Виктор Корытов Профессионал

Чему учит христианская аскетика, или Как верующему исправить свои нравы? Чем исцеляются страсти

Постараемся выяснить, какие пути предлагают святые отцы для победы над страстями.

Чтобы искоренить страсть, мало перестать исполнять ее на деле — так злая привычка, пусть и перестанет воплощаться нами в жизнь, тем не менее никуда из нашего сердца не исчезнет. Что еще нужно сделать? Самое верное — вытеснить страсть, заменить ее чем-нибудь хорошим. Чем именно?

Чем какие страсти замещаются?

Преподобный Иоанн Лествичник выделяет восемь главных страстей:
объядение — желание вкусно и/или много поесть;
сребролюбие — любовь к деньгам;
тщеславие — стремление делать все напоказ и ради похвалы;
блуд — неуемное половое влечение;
гнев — желание зла опечалившему;
печаль — грусть, отнимающая духовные силы;
уныние — состояние, когда ничего не нужно, неспособность терпеливо переносить скорби;
гордость — чрезмерно высокое мнение о себе.

Почти каждая из этих страстей имеет противоположную ей добродетель, которой эта страсть может быть замещена:
объядение — воздержанием;
сребролюбие — милосердием;
тщеславие — скромностью;
блуд — целомудрием;
гнев — безгневием и кротостью;
печаль — милосердием и нестяжанием или терпением и кротостью (смотря от какой причины печаль произошла);
гордыня — смирением.

Одно только уныние не имеет своей противоположности, и бороться с ним приходится рукоделием, пением духовных песнопений или размышлениями о смерти.

Как бороться со страстями?

Каждая из перечисленных нами страстей одна порождает другую или сама происходит от какой-либо другой страсти. Кроме того, в разных людях эти страсти развиты неодинаково. Святые отцы советуют найти господствующую, самую развитую страсть, определить ее источник, ее «подпитку», ее причины, и начать их искоренять, в первую очередь борясь именно с «корнем».

Ослабим или победим «корень» — ослабим или победим и саму страсть. Бороться следует, исполняя добродетели, «враждующие» с этой страстью, а также применяя различные хитрости (на войне ведь все средства хороши, не так ли?), сообразуясь с особенностями той или иной страсти.

Это было кратко. Теперь остановимся на каждой страсти поподробнее.

Объядение (именуемое у отцов также чревоугодием, «дверь всех страстей», в первую очередь — блуда) вытесняется посредством ограничения в пище, при этом следует не сразу резко переходить на хлеб и воду, а, если позволяют обстоятельства, ограничивать себя постепенно: сначала отказаться от жирной пищи, потом от острой, потом — от сладкой. Отсекается же эта страсть памятью о смерти и о последующем за ней Суде Божием, на котором придется дать ответ за все свои поступки.

Побеждая объядение, победим и страсть блуда, но только если наш подвиг будет сопряжен со смирением (в частности — с терпением поношений). Страсть блуда ослабляется ограничением во сне.

Людям гневливым ограничение себя во сне и пище, наоборот, противопоказано (иначе они станут еще злее) — таковым рекомендуется достаточный сон и умеренное употребление пищи (не переедать, иначе от обжорства в человеке начнут бушевать другие страсти).

Сребролюбие, «корень всех зол» (1 Тим. 6, 10), порождает страсти гнева и печали, а также служит причиной ненависти, воровства, зависти, вражды, смущения, злопамятности, жестокости и убийства. Побеждается милосердием и нестяжательностью.

Против печали, как мы уже и сказали, врачевство зависит от причины ее возникновения: это терпение, если печаль возникла после впадения в какой-либо грех; терпение и кротость, если нас кто-либо справедливо ругает за какой-либо проступок; милосердием и нестяжательностью, если печаль происходит от пристрастия к вещам.

Гнев происходит от надмения (гордости), тщеславия, сребролюбия, объядения, иногда — от блудной страсти. Порождает злопамятность, ненависть, вражду, самооправдание. Укрощается искренним плачем о погибельном состоянии своей души. Гневливым рекомендуется избегать одинокого жительства, а также побольше общаться с грубыми людьми, чтобы те их «пообтесали» (последнее применимо и к обладаемым страстью гордыни).

Примечание: кто-то может сказать, мол, «хоть я и гневаюсь, но быстро „отхожу“». О таких святые отцы говорят, что как бы быстро человек не «отходил», ему нет от этого абсолютно никакой пользы, пока он исполняет свою страсть на деле, а таковые подлежат только аду (см. об этом «Душеполезные поучения преподобного аввы Дорофея», поучение 10-е).

Злопамятство — это скрытый гнев. О пути избавления от этого порождения гнева прекрасно сказано в следующем изречении: «Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости (т.е. от злопамятства), когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу; но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься» («Лествица», степень 10, отделение 12).

Страсть тщеславия паразитирует на всякой добродетели, видя в ней повод для возношения; изгоняется молчанием и любовью к бесчестиям (жизненным обстоятельствам, каким-либо образом уязвляющим наше чувство собственного достоинства). Укрепившись, тщеславие превращается в гордость.

