Виталий  Пичугин Мастер

Куда уходит смысл?

Ребёнку всё интересно. Мир дарит много подарков, развлечений, перспектив. Поскольку у детей своего мало, то они всё получают от внешнего окружения: родителей, воспитателей, учителей…

Но вот человек взрослеет, становится зрелым. У него много знаний, опыта, навыков. Восприятие становится другим. Фильмы уже не те, что раньше, много глупых, бессмысленных. Книги — не шедевры, откровений мало. Спектакли — страшнее фильмов, что там для души? Коллеги, друзья, знакомые не приносят откровений, мудрости, тайных знаний. У них их просто нет. Окружающие люди предсказуемы и неинтересны. Внешний мир перестал нести смысл в жизнь отдельного человека. Куда он делся, этот смысл? А может быть, его и не было? Такое мироощущение есть, встречали?

Это мироощущение человека, потерявшего или не нашедшего свой смысл жизни. Пока добрый мир в детстве кормил радостями, был ласков, как мама — проблем не было, да и смысл жизни был в получении благ, развлечении: «главное, чтобы кушал хорошо и учился, играл весело и мирно». А кто будет «кормить» взрослого человека? Ну, не совсем взрослого, просто выросшего ребёнка. Жизнь уже не развлекает, а внутри пусто — смысла нет. А его где-то можно взять? И что это такое?

Можно дать такое определение, оно близко к выработанному Баденской философской школой. Смысл — посредник между человеком, его делами и его же ценностями. Другими словами, дела имеют смысл, если они служат каким-то ценностям. Например, один человек может таскать камни на гору, обливаться потом, страдать. Если его спросить, что он делает? Ответ будет — мучаюсь и страдаю. Другой человек на ту же гору таскает камни с улыбкой на лице. Он ответит, что делает другое дело — строит Храм, смысл у него есть. Дело служит его ценностям.

Таким образом, смысл жизни человек может найти только у себя. Точнее, сформулировав свои ценности, а также дело (дела) своей жизни, которые будут служить этим ценностям.

Можно ли оценить со стороны, живёт человек бестолково или смысл в его жизни есть? Иногда это возможно. Например, алкоголик с его главной ценностью — выпить, то есть развлечь себя спиртным, имеет единственную цель своих действий — найти водку. Смысл в его жизни есть, но вряд ли мы его признаем настоящим, правильным.

Есть ли критерии «правильности»? Иногда это могут быть установившиеся в обществе порядки, правила, законы. Может быть, мнение авторитетных людей, религиозных лидеров.

Субъективно человек свой смысл жизни сможет оценить, обратившись к значимому мнению референтной группы людей, это родители, учителя, коллеги, друзья. Они со стороны оценят и подскажут, как им видится — осмысленно живёт человек или нет. Конечно, такие мнения будут субъективны, но если это люди умные, а других у вас в друзьях, надеюсь, нет, то к их суждениям прислушаться стоит.

Вернёмся к детям.

Почему смысл жизни у детей есть всегда? Потому что их главная ценность — развлечение, главное дело (и ведущая деятельность) — игра, которая служит основной ценности — развлечению. Это нормальный этап развития, который, естественно проходит. Когда человек вырастает, но других ценностей, кроме развлечений не появляется, то можно сказать, что повзрослело тело, но не сознание. Выросший ребёнок ещё не взрослый, если «детский смысл жизни» уже ушёл, а нового нет.

Почему нового нет?

Взрослые дети ищут развлечений в окружающем мире, пробуют всё: кино, музыку, компьютерные игры, сериалы, секс, алкоголь, наркотики. Это их ценности, а дело — по сути, та же игра. С возрастом интерес и возможности иссякают, уже многое попробовали, со старыми развлечениями смысл жизни уходит, можно находить новые, но до поры, до времени. Возникает мироощущение, что всё бессмысленно. Мир не добр, он разочаровывает.

Можно ли найти другие ценности? Да. Но взрослые дети устали, да и не привыкли они ничего искать. Вот их типичные ответы.

«Смысл жизни — в самой жизни. Искание смысла — это умствование. Вместо того, чтобы жить».

«Смысл жизни в удовольствии. Предполагается, что с каждым новым поколением жизнь должна улучшаться и улучшаться, хотя на практике это не всегда так, и цена за улучшение иногда бывает слишком мучительна…»

«Вопрос о смысле жизни, наверное, можно прояснить таким путем. Поскольку я живу, то какой-то смысл в своей жизни вижу. Если же никакого смысла не вижу, то какой в моей жизни смысл, какой смысл напрягаться, хотя бы жевать?

Жевать есть смысл хотя бы потому, что при этом мы получаем удовольствие. Вообще, если какая-то деятельность приносит удовольствие (или принесет в дальнейшем), то ей есть смысл заниматься. Наоборот, если что-то сулит одни неприятности, то смысла заниматься этим нет".

Замечу, это хорошие люди, но смысла в их жизни нет или они его не смогли сформулировать. Всё правильно, ребёнок не умеет «умствовать», он живёт — развлекается. А взрослый? Это правда его ценности: развлечение, удовольствие? Других нет?

Попробуйте, сформулируйте. Какие ценности у вас? Ваше дело жизни (дела)? Отвечают ли эти дела ценностям? Осмыслены они? Дают смысл вашей жизни?

Интересные вопросы. Думаю, на них можно найти достойные ответы. В любом случае, это возможность задуматься, что само по себе полезно. Ну, хуже-то не будет. А вдруг и смысл появится?

Успехов!

Обновлено 5.11.2010
Статья размещена на сайте 30.10.2010

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Верно говорят - когда всматриваешся в бездну, всегда помни о том, что и бездна всматривается в тебя.

  • Виталий Пичугин, не стоит очень уж сильно заморачиваться такими вещами. Я так думаю!
    Очень многие в, казалось бы совершенно безобидных, попытках умозрительных опытов постичь смысл жизни заканчивали и заканчивают совсем даже не умозрительным суицидом и ПНями (психо-неврологический диспансер).
    Лет в 15 со мной было такое. Накатила вдруг пелена какая-то. Прямо на улице внезапно накрыла. В голове вдруг ясно так, как фонарь в темноте возникла мысль о моей никчемности, о том, что мне уже 15, а я еще ничего полезного не сделал, о бесполезности существования. Так, знаете, тошно вдруг стало. Противно. Если бы в эту минуту в руках оказалась бы верёвка или что-то похожее, вздернулся бы не задумываясь. Но буквально через несколько секунд наваждение исчезло само сабой. И я увидел вокруг мир и голубое небо. И стоял я ошарашенный и думал - что то
    холодное и страшное рядом пронеслось.

  • кани кани кани кани Читатель 8 ноября 2010 в 08:01 отредактирован 8 ноября 2010 в 08:02

    Я ТОЖЕ ВСЕ ВРЕМЯ ИСКАЛА ,ДУМАЛА ЧТО ТАКОЕ СМЫСЛ ЖИЗНИ?В ЧЕМ СМЫСЛ МОЕЙ ЖИЗНИ? ВОТ НАПРИМЕР ЖИВОТНЫЕ ЗНАЮТ СВОЕ ПРЕДЗНАЧЕНИЕ,ДА И ПРИРОДА,МИР НЕСЕТ ЗАЛОЖЕННУЮ В НЕМ ИНФОРМАЦИЮ И ДЕЛАЮТ СВОЕ ДЕЛО.ТОЛЬКО ЛЮДИ ИЩУТ ДЛЯ ЧЕГО ОНИ ЖУВУТ,ЛУЧШЕ НЕ ИСКАТЬ ЭТОТ "СМЫСЛ ЖИЗНИ" ЖИТЬ НУЖНО ВО ДНО МГНОВЕНИЕ,ВДЫХАТЬ ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ)))ПОТОМУ ЧТО ЖИЗНЬ НАША ХРУПКА,НИКТО НЕЗНАЕТ ЧТО СЛУЧИТСЯ СТОБОЙ ЗАВТРА...К ЧЕМУ ЭТОТ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЕСЛИ ПРОЦЕСС ТВОЕЙ ЖИЗНИ УЖЕ ИДЕТ,И ВСЕГО ОДИН ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ -СДЕЛАТЬ СЧАСТЛИВОЙ ИЛИ НАОБОРОТ.ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ЛЮБИТ ОН УЖЕ НАХОДИТ ЭТОТ СМЫСЛ ЖИЗНИ ВО ВСЕМ)))

  • Виталий, вы пишите: "Таким образом, смысл жизни человек может найти только у себя... сформулировав свои ценности, а также дело (дела) своей жизни...) И тут же себе противоречите: "Есть ли критерии «правильности»? Иногда это ... порядки, правила, законы. ... мнение авторитетных людей, религиозных лидеров". Но не может быть смысл только в себе и одновременно - во вне, в мнении окружающих. Похоже, с этим вопросом вы для себя еще не разобрались. Да и с этим не могу согласиться: "Потому что их главная ценность – развлечение, главное дело (и ведущая деятельность) – игра". Может, для вас это именно так и выглядит. Но дети - они не играют. Они живут. И для них это - не игра, это серьезно. Другое дело,что многое они усваивают в игровой форме - таково устройство их психики. Но не думаю, что при том дети считают главной своей задачей развлечение. Это слишком поверхностные выводы.

    Оценка статьи: 3

    • Татьяна Гусева, всё правильно, смысл жизни человек вырабатывает, формулирует, сам. Вот сфомулировал. Теперь вопрос, а правильно? Может ошибся? Критерии правильности могут быть разные, в том числе, мнение значимых людей. Вы не заметили разницы, между "смыслом жизни" и "критериями правильности его выбора".

      "Но дети - они не играют. Они живут. И для них это - не игра, это серьезно".

      Правда это так? В цитируемой фразе всё перепутано. Можно ещё сказать: дети не играют - они дышат, аналогично - они живут. А когда живут и дышут, не играют? Что для ребёнка серьёзно? Только игра. Это то, что они серьёзно хотят.

      "Может, для вас это именно так и выглядит"

      Да, для меня, Л.С. Выготского, и других психологов, исследовавших этот вопрос.

      "Но не думаю, что при том дети считают главной своей задачей развлечение. Это слишком поверхностные выводы".

      Напишите глубокие выводы, какие задачи, кроме развлечения ставят себе дети? Перечислите.

      • Виталий Пичугин, вы делаете вид, или правда не поняли: если человек может найти смысл только [B]у себя (уж извините, у вас такое выражение), он никогда не будет искать его во мнениях о себе других людей. Кто-то ищет во вне. Кто-то вообще исканиями не занимается. Но тут либо то, либо другое, а одновременно искать смысл и в себе и зависеть от мнения в этом вопросе окружающих невозможно - похоже на расщепление личности. Что касается детей, то игра для них - это форма, в которой они получают знания об окружающем мире, развиваются. Это взрослые навешивают ярлыки: ценно, не ценно, а дети просто живут. Вы пишите, что развлечение - это их главная ценность. А на мой взгляд, это всего лишь наша взрослая, и, скорее всего, субъективная оценка. Не могу представить ребенка, который бы для себя, или для других заявил, или хотя бы полумал: "Развлечение - вот моя главная ценность!"Смешнее ничего не придумаешь.

        Оценка статьи: 3

      • andry andry andry andry Читатель 7 ноября 2010 в 19:01 отредактирован 7 ноября 2010 в 19:02

        Виталий Пичугин,
        -------------------------------------------------
        Напишите глубокие выводы, какие задачи, кроме развлечения ставят себе дети? Перечислите.
        -------------------------------------------------
        Щас начнем перечислять, загибайте пальца. Прежде всего, развлекаются взрослые, а не дети. Дети проживают события в игре и переживают их. Также как при чтении, только при чтении поле чувствуемого смысла задается автором. Детская игра идет "на самом деле", по настоящему. Игра их захватывает. Помню, как я радовался, когда в детсаду, где-то в средней группе, узнал, что можно быть не убитым или живым при игре в "войнушку", а раненым. Радовался реально.
        Развлечение же временно и искусственно, оно от скуки, а она свойственна именно взрослым, не знающим куда себя деть во время отдыха.

        • andry andry,
          "Щас начнем перечислять, загибайте пальца. Прежде всего, развлекаются взрослые, а не дети".

          Вы хотели перечислить, какие задачи, кроме развлечения, ставят себе деть? Начали говорить о взрослых.
          Скажите, игра детей развлекает? Сидит ребёнок, играет в компьютере, его захватывает, уроки не делает, родителей посылает, поскольку у него там, в виртуальном пространстве "всё по настоящему", а родители с их требованиям убрать за собой, "не настоящие". Ребёнок играет, развлекается - он бездельник. Потом вырастает, есть щанс остаться таким же бездельником, поменяв игрушки на взрослые.
          Игрушки придуманы, чтобы развлекать. Или для чего другого?
          Просто для детей есть период развития, когда, только развлекаясь, играя, они могут получать информацию, усвивать новое. Могут ли взрослые находить другой смысл в своих действиях, кроме развлечения? Думаю, да. Какой?

          • Виталий Пичугин,
            ----------------------------------------
            Могут ли взрослые находить другой смысл в своих действиях, кроме развлечения? Думаю, да. Какой?
            ---------------------------------------
            Я имел в виду, что взрослые именно разделяют свои дела на серьезные и развлечение, в отличие от детей. А другой смысл взрослые, конечно, видят, не все ж жизнь прожигать.

  • В духе "пожизенных" оптимистов.. Впрочем, такое тоже хорошо..

  • Меньше всего, озаботившись поиском смысла жизни, следует обращаться за советом к наставникам, родственникам, друзьям... Очень часто, прожив "правильную, полную смысла жизнь", человек на склоне лет вдруг понимает, что смысл в его жизни был чужой, навязанный ему извне, а исправить уже ничего нельзя.

  • Так что же такое смысл? Прежде чем озаботиться его поисками неплохо бы его как-то обозначить, не сводя к частным мотивам -удовольствиям и проч.