• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Виктор Корытов Профессионал

Есть ли польза от компьютерных игр? Опыт одного геймера

Иногда в печати, в интернет-сообществах или просто на кухне за чашкой чаю нет-нет — да и всплывет вопрос о пользе или вреде компьютерных игр.

Кто-то скажет, что они развивают реакцию и мышление, кто-то скажет, что от них одно зло, и дети из-за них становятся маньяками и психами. Что ж, подольем свою порцию масла в этот диспут, взяв интервью у одного очень знакомого геймера. Готовы?

Автор: Добрый день. Скажите, как долго Вы общались с компьютерными играми, каков Ваш стаж, если так можно выразиться.

Один геймер: Добрый день. Впервые мне довелось сесть за компьютерную игру в глубоком детстве, лет в пять. Это было у отца на работе (отец мой работал в нефтегазовой отрасли). Компьютеры тогда были большой редкостью, и так получилось, что члены нашей семьи оказались своего рода первопроходцами. Отец был «впереди планеты всей», не боялся экспериментировать и чуть ли не методом тыка освоил-таки новую технику. Мы же, его дети, трое сыновей, шли за ним следом. Но зачем трем мальчикам (15, 11 и 5 лет) компьютер? Конечно, играть в игры! Чем мы, собственно, и занимались.

Автор: Какой была Ваша первая игра?

О. г.: Это был CD-man. «Колобок», как мы его называли. Так вот, этот самый колобок бродил по экрану, поедал горошины, убегал от пауков, акул, привидений… Я тогда не смог сделать и одного шага — меня тут же «съели».

Автор: Что было дальше?

О. г.: Дальше передо мной прошла почти вся история компьютерных игр, начиная с Digger’а и оканчивая Serious Sam’ом (2000−2001 год). Примерно тогда я, кстати, надолго перестал играть в игры.

Автор: Совсем?

О. г.: В компьютерные — совсем (как я тогда искренне считал), потому что счел игры неполезными.

Автор: Можно поподробнее?

О. г.: Сменилось мировоззрение — сменились ценности, сменилось отношение к жизни. Подробнее не расскажу — это история на несколько часов. Так вышло, что играть в игры противоречило моим новым убеждением, и от игр с болью и тоской пришлось отказаться…

Автор: Легко ли Вам это далось?

О. г.: Очень нелегко. Представьте себе наркомана, которого насильно лишили дозы. Жизнь стала серой, душа просила допинга, «кайфа», а привычного «кайфа» все не было и не было (получать удовольствие от самой жизни я научился только через семь-восемь лет, и это, опять же, отдельная история). Как и у всякого наркомана, были и «ломки», и срывы …

Автор: «Ломки»?

О. г.: Именно. Когда очень хочется играть. Неважно, во что — лишь бы снова поиграть…

Автор: И чем все кончилось?

О. г.: Прошли полгода-год, и я оказался в вузе (о котором, кстати, тоже можно рассказать отдельно) наглухо отрезанным от высоких технологий (ведь в далеком 2002 году ноутбуки все еще считались привилегией исключительно бизнесменов, а сотовые телефоны — новых русских). В условиях постоянной учебы да еще в отрыве от компьютера об играх не могло быть и речи. Однако я не жалел об этом. Началась жизнь. Новая жизнь. Настоящая, никем не выдуманная жизнь.

Автор: Вы так говорите, будто вышли из какого-то зазеркалья.

О. г.: «Заэкранья», я бы даже сказал. Именно.

Автор: Что Вам удалось из… м… «заэкранья» вынести? Может быть, какой-нибудь магический артефакт, может, даже не один?

О. г.: Действительно, артефактов я вынес немало. Правда, половину пришлось потом выкинуть (смеется). А если серьезно, то в течение десяти лет я был оторван от живого общения с людьми. Люди — это не только статисты, это еще и прекрасные педагоги и учителя: кто даст мудрый совет, кто подзатыльник, кто отругает за то, что дорогу перешел не в том месте… Человек — существо общественное, и, чтобы развиваться, ему просто необходимо общество себе подобных. У меня этого общества, к сожалению, не было. И это, я считаю, — самый огромный минус «заэкранья». Кроме этого, я вынес из компьютерного мира огромную кучу привычек, вредных и не очень.

Автор: Привычки — от игры? Как это?

О. г.: Представим себе, что человек привык в игре постоянно ломать замки, крушить закрытые двери, пробивать стены… Но со временем игра оканчивается, а привычка остается — порою так и хочется вскрыть какую-нибудь дверь. Или вот еще история. Помню, как-то мне с товарищами пришлось помогать на стройке ранней зимой. Идет снег, в центре стройплощадки лежит куча металлолома, я стою где-то рядом. Вдруг вижу через эту кучу, как ко мне приближается человек. Рефлекс: «Стреляй, пока можешь! Если он подойдет ближе — тебе не сдобровать!..» Не знаю, что бы я сделал, будь у меня в руках автомат. Тогда мне за себя стало не по-детски страшно…

Однако шло время, я взрослел, снова пришлось многое переосмыслить, теперь уже не с позиции ребенка, но с позиции взрослеющего мужчины. Появилась потребность «вырасти», стать целостнее, лучше, добрее… Пожалуй, целостнее — самое меткое слово.