Гордость порождает забвение своих согрешений, гнев, клевету, досаду, раздражительность, вопль, хулу, лицемерие, ненависть, зависть, прекословие, своенравие, непокорство; именуясь «матерью всех страстей», гордость является предтечей всякого греховного поступка; усиливается от объядения. Подобно кукушке, может вытеснить из сердца все прочие страсти (такой человек будет думать, что он бесстрастен, безгрешен, свят и… не горд).

Гордым и тщеславным Господь часто посылает бесчестие, чтобы исцелить их от сих недугов. Гордости вредит все то, что способствует скромному мнению о себе (смирению): простота, нетщеславие, ненависть к похвале, кротость, почитание любого человека лучше себя, забвение своих добрых дел, неосуждение, терпение бесчестий и скорбей, терпение укорений от других, память о прежних согрешениях, сознание своих немощи и бессилия исправить свою жизнь, сокрушение сердца.

Как гордость именуется «матерью всех страстей», так и смирение является уничтожителем всех страстей. Даже одно только внешнее исполнение смиренных поступков уже делает душу хоть чуточку смиренней и менее гордой, потому, с какой бы Вы страстью ни вознамерились биться, призовите на помощь смирение — и дело пойдет значительно быстрее.

О страсти уныния было упомянуто выше. Уныние нападает, как правило, на людей, живущих одиноко; происходит от бесчувствия души, часто — от многословия, иногда от забвения о благах небесных, уготованных Господом для любящих Его, иногда от чрезмерности трудов, иногда от наслаждения, а иногда оттого, что человек не боится Бога. Вслед за унынием человека начинает одолевать блудная страсть. К упомянутым ранее методам борьбы добавим, что страсть умерщвляется молитвой с твердой надеждой сподобиться вечных благ, а также скажем, что «плачущий о себе не знает уныния» («Лествица», степень 14, отделение 13).

«Кто низложил первые три из главных страстей (объядение, сребролюбие и тщеславие), тот низложил вместе и остальные пять; но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит» («Лествица», степень 26, отделение 3).

Эта статья, как заметит уважаемый читатель, носит весьма конспективный характер (это примерно то же самое, как составить краткий пересказ вузовского курса химии).

Аскетика — это целая наука, и терпеливо изучающий ее будет за это щедро вознагражден. Не даром ведь сказано: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя» (преподобный Серафим Саровский, XVIII—XIX вв.ек).

Успехов вам!

Обновлено 24.07.2015
Статья размещена на сайте 14.12.2010

Комментарии (28):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Alisa Bahireva Читатель 12 июня 2012 в 23:31 отредактирован 27 мая 2018 в 15:04

    Статья - замечательная!
    Но она - только для верующих.
    У неверующих она способна вызвать панику от непонимания. что собственно и произошло..

  • А ведь Бог простил Адама и Еву за ослушание, но вынужден был наказать. Закон есть закон.

    Оценка статьи: 5

  • Статья – фигня, как и все поповские россказни. Атеистом себя не считаю, хотя ни к какой церкви или секте не принадлежу. Но по жизни, давно уж не маленькой, вижу, что есть над нами Неразумная сила (типа, некто спрограммировал электронную игру, в которой персонажи якобы имеют собственную волю, но все мы только на экране). Компьютер ведь не назовёшь разумным. Тут упомянуто (Натальей Дюжинской), будто бог всемилостив и всепрощающ. Это он-то? Начните с изгнания Адама и Евы из рая, после которого мы все вечно виноваты (первородный грех). Вы бы выгнали своих детей навсегда на улицу за то, что они съели яблоко? Прочтите хотя бы первый лист Библии: на одной странице написано, будто сначала созданы животные, потом Адам, на второй наоборот. И этой полной противоречий белиберде, персонажами и сочинённой, верить? Не будьте тёмными бабками, знающими только то, что наплёл им ближайший поп, озабоченный привлечением прихожан ради своего дохода. Да сверх того мусульмане, буддисты и тысячи прочих могут теперь полезть в ШЖ с требованием опубликовать их взгляды, а то их веры ущемлены (и будут по закону правы). Журнал светский, а церковь отделена от государства, и нечего журналу влезать в религию. На нравственные темы можно порассуждать без попья.

    • Виктор Жигунов, спасибо, что просветили нас по поводу своей образованности в вопросах религиоведения.

      После того, как вы написали "Вы бы выгнали своих детей навсегда на улицу за то, что они съели яблоко?" стало ясно, что ваши познания в данных вопросах не позволят вам пройти зачет по религиоведению даже в воскресной школе.

      Журнал светский и поэтому в нем могут писать все, кто имеет право голоса - а его имеют все, лишь бы только правила ресурса соблюдали.

      Ну и напоследок: неверие в Бога не дает право быть хамом и невежей.

      Оценка статьи: 5

      • Павел Островский, насчёт Адама и яблока прочтите хотя бы начало «Размышлений о религии» Марка Твена. Назвать другие знаменитые имена? В том числе тех, кто не в воскресной школе нахватался верхушек, а всюду, с пелёнок, ему талдычили о религии, он сдавал экзамены по закону божьему, кое-кто и богословское образование имел. Писать в журнал действительно могут все – но за редакцией должно оставаться право выбора, публиковать или нет, а не то что над ней теперь всякий сектант занесёт дубину закона: печатай нас, не то в суд, – и до скончания веков ШЖ будут заполнять адвентисты седьмого дня, беглопоповцы и бесчисленные прочие. В Ветхом Завете упомянута небесная твердь, и о том, что скажу дальше, никому не говорите, это государственный секрет. На носу кораблей «Союз» есть алмазное сверло с педальным приводом. Видели по телевизору, как космонавты на орбите крутят педали? Это они сверлят дырки, чтобы пролезть обратно на землю. «Озоновые дыры», «чёрные дыры» – слыхали? В Библии ещё много ценных сведений. Назвать белиберду белибердой – это хамство? И ещё у Вас что-то с памятью: читая, забываете предыдущие строки – пишете о моём неверии, а у меня в начале: атеистом себя не считаю. Но ни патриарх, ни папа римский, вообще никто не получал мандата свыше («Я, Господь Вседержитель, назначаю Кирилла своим представителем»), так что священнослужители – самозванцы. Человечество сейчас имеет несколько больше знаний о мире, чем 2000 лет назад, и если желаете с раскрытым ртом внимать тому, что сочинили рабы-скотоводы, дело Ваше, а мне эта поза не кажется привлекательной.

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 7 января 2011 в 02:54

          "теперь всякий сектант занесёт дубину закона"
          "Остапа понесло" (с)

          "мне эта поза не кажется привлекательной."
          "Я гналась за вами три дня и три ночи, чтобы сказать, как вы мне безразличны" (с)

          "Назвать белиберду белибердой – это хамство?"
          Хамство - назвать белибердой то, что важно и нужно другим людям. Они Вас в качестве эксперта не приглашали, покиньте этот блог.

          • Марианна Власова, никто здесь никого никуда не приглашает. Кому-то важна и нужна бутылка, кому-то наркотик. Покидаю блог, потому что по опыту знаю – разговор бессмыслен, ещё Тертуллиан сказал: «Верую, ибо нелепо». А возражения против Адама и животных, против тверди небесной будут? Только и можете, что властью редактора запретить.

  • Вон моё чревоугодие (хоть вроде и по чуть-чуть ела, не помногу, но вкусного...) дало о себе знать -- с Нового года полтора кило на талии... Теперь в унынии по этому поводу...

    Оценка статьи: 5

  • Я не считаю пороком желание вкусно и качественно поестьэто нормальное человеческое желание.И любить деньги тоже не так уж и плохо тк имея и умея зарабатывать деньги ты можешь помочь близким и друзьям посмотреть мир купить вещи которые тебя радуют
    статья напоминает мне разъяснения и комментариии к НК РФ-глава такая то статья такая то Не соблюдаешь законодательство-штраф тебе (ад)
    Живите в любви и радости !!!! Не думайте о смерти и наказаниях!!!
    Бог это не карающий орган-он создал нас для счастья и Любви!!!!
    Он всемилостлив и всепрощающ и велик! Бог в душе
    Все остальное -попытки отнять у человека свое Я
    На мое мнение задача настоящего священника соединять человека с Богом а не насаждать комплексы греховности

  • Всегда слышала о гордыне, а не о гордости. Гордыня - порок! Гордость - положительное качество! Гордость это уважение, самоуважение, радость в какой-то мере!

  • Anna Skytova Anna Skytova Дебютант 6 января 2011 в 06:36 отредактирован 25 мая 2018 в 06:03

    Виктор Корытов,
    Ваша статья мне понравилась, прочла и другие на эту тему.
    К сожалению, очень похожий материал (дословно) я прочла у свящ.Павла Гумерова вот тут http://www.pravoslavie.ru/put/29226.htm, опубликовано почти два года назад, дословное совпадение целых абзацев и цитат. Хотелось бы услышат Ваши комментарии по этому поводу. Спасибо.

    • Виктор Корытов Виктор Корытов Профессионал 6 января 2011 в 14:44 отредактирован 6 января 2011 в 14:47

      Anna Skytova, действительно, немало похожего
      Похожесть обусловлена тем, что мы пользовались одним и тем же источником ("Лествица" - это поистине классика аскетической литературы, нечто вроде Пушкина в литературе художественной), а также тем, что мы оба воспитаны в одном духе и в одной традиции. Имя этой традиции: Церковное предание (о чем, кстати, можно написать отдельную статью, если Вас это заинтересует)
      Благодарю за Ваш интерес.
      С уважением,
      Виктор

  • Виктор Корытов, спасибо что напоминаете нам, грешным (имею в виду себя) о таких простых и в то же время таких нелегко исполнимых добродетелях. В современном мире это очень нелегко. Спасибо за все Ваши статьи, нам это нужно, как настольная книга.

    Оценка статьи: 5