оказалась с ними в одном автобусе. Так вот более жизнерадостных и весёлых людей я в своей жизни не встречала. Дети и внуки это конечно здорово, но не стоит быть столь категоричным.

        Оценка статьи: 5

        • Елена Тимонина, вы личный опыт не ставьте, как некую данность.
          Я со своим братом несколько лет ходил в детский дом слепо-глухо-немых детей в Сергиевом-Посаде, так вот не нужно говорить за всех... особенно за жизнерадостность и веселье.

          Те кто родился такими - да, им проще.
          А вот если человек видел, а потом ослеп... знали бы вы какое это бремя...
          Этих людей спасает только вера в Бога.

          Оценка статьи: 2

          • Павел Островский, я не планировала выдавать свои чувства за аксиому, а лишь поделилась своими впечатлениями. А вот Вы пожалуй чересчур категарично настаиваете на своём понимании счастья. Я согласна с Дарьей, нет общего рецепта счастья, каждый выбирает сам.

            Оценка статьи: 5

            • Елена Тимонина, если подходить к счастью, как к "рецепту", то естественно ничего общего не найдем.
              Но есть многовековой опыт человечества, который давно уже вывел главные компоненты счастливой жизни: это гармония с Богом и счастливый брак.
              Пути достижения этого есть разные... и сегодня многие их не знают не потому что они не доступны, а потому что ставят на первое место нечто новомодное, конформистское... противоречещее всему опыту человечества.

              Оценка статьи: 2

              • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 17 ноября 2010 в 13:06 отредактирован 17 ноября 2010 в 13:09 Сообщить модератору

                Павел Островский, главный компонент счастливой жизни: это гармония с собой. Конечно, Вам трудно представить себе счастливых людей, обходящихся без брака, без детей и без мыслей о Боге, но они есть и счастливы.

                А опыт человечества таков: веками люди вступали в брак, рожали детей, ходили в церковь, но счастливых было не больше, чем сейчас, когда общественная мораль не запрещает обходиться без всего этого. Чем больше запретов и установлений, тем меньше места для свободы и счастья.

                • Марианна Власова, если человек существо животное, то бишь правнук обезьяны, то тогда он может быть счастлив в своей безбожности.
                  Если человек - это творение Божие, сын или дочь Бога, то он в себе носит родство с Богом, и следовательно гармония с самим с собой предполагает и гармонию с Богом.

                  Марианна, есть священники, которые старше психологии, как науки. Есть люди, которые уже прожили свою жизнь ради себя... и мы с этими людьми (миллионы) общаемся каждый день. Уверяю вас, в свое время они конечно же считали себя счастливыми... но прожив часть своей жизни, они плачут.

                  Когда вы говорите об опыте человечества, то будьте добры подтверждайте свои слова чем-либо. Люди больше рожали детей, правильнее их воспитывали, уважали старших, знали свои традиции и культуру - за все это они готовы были отдать жизнь, именно потому что любили и были любимы. Счастье можно найти только в любви.

                  Так вот сегодня, когда Россия один из мировых лидеров по разводам, абортам, наркомании, алкоголизма, утверждать, что кол-во счастливых людей столько же - это признать, что вы совершенно не знаете проблем современности.

                  Свобода - это не вседозволенность. Свобода - это свойство человеческой воли, которое ей дал Бог, непринужденно делать добро.
                  Вот и подумайте сколько вы добрых дел делаете и сколько злых. Свободны ли вы вообще?

                  Оценка статьи: 2

                  • Павел Островский, "Когда вы говорите об опыте человечества, то будьте добры подтверждайте свои слова чем-либо. Люди больше рожали детей, правильнее их воспитывали, уважали старших, знали свои традиции и культуру..." - будьте добры, подтвердите свои слова чем-либо. Это лишь Ваше мнение против моего. Как жили люди патриархальной культуры, можно видеть и сейчас в некоторых странах. Счастливы ли они? Кто-то счастлив, кто-то нет. Как и в обществе с современной культурой.