Автор: Что же Вы сделали? Как Вам удалось обрести свою целостность?

О. г.: Верите, нет — я снова начал играть в компьютерные игры, только теперь уже не как ребенок, а как взрослый человек. Я играл в те игры, которыми заигрывался в детстве, пытался пройти все то, что с самого отрочества осталось не пройденным, разрешить все неразрешенное, доделать все недоделанное. Играя, я искал ответ на вопрос: «Кем я был и кем я стал?».

Автор: Нашли ли Вы ответ на свой вопрос?

О. г.: Да. Играя в «игрушки» своего детства, я вспомнил многое из того, что было мною забыто и выброшено из памяти как ненужное. Прежде весьма затруднительные места были решены одни без труда, а другие — с серьезнейшими «боями» на грани отчаяния. Часто опускались руки: «Положение безвыходное. Сдайся! Брось это! Начни заново!» — и действительно очень хотелось бросить, сдаться, признать свое бессилие.

Не знаю, что мне дало такое упорство, но я обещал себе: «Не сдаваться, пока есть хоть малейшая надежда на успех. А если надежды никакой нет — ее нужно найти». И надежда почти сразу же находилась, стоило хоть чуточку поискать. О, как же много я извлек из этих битв на грани отчаяния…

Когда же все интересное было пройдено, а все непройденное признано неинтересным, я ощутил, что мир заэкранья стал для меня просто слишком тесен — слишком прост и однообразен.

Тогда я решил сменить игру: перестать играть в заэкранье и начать играть в реальную жизнь. После этого решения прежде серые и однообразные будни заиграли всеми цветами радуги, поручения начальства из обузы превратились в увлекательнейшие квесты, а освоение новых знаний, умений и навыков (так называемая «прокачка персонажа») в реальной жизни пошло намного проще и увлекательней, чем в любой, даже самой продуманной компьютерной игре. Я счастлив. Впервые за 20 лет…

Автор: Что для Вас теперь компьютерные игры?

О. г.: Компьютерные игры для меня теперь — это хранилище положительного или отрицательного опыта, не хуже и не лучше фильмов или книг. Фильмы, как и книги, бывают хорошие, средние, плохие и никакие. Такая же классификация касается и компьютерных игр: некоторые учат нас хорошему, некоторые — полезному, некоторые — развращают, а некоторые — просто нагло воруют наше время. Правильно подобранная книга помогает воспитать человека (как и правильно подобранная игра, и правильно подобранный фильм). Думаю, педагогам следует об этом задуматься…

Автор: В заключение нашей беседы что бы Вы хотели пожелать читателям?

О. г.: Дорогие родители, участвуйте в жизни Ваших детей. Мне было одиноко, и оттого я сбегал в свое «заэкранье». В результате мне становилось только еще более одиноко, но поделиться было не с кем, и некому было помочь.

Путь Ваши дети будут этого одиночества лишены. Путь им будет с кем поделиться своими успехами, пусть они знают и чувствуют, что они Вам нужны.

Ну и, конечно, смотрите внимательно, какие игры Вы им покупаете — это не такое уж и безобидное занятие, как кажется на первый взгляд…

Статья опубликована в выпуске 26.12.2010

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Виктор Корытов, особенное спасибо за результирующий вывод. Вместе с тем, "ведь в далеком 2002 году ноутбуки все еще считались привилегией исключительно бизнесменов, а сотовые телефоны – новых русских" Вы ничего не перепутали? Ну ноутбуки еще ладно. А мобилки?
    Для меня комп всегда был рабочим инструментом. Лишь в самом начале я малость поиграл в "Сапера" и всё. Скажем, работа со звуком в "Sound Forge", на мой взгляд, куда увлекательнее и не вызывает "зависимости". Вот и сдается мне, что компьютерные игры - это изощренный способ одурманивания людей. И детворы в первую очередь. Вреда от этих игрушек существенно больше, чем пользы.

    Оценка статьи: 5

  • Ой, ну вот в точности мои рефлексы насчет переноса игры в реальность, только я всегда любила больше гоночные игрушки, а потом подключила к ним ГТА (Vice City, San Andreas, в более раннюю не играла), и у меня бывали мысли в адрес водителя моей маршрутки, скажем, что мог бы тут объехать, тут вывернуть и выехать из пробки в тянучку))))))))
    А вообще, конечно, много чего зависит от того, в какую именно игру играