Виктор Корытов Профессионал

Чему учит христианская аскетика, или Как верующему исправить свои нравы? С чего все началось

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные.
(Евангелие от Матфея, глава 9, стих 12)

Иисус Христос, как Он Сам и сказал, «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).

Потому и основанную Им Христианскую Церковь следует больше рассматривать не как сообщество святых (то есть уже достигших абсолютной святости людей), но больше как больницу, в которую каждый приходит со своими скорбями и болезнями в поисках исцеления, утешения и помощи. Святость — вовсе не причина пребывания человека в Церкви, святость — это цель, к которой он стремится, это идеал, притом достижимый идеал.

За две тысячи лет немало людей шествовало этим путем, путем от порока — к праведности, от погибели — к святости. Христианская Церковь хранит не только предания о трудах и подвигах этих людей в назидание для молодых и неопытных, но и их «путевые записки» — творения, поучения, беседы и проповеди.

Попытаемся произвести краткий обзор наиболее знаменитых авторов, описавших свой путь, и постараемся определить, какую пользу из их трудов может извлечь современный человек, но перед этим необходимо ответить на ряд вопросов.

А оно есть, с чем бороться-то?

Христианские общины собираются во имя Иисуса Христа, Бога, Создателя всего видимого и невидимого, ставшего две тысячи лет назад ради нас Человеком, чтобы человек в конце концов смог стать богом. Бог для христиан — Источник всякого добра, радости, заботы, любви, счастья — словом, всякого блага, всякого доброго чувства и переживания, которое человек только может ощутить в этой жизни. Потому вполне естественно, что христиане пытаются стать поближе к Богу, угодить Ему, стать похожими на Него — они хотят приобщиться Его благости, ощутить на себе Его любовь, заботу и доброту.

Как можно угодить Богу? Ответ находим в Евангелии: «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает» (ср. Ин. 14, 21), — говорит Господь. Какие это заповеди? «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим…, и ближнего твоего, как самого себя». (Лк. 10, 27).

Казалось бы — все просто. Нужно всего-то вести себя хорошо и любить всех.

Но не тут-то было — стоит человеку лишь попытаться исправиться, стать ко всем добрым, как начинает твориться что-то непонятное.

Помучившись сам с собой, человек в итоге восклицает: «Не понимаю, что делаю! Чего хочу — того не делаю, а что ненавижу — то совершаю. Умом я нахожу удовольствие в законе Божием, то в теле своем вижу другой закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником греха и неправды. О, бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?» (ср. Рим. 7, 15, 22−25).

Что это? Сумасшествие? Сила привычки?

Христианская антропология дает на это следующий ответ: это повреждение целостности человеческого естества, выраженное расстройством всех внутренних сил человека, произошедшее в результате грехопадения прародителей.

Теперь скажем то же самое, но попроще. Разделим человека на ум (разумная часть человека), сердце (чувственная часть человека) и тело (телесная часть человека).

Человек изначала был сотворен совершенным, идеальным. В идеальном человеке все три его части согласованы друг с другом и строго иерархичны. Например, ум говорит: «Хочу стать философом», сердце сигналит: «Вперед!», и тело весело бежит в библиотеку.

Плюс к этому идеальный человек не имеет какой-либо предрасположенности к добру или ко злу, но имеет свободу выбора, и, какую сторону он в этом противоборстве изберет, таким он и станет — добрым или злым. Кроме того, идеальный человек был сотворен бессмертным.

Но вот случилось нечто ужасное и непоправимое: первые люди, Адам и Ева, вопреки предостережениям и запретам своего Создателя, вкушают плоды с древа познания добра и зла, и смерть входит в прежде бессмертного человека, внося с собой разруху, боль и хаос (на языке богословов этот момент истории человечества и называется «грехопадение прародителей»).

Повреждение человека было настолько велико, что Самому Богу пришлось умереть за нас, чтобы дать нам возможность исправиться, вернуться в изначальное, неповрежденное состояние.

Как грехопадение отразилось на естестве человека? Если изначально человек был цельным и гармоничным, то теперь он больше похож на многодетную маму, которую ее дети-тройняшки один сильнее другого тянут каждый в свою сторону. Вот пример. Ум: «Хочу почитать книжку»; сердце: «По телеку классный сериал показывают»; тело: «А я вообще есть хочу!». Ум: «Тетя Даша, кстати, просила к ней зайти»; сердце: «Забей! Давай на дискач сходим»; тело: «Ничего не знаю! Есть хочу!» — и прочее, и прочее, и прочее.

Однако самое печальное, что после грехопадения человек получил врожденную предрасположенность — склонность ко злу, которая передается по наследству от родителей к детям, от старшего поколения — младшему.

Человеку теперь очень тяжело даются добрые дела и значительно легче — злые. При этом зло часто маскируется под добро и по принципу ложки дегтя в бочке меда отравляет почти всякое наше благое начинание, всякую нашу попытку жить честно, свято и непорочно.

О свойствах этого зла и о методах борьбы с ним и призвана рассказать эта статья.

Обновлено 24.07.2015
Статья размещена на сайте 14.12.2010

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Виктор Корытов, пишите, несмотря ни на что, пишите. Такой пищи для ума и сердца тут, в Ш Ж как раз и не хватает. Спасибо Вам. А комментарии, как и люди, они разные. Но Вы же человек образованный, и даже за нелицепрятные комментарии не обижайтесь.

    Оценка статьи: 5

  • благодарность автору за труд

    Виктор Корытов, спасибо за хорошо изложенный материал, он без сомнений будет полезен самым разным людям. И именно на том ресурсе, где частенько приходится наблюдать статьи под разными соусами от вполне взрослых людей с откровенной проповедью блуда, культа потребления, тщеславия и остального, что так тянет нас вниз. На фоне фоток полуобнаженных мадам статьи на душеспасительные темы - просто луч света. Если хотя бы ОДИН из читающих задумается о том, как проводит свою ЕДИНСТВЕННУЮ жизнь, что его ждёт за порогом этой временной жизни и что ещё можно успеть изменить в себе, чтобы стать чище и лучше, научиться бороться со своими страстными привычками - значит, Ваши старания были не зря. А таких обративших на себя внимание, я уверена, будет не один.
    Желаю Вам не останавливаться в этом благом деле, а нападки критиков - это нормальное явление. Они говорят о том, что зацепило и режет глаз. Оно, конечно, интереснее почитать что-то лёгонькое, несущее приятность телу. Впрочем, у Вас в статье про эти нюансы нашего естества тоже написано, не буду повторяться.
    Гораздо хуже равнодушие к вопросам смысла бытия. Это и есть смерть души. Хотя я видела равнодушных, на пороге смерти всё-таки открывших для себя свет веры.
    Удачи Вам!

  • Комментарий удален
    • Наталья Дюжинская, продолжение статьи в ссылках в самом конце. Могли бы и спросить прежде чем изливать столько негатива.

      "как раз наоборот-дети изначально добрыми и чистыми рождаются" - у вас дети свои есть?
      Дети рождаются с зародышами всех добродетелей и всех страстей - и уже от родителей зависит, как они раскроют хорошее в ребенке, а плохое затормозят.

      "Статья непрофессиональна. неэтична. непорядочна и не честна!!!!!"
      Ваши слова - это абсолютно четкое определение вашего комментария; за исключением последнего - вы были честны.

      Оценка статьи: 5

      • Павел Островский, Я всего лишь высказала свое мнение и считаю что статья чушь . а насчет Вашего высказывания - сэр Winston сказал:
        Little things make big difference.................................

        • Наталья Дюжинская, вы не просто высказали мнение, вы высказали его в радикальном негативном тоне; причем виноваты в этом оказались сами, так как кроме вас все остальные заметили ссылки в конце статьи и прочитали продолжение ее (их, кстати, два - на всякий случай).

          Более того, за исключением пояснения, которое касалось ваших розовых очков по поводу детства, вы более никак не прокомментировали по существу статью...

          Оценка статьи: 5

  • Ой, как все умненько, быстренько и простенько выложено! Вот и все Евангилие, блин! в 5000 тысяч знаков. А вы тут все Бога ищете - вот он, готовенький, прямо с ШЖ! Люди, перестаньте трепать, кто не посвящен глубоко в веру, вопросы верования. Пастор Шнейд, да, имеет право, батюшка какой-то там приблудный на шж, ДА, ИМЕЕТ. мЫ - О, МЫ, ДАВАЙТЕ ЗАТКНЕМСЯ! Не дай бог мне сейчас тест нак билейский текст автору дать, господи, Дав кто вообще Библию целиком читал в раше вместе с Ветхим?/Кто мне откуда какой стих пронумерует? Ребята, давайте об бабах, об унитазах, об либвис - не трогайте чего не положено неподмытыми трогать. Сорри.

    • Лаура Ли, "Дав кто вообще Библию целиком читал в раше вместе с Ветхим?/Кто мне откуда какой стих пронумерует? Ребята, давайте об бабах, об унитазах, об либвис - не трогайте чего не положено неподмытыми трогать".
      Лаура, ну что так уж строго то? Да и читали в России и Ветхий завет, и Новый. И если кто "неподмытый", что уж всех то под одну гребенку? Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
      Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
      Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
      (Рим.14:12-14)

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 4 января 2011 в 12:56

      Лаура Ли, несомненно, выпускник Тобольской Православной Духовной семинарии имеет право и вполне компетентен писать на такие темы. Статья не о Библии, кстати, а о жизни обычных людей.

      • Марианна Власова, для проповедования, кажись, положен сан? А для популяризации в глянцевом журнале трепотня на тему верования может оскроблять чувства истино верующих людей. Это все равно что в пивной молиться. Margaritas ante porcos наоборот. Это если уже серъезно. И без всяких сорри. Я понимаю когда пастор или батюшка пишут (и то не совсем понимаю почему сюда - здесь не та паства - я бы благословления на писание духовных лиц в интернет-журналах не дала!), хорошо однако статьи на духовные темы смотрятся рядом с картинками как нарастить груди.

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 5 января 2011 в 12:26

          Лаура Ли, еще раз - статья не проповедь. Размышления - не трепотня. Истинно верующие люди здесь пока не высказались, кроме батюшки, которого Вы походя оскорбили. А к картинкам автор отношения не имеет, это чисто наша беда.

    • Ольга Шлычкова Ольга Шлычкова Читатель 4 января 2011 в 09:15 отредактирован 4 января 2011 в 09:19
      встряну

      Лаура Ли,
      всех судия, Вы лично над каким-то батюшкой свечу держали? Уже и приблудный. Давайте каждый к своим грехам обратимся. Из чего лично Вам ясно, что автор не посвящен в вопросы верования? Статья очень внятная и полезная тем, что отвечает на вопросы сомневающихся. Вы уже просветлённая? Мои поздравления, только просветлённые так себя не ведут.
      И кстати, почему допустим такой менторский тон в комментариях и такие грязные, унижающие достоинство выражения как "Ребята, давайте об бабах, об унитазах, об либвис - не трогайте чего не положено неподмытыми трогать."? Непонятно, здесь модераторы закрывают глаза на проделки тех, кто много статей написал, они уже неприкосновенны?
      Вера состоит не в слепом цитировании Библии. А в тех двух заповедях, которые автор упомянул в своей статье. А в Вашем выпаде - гнилость подвала.
      И чего тогда стоит Ваше "Сорри"? Оно неискренне.