                    В ответ на мои слова "главный компонент счастливой жизни: это гармония с собой" Вы пишете: "Есть люди, которые уже прожили свою жизнь ради себя..." - разве это одно и то же? В гармонии с собой живет врач, ежедневно спасающий людей. Учитель, несущий знания. Благотворитель, улучшающий жизнь окружающих. Это счастье - так жить, для людей, а не только для своей семьи. И любить весь мир.

                    • Марианна Власова, мои слова подтверждает мировая классическая литература. Если вы ее любите читать, то со мной согласитесь на все 100%.

                      На сегодня патриархальной православной культуры почти нигде не сохранилось. Ее можно увидеть только, например, в Грузии, Сербии и частично в Греции.
                      И я вам скажу - общение с этими людьми безусловно дает понимание, что они счастливы.
                      Хотелось бы также выделить Польшу, в которой само государство отстаивает традиционные ценности, за счет чего, на эту страну приятно всегда смотреть (если отбросить наш политический фон из СМИ).

                      Я вам скажу по поводу и врача, и учителя, и благотворителя... благо общаюсь с этим контингентом постоянно. Если дома у учителя, врача и благотворителя нету крепкого тыла - любящей семьи, то эта жизнь превращается в настоящий крест, который нести очень сложно.

                      Я сам живу свою жизнь в большей ее части не ради себя, а ради других. И мою душу греет именно тепло, исходящее от жены и детей.

                      Оценка статьи: 2

                      • Павел Островский, мировая классическая литература просто не показалась мне достаточным доводом, чтобы предъявить его Вам. Но раз предъявили Вы - скажу. Большинство ее сюжетов построено на том, как несчастлив был человек в семье и как счастлив стал с нечаянной любовью, но всё закончилось плохо...

                        Я согласна, у верующего больше возможности принять свою жизнь как есть. Но меньше способности что-то в ней изменить. Люди, которые зависимы от любых установлений вида "надо так и никак иначе", по определению могут не восстановиться, потеряв то, от чего зависит их счастье.
                        читать дальше →

                        • Марианна Власова, для нас важен не только главный сюжет, но и то, как автор описывает окружающий мир; просто мир.
                          Да и стоит сказать, что ваши слова "как несчастлив был человек в семье и как счастлив стал с нечаянной любовью, но всё закончилось плохо..." действуют против вас, нежели в вашу пользу.

                          Верующих людей (могу только за православных христиан говорить) не так-то много. И для них принятие жизни такой, какая она есть - это крайне вредное состояние. Одно из главных состояний в котором пребывает верующий - это покаяние - то есть желание менять себя к лучшему (к Богу).

                          Непонятно мне, каким образом верующий человек может потерять то, от чего зависит его счастье - ведь счастье человека зависит от Бога. Как потерял, так и нашел - стоит только искренне покаяться.

                          Польша мне очень нравится тем, что несмотря на свою современность и демократичность, она остается одной из самых традиционных стран в мире: в этой стране, к примеру, аборты и однополые браки - это уголовно наказуемое преступление.
                          Гражданская регистрация брака разрешена и у нас; более того, регистрация брака Церковь признает именно как брак, а не как нечто неполноценное.

                          Никак не могу понять, на основе чего люди делают вывод, что вера человека не дает возможности изменить жизнь. Напротив, верующий человек как раз с легкостью меняет работу, место жительства и т.п., так как понимает, что все эти привязанности не так уж и важны, какими кажутся на первый взгляд.

                          Оценка статьи: 2

                          • Павел Островский, "на основе чего люди делают вывод, что вера человека не дает возможности изменить жизнь" - я-то имею в виду ту ее часть, о которой говорите Вы: брак.

                            Уже из того, что "верующих людей не так-то много", и среди них бывают не счастливые, и среди не религиозных бывают как счастливые, так и несчастливые, делаем вывод, что одно с другим - вера со счастьем - не связаны.
                            Та же картина с браком и детьми.
                            То есть главное для человека - чтобы всё было так, как он хочет, мечтает, тогда он будет счастлив. Счастлив может быть даже злодей и пакостник!

                            читать дальше →

                            • Марианна Власова, это известное заблуждение в народе, которое говорит о том, что Церковь запрещает развод.
                              Это совсем не так. Церковь во МНОГИХ случаях разрешает разводиться.
                              Я посвящу этому целую статью даже (надеюсь сегодня ее напишу).

                              Я и не связываю веру и счастье. Я считаю, что если человек серьезно подходит к своим отношениям с Богом, если любит своих ближних - это и будет залогом счастья.

                              Кто из нас не злодей и не пакостник?

                              Оценка статьи: 2

                          • Павел Островский, на бога надейся а сам не плошай).
                            "И для них принятие жизни такой, какая она есть - это крайне вредное состояние. Одно из главных состояний в котором пребывает верующий - это покаяние - то есть желание менять себя к лучшему (к Богу)."
                            Жизнь надо принимать ИМЕННО такой какая она есть. Это крайне полезное состояние. В состоянии покаяния всю жизнь пребывать НЕЛЬЗЯ это АБСУРД. Жизнь пройдет мимо.
                            Может и есть , даже священнослужители, каторые живут как вы говорите, но много живет, принимая жизнь какая есть, то есть факты для них ОЧЕНЬ важны. Ведь и принимая жизнь можно остаться глубоко верующим человеком.
                            У каждого свой бог. Не обязательно поклоны бить и каяться постоянно. Я это знаю точно. Бог в душе должен быть.
                            Ну а с последним вашим абзацем я вполне согласна.

                            Оценка статьи: 5

                            • Наталия Гурская, человек, который смотрит на себя реально и честно, всегда найдет то, что стоило бы изменить или улучшить.
                              С духовной точки зрения это и есть покаяние.

                              Выражение "Бог в душе должен быть" неверно, так как Бог всегда есть в душе человека.
                              Но вот стоит задать себе вопрос: а есть ли я в душе своей рядом с Богом? Слышу ли я то, что говорит мне Бог, или у нас с ним в отношениях только монолог - с моей стороны?

                              Оценка статьи: 2

                  • Дарья Молчанова Дарья Молчанова Читатель 17 ноября 2010 в 19:49 отредактирован 17 ноября 2010 в 19:50 Сообщить модератору

                    Павел Островский, если мы не свободны, то свободны ли мы сделать себя свободными? Россия погрязла в пороках. Думаете, мало в ней живет исходно хороших, добрых людей, которые не хотят зла, не хотят плохого? Я думаю, их не намного меньше, чем было в добрые патриархальные времена. И тем не менее, хотя мы хорошие, мы поступаем плохо.
                    Скорее всего, проблема лежит глубже, и не получится просто сказать всем: быстро вернулись в прошлое, стали все дружно делать все как раньше, возрождать традиции. Поезд жизни идет не останавливаясь и не спрашивая ни у кого, вроде нас, куда ему двигаться и с какой скоростью. Нужно пересматривать ценности, это несомненно. Но не тупо в лоб вернуться к старому и жить себе счастливо. Женщины уже почувствовали вкус свободы. Раньше женщина физически не могла уделять существенное время чему-то, кроме заботы о семье. Поэтому она была социально неразвитой, и женщин считали существами недалекими и ниже мужчин. Попробуйте ка вернуть ее обратно, чтобы снова муж был ее хозяином, вроде как хозяин собаки. Это камическая расплата, все творящиеся сегодня безобразия и падение нравов. Общество гнобило женщин все эти бесчисленные века, и поэтому мы теперь вроде детей, вырвавшихся на свободу и успевших набедокурить. Обратно нас загнать в упряжь уже не получится. Нужно вырабатывать новые правила взаимодействия полов. Женщины привыкли быть достаточно инфантильными, не контролировать свои непосредственные реакции и свои эмоции. Нужно это учитывать в выработке нового мировоззрения и новых правил взаимодействия полов. А вырабатывать надо, ведь мы и мужчины все еще нужны друг другу...
                    Я в этом рассуждении коснулась проблем изменения роли женщины в жизни общества, но не надо из этого делать вывод, что женщина - источник мирового зла. С мужчинами также множество проблем, и ответственности за зло у них не меньше, но женский пол мне больше знаком, я, так сказать, вижу проблему изнутри.

                    • Дарья Молчанова, ценности уже давно все пересмотрели... их точнее отменили... и плоды этой отмены все давно также пожинают.
                      Не тешьте себя мыслями о свободе, или о социальном развитии... от чего вы свободны? В чем ваше социальное развитие?

                      Самое ужасное унижение женщины - это праздник 8 марта. Над этим праздником нашим половина мира смеется.
                      Один раз в год, по заказу, купил цветочек женщине, подарил ей открытку - а она уже счастлива. Вот тебе и равноправие.

                      А что касается социального развития... то я вам честно скажу... то что писал о женщине Николай Некрасов.... сегодня уже к большинству женщине не применимо, так как слишком упали они в своем социальном развитии.

                      Собственно мужчин это также касается - в первую очередь даже.

                      Оценка статьи: 2

                      • Павел Островский, вот-вот, ценности пока только отменили. Пересмотр - это совсем другое, не при нашей жизни будет сделано.
                        Мое социальное развитие... Вот Вы священник, к Вам приходят люди за поддержкой. Наверное, это важная часть жизни, это вносит существенный вклад в Ваше счастье. И у меня тоже есть занятия, без которых я не являлась бы собой, была бы просто личинкой, которая ест, испражняется и плодится. Это как лишение духовного канала, обрезание крыльев или что-то в этом роде. Может быть, у женщин (и у мужчин) и от появления детей вырастают крылья, но не у всех же и не только от этого. Для меня замыкание на семье есть ограниченность. Для кого-то, наоборот, молодец, думаешь не только о своем пузе, но и о близких тебе. Наверное для меня это тоже духовный подвиг был бы - долго, нудно и обыденно любить человека (как мужа, так и детей). Я работаю над этим. Не торопите меня. Здесь поспешишь и схалтуришь - потом будет гораздо хуже. Словом, я не приветсвую, когда форсируют развитие. Человек до всего некоторое время зреет, причем своим путем.
                        8 марта - унижение только потому, что проявляют внимание только в этот день, и типа все, отделались. Но мне не приходилось сталкиваться с таким отношением, поэтому ну праздник, и праздник, пусть себе будет. А как женщины мужчин ни во что не ставят! Это ведь тоже есть, и тоже безобразие.
                        Упали женщины и мужчины в развитии. А может всегда такими были, мы не знаем. Некрасовская героиня, хоть такая молодец, была наверное безграмотная, поэтому развитие - вещь относительная... Надо не забывать еще, что городские сильно отличаются от деревенских, одни других не понимают, и неизвестно, какие хуже.

              • Дарья Молчанова Дарья Молчанова Читатель 17 ноября 2010 в 19:29 отредактирован 17 ноября 2010 в 19:30 Сообщить модератору

                Павел Островский, за последние 100 лет мир претерпел такие грандиозные изменения, что опыт человечества, накопленный за 1000 лет, вполне правомерно пересмотреть. Может, я допущу какие-нибудь локальные ошибки в рассуждениях в силу недостатка гуманитарного образования, но по сути скорее всего скажу то, что нужно. В Средние Века действительно ключ к выживанию семьи был - это рожать много. Обыкновенна была ситуация, что женщина родила за свою жизнь восьмерых, а выжили из них только трое - минимум для прироста населения (двое из них просто для воспроизводства). Сейчас же всех спасают, всех вытаскивают, продолжительность жизни повысилась также. Нас уже 7 млрд (а может и больше, тут могу путаться). Ни один вид на Земле со сравнимым с нами размером тела не обладает такой колоссальной численностью (известно, что мелких животных по количеству бывает больше, чем крупных, а человек довольно большой). (Россия, правда, вымирает. Это печально. Но пусть рожают те, кто хочет, ничего против не имею).
                Гармония с Богом недостижима силовыми методами. Человек проживает свой духовный путь сам, и куда его поведут высшие силы в процессе этого, неизвестно. А может он аскет по призванию. А Вы будете его заставлять искать жену и делать с ней детей. Человек будет счастлив, только если он найдет свойственный для него духовный путь. Если затолкать его в чужую шкуру, ничего хорошего не выйдет. Можно только порекомендовать: смотри, друг, не упустил ли ты что-то важное в жизни, может ты не видишь, что счастье прямо перед тобой? Или может тебе не искать его здесь, посмотреть совсем в другую сторону? Интуиция чуткого и любящего людей человека обычно подсказывает, что именно данной конкретной личности надо сказать, и какими словами.
                Счастливый брак человеку конечно нужен... Это не претерпело изменений за 1000 лет. Но, как и личный духовный путь, счастливый союз у каждой пары свой. Не в 100% случаев это союз, обремененный детьми. Все бывает! Не судите никого! Оставьте это Богу!

                • Дарья Молчанова, и что же это за изменения?
                  Можете мне по пунктам их описать?

                  Давайте для начала я свои опишу.
                  Я согласен, что изменения произошли, только, к сожалению, в худшую сторону. Человечество в целом явно деградирует, по сравнению с предыдущими веками.
                  Если проанализировать общую культурную деятельность человечества, то мы можем увидеть печальную картину.
                  Во всех сферах культурной деятельности - деградация: в живописи, в литературе, в музыке, в поэзии, в философии, в богословии - во всех сферах сразу...
                  Зато вот самомнение выросло в разы... это ДААААААААА... мы теперь считаем себя самыми умными и самыми талантливыми...

                  Только вот древняя мудрость гласит, и с ней никто не спорит: "все познается по своим плодам".

                  Дашенька, гляньте статистику мировую по кол-ву людей, впадающих в депрессии. Цитирую:
                  "Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей все человечество: депрессия уже вышла на первое место в мире среди причин неявки на работу, на второе – среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. Если не будут приняты соответствующие меры, то к 2020 году депрессия парализует экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран.
                  Ежегодно около 150 миллионов человек в мире лишаются трудоспособности из-за депрессий."

                  Где же ваше счастье...?

                  Оценка статьи: 2

                  • Павел Островский, так если изменения столь плохи и столь глобальны, может мы ничего поделать здесь не можем? Может это какие-то глобальные циклы, кризис очередной цивилизации. Ну действительно, не запихнуть людей назад в прошлое. Это как без конца латать и реанимировать старую одежду, которую лучше будет выкинуть. Я подозреваю, что это так. Мы родились и живем в закатное время. Может быть, оно как раз вычистит грязные подвалы нашей души. Может, надо действительно глобально обновлять наши ценности не просто из внутренних представлений, что есть хорошо, но чутко реагируя на течение этих глобальных процессов разрушения.
                    Кстати, не является ли всеобщий кризис всего следствием тех правильных патриархальных веков? Может, была в тех ценностях незавершенность, непродуманность, которая до поры не давала себя знать. Почему люди разочарованы? Есть этому причина, нельзя просто сказать: вы разочарованы, потому что вы плохие и порочные, порядочный человек в этих прекрасных ценностях не разочаруется никогда, поэтому будьте добры следовать, вам же сказано, это единственный путь к счастью.
                    Я уверена, это не кто-то злонамеренный пришел, и спутал все карты, и надо только расставить все на места. Нет уже этих мест, на которые расставлять.

              • Уважаемый Павел Островский, поверьте, я с вами на 200% согласна что вера в Бога и счастливый брак это одни из самых важных основ человеческого бытия. Вера, это да, она сопровождает нас всю жизнь, но Любовь это подарок, есть люди которым никогда и ничего не дарили. Как быть счастливым им?

                Оценка статьи: 5

                • Елена Тимонина, нет таких людей, которым Бог не дал этот дар.

                  Приведу пример.
                  Есть две чашки.
                  Первая чашка целая и чистая.
                  Вторая чашка с трещиной и грязная.
                  В обе чашки наливаем молоко.
                  В первой чашке молоко будет красиво вглядеть, будет приятно на вкус, и оно сохранится в ней, так как чашка целая.
                  Во второй чашке молоко будет по причине ее грязности выглядеть плохо, его не захочется пить; да и пить нечего будет, так как из-за трещины оно все утечет.

                  Виноват ли в этом тот, кто наливает молоко?
                  Нет. В этом виноват тот, кто не мыл чашку, и в итоге ее еще и расколол.

                  Чашка - это душа человеческая.
                  Цельность и чистота чашки - это целомудрие человека.

                  Если человек не видит в своей жизни любви, значит ему нужно что-то срочно менять.
                  Перемена ума на греческом языке означает "покаяние".

                  Оценка статьи: 2

  • Виталий Пичугин, не согласен во всем.

    Счастье человека не зависит только от личного мировосприятия.
    Человек будет счастлив, если будет любить, и сам будет любим.
    Причем это касается не только взаимоотношений между мужем и женой; это касается также и отношений между детьми и родителями.

    "Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе." (Втор. 5, 16).

    Итак, если хочешь быть счастливым, то алгоритм действий прост:
    Рожай детей.
    Воспитывай детей личным примером, чтобы они всегда помнили, что папа и мама их любят (не на словах, а именно на деле).
    Будешь счастлив, когда тебя будут реально любить дети и внуки.

    Счастье человека - это наблюдение за счастьем своих детей и внуков.

    Оценка статьи: 2

    • Дарья Молчанова Дарья Молчанова Читатель 16 ноября 2010 в 21:01 отредактирован 16 ноября 2010 в 21:20 Сообщить модератору

      Павел Островский, судя по Вашим словам, любить можно только мужей, жен, своих детей и своих внуков. Т.е. своих родственников. По-моему, это несколько узкий взгляд.
      Любить в принципе можно кого угодно и что угодно. Это сердцу не прикажешь. Это одно из самых чудесных свойств любви - ее свобода, самобытность. Что угодно можно заставить делать человека, но его не заставишь чувствовать. Это всегда остается его личное. Через это человек утверждает себя, поэтому да, любовь и счастье неразрывно связаны.
      Только смущает в Вашем посте назидательность: надо рожать. Те, кто хочет детей, будут это делать и так, без назидания. Если заставить того, кто не хочет, будут ли счастливы эти дети... Не надо трогать чужой огород, каждому и в своем работы хватает...

      • Дарья Молчанова, любить мужей, жен, своих детей и внуков в разы тяжелее, чем посторонних людей.
        Никакой назидательности в своих словах я не вижу. Я просто свою страну люблю, поэтому и призываю других рожать.
        Дети будут счастливы только в том случае, если их родители будут ставить на первое место в своей жизни.
        Чужой огород - это вы про что?

        Оценка статьи: 2

        • Павел Островский, позвольте каждому любить по своим силам. Есть ведь те, кто не любит вообще никого. Пробуждение любви - само по себе чудо, не будем говорить, кого любить предпочтительнее.
          Насчет чужого огорода... У всех свои препятствия и свои страдания. Если у кого-то не такие как у Вас, это не значит, что эти люди плохие. Они просто другие. И Ваши поучения для них не подходят. Лучше бы каждый занимался в первую очередь собой, и достигнув результатов в духовном росте, выносил бы их на ненавязчивое обсуждение, вдруг кому да пригодится. Это реальная помощь людям. Кому нужно, тот услышит.
          Но вдалбливать в мозги всех и каждого веру в Бога, семейные ценности, патриотизм я считаю неэтичным и, более того, это имеет эффект обратный ожидаемому, т.е. отторжение. Человек не собака, он не будет делать что-то только потому, что ему сказали "надо".

          • Дарья Молчанова, а почему мы не должны говорить о том, кого любить предпочтительнее?
            Это не мои поучения - это вообще-то основа культуры нашей страны. Я от себя вообще почти ничего не пишу.

            Я согласен с вами, что каждый должен начинать с себя. Но это не означает, что нужно спокойно смотреть на то, как кто-то вышибает из голов людей семейные ценности, патриотизм и т.п.

            Толерантность имеет свои пределы.

            Оценка статьи: 2

            • Дарья Молчанова Дарья Молчанова Читатель 20 ноября 2010 в 11:31 отредактирован 20 ноября 2010 в 11:32 Сообщить модератору

              Павел Островский, я хотела сказать, что любить - это просто хорошо. Известно, что сердцу не прикажешь, поэтому разговоры о том, что любить кого-то "надо" - бесполезны. Расширение сознания сердца - это признак духовного роста человека, а не его условие.
              Да, может быть, Ваши увещевания направлены как раз в противодействие массовой культуре потребительства и т.п. Мне как раз очевидно, что сколько ни приобретай вещей (или даже людей, воспринимая их как вещи - для удовлетворения низких потребностей), внутренней пустоты не заполнить.
              Однако, лучше все же переключить взгляд людей на семью и напомнить о Том, Кто все видит, чем оставить их дальше прожигать жизнь. Как ни печально, люди хуже животных, поэтому напоминание об их природном долге - для них импульс к духовному росту. Но для некоторых утверждение, что нет в этом мире ничего важнее семьи, может стать, наоборот, ограничивающим.

    • Леля Каренская Читатель 17 ноября 2010 в 18:17 отредактирован 24 мая 2018 в 20:13 Сообщить модератору

      Павел Островский, "Счастье человека - это наблюдение за счастьем своих детей и внуков" - какая узость чувств., таки на уровне животных инстинктов. При таком раскладе - мир,любовь и жизнь - инкубаторного типа.
      P.S. "Почитай отца твоего и матерь твою..." - всем известно. А знаете ли Вы продолжение мысли (об отношении родителей к детям)? Полюбопытствуйте.

      • Леля Каренская, узость чувств? Леля, пообщайтесь с людьми пожилого возраста: с бабушками и дедушками - и вы поймете почему я так пишу.
        Сравнить любовь к своим детям с животным инстинктом - это сильно.... и грустно.

        p.s. "Почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле." - известно далеко не всем. По опросу ВЦИОМ меньше половины населения вспомнили эту заповедь вообще.

        Что за мысль в хотели мне рассказать?

        Оценка статьи: 2

        • Павел Островский:
          1.Не мне было направлять Вас, как священника (только что посмотрела Ваш профиль),к " Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали( Кол3:20-21)", но именно это и говорит о Вашей однобокости в рассуждениях о счастье в любви.С библейской точки зрения - только ВЗАИМНАЯ любовь в семье достойна Бога.
          2.С чего Вы взяли,что я молода и не общаюсь с дедушками-бабушками? В большинстве своем (молодость совковых времен - ВСЕ работали) они не могли полностью отдаваться воспитанию детей-внуков, а потому и находили (как находят сейчас их дети-внуки) удовольствие,радость,счастье в учебе-работе,общении,в семейном кругу,естественно. Замкнуться на жизни детей-внуков в наш информационно-свободный век? Напоминает отшельничество в виде домостроя.Воспримут ли их дети-внуки в таком качестве? А иначе...
          3.Иначе с какой целью создана Богом столь РАЗНОобразная природа,даны РАЗНЫМ людям РАЗНЫЕ таланты - не для того ли,чтобы человек ИСКАЛ СЕБЯ, осознавал ВЕРУ и стремился к совершенствованию и достижению того,что в ЕГО понимании называется счастьем.
          P.S. Апологетика, риторика,столь связанные с Вашим образованием и социальным положением,уведут нас в нескончаемую дискуссию, а потому желаю Вам всего доброго и найти СВОЕ ЛИЧНОЕ счастье.

  • Виталий Пичугин,
    Все верно, но не полно. Гораздо более высокий уровень Счастья в духовном, а не только в телесно-ментальном проявлении.

  • Согласна со всем. Счастье - состояние внутреннее и субъективное. Часто бывает, что приобретаешь способность к нему только дойдя да ручки, потеряв все, что, казалось, ведет к счастью. Оказываешься отрезанным, лишенным всего, и думаешь, что сейчас наверное наступит смерть, или безумие, а оно не наступает. Лишаясь всех зацепок за счастье, открываешь в себе внутренний источник, который и есть единственно подлинный. Перестаешь быть дрожащей тварью, становишься Человеком.

  • Михаил Юриев Читатель 5 ноября 2010 в 19:49 отредактирован 24 мая 2018 в 12:40 Сообщить модератору

    По-настоящему наверно нет...
    Но понимать людей надо хотя бы уметь учиться -

    http://pr-psih.ru

  • Виталий Пичугин, согласна с предыдущими комментаторами. Действительно статья современная и по времени и по содержанию.
    оценка 5+

  • Виталий Пичугин, 5! 5! 5! И еще раз 5! Статья в самую точку! Благодарю!

    Оценка статьи: 5

  • получила удовольствие, хоть это все стораз слышала и читала, только об этом себе самой почаще напоминать нужно !!!!!


    Респект !!!

    Оценка статьи: 5

  • Виталий Пичугин, очень правильно. У Тургенева одна героиня любила подкарауливать ощущение "широкой волны жизни", проходящей через нее. Когда получается, вопрос о счастье просто отпадает.

  • Виталий Пичугин, СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ! Особенно сейчас, осенью, когда наступает хандра, таких бы статей побольше!!!

    Оценка статьи: 5

  • Виталий Пичугин, Спасибо за статью! Сенека слов на ветер не бросал. А Вы еще и конкретный план действий предложили, вообще здорово!

  • Виталий Пичугин, спасибо Вам за замечательную статью! Действительно, счастье в наших внутренних ощущениях, оно внутри нас. Кто-то из великих сказал, что одни видят под ногами только грязь и лужи, а другие звёзды которые в них отражаются.

    Оценка статьи: 5

  • Хочешь быть счастливым - будь им!

    Оценка статьи: 5

  • Виталий Пичугин,
    5+. Так оно в жизни и есть.

    Оценка статьи: 5

  • Виталий Пичугин, просто крассавчикПолное единомыслие
    Ставлю 5!

    Оценка статьи: 5

  • Наталия Гурская Наталия Гурская Читатель 3 ноября 2010 в 06:51 отредактирован 3 ноября 2010 в 06:53 Сообщить модератору

    Мне очень понравилась Ваша статья.
    "Только рожденное из самого себя надежно и прочно, оно растет и остается с нами до конца".
    Я это проверила на себе. Чтобы быть счастливым, нужно довольно долго бороться, да, быть несчастным, карабкаться, искать. Ведь каждому человеку нужно что-то свое и это нужно найти. И как бы это громко ни звучало, но когда идут сделки с совестью, счастья не будет. Но разве что поверхностные удовольствия.
    Если бы поступки людей были продиктованы глубинным желанием счастья, многие их этих поступков были бы другими. Материальный мир должен уравновеситься с духовным. А сейчас явный перекос. В ущерб счастью).

    Оценка статьи: 5

  • Сенека определённо знал мою Мидори.

  • Маргарита Речная Маргарита Речная Читатель 17 ноября 2010 в 15:36 отредактирован 24 мая 2018 в 20:15 Сообщить модератору

    замечательная статья... все мои мысли по этому поводу собрались в кучу!

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Ткачев, судя по заключению в кавычки, "ведь счастие - удел простецких душ" - из...?( "Горе от ума?"). Поправьте, если ошибаюсь.

  • Виталий Пичугин,
    Спасибо большое за статью! Вселяет оптимизм и побуждает к действию!)

  • Мне понравилось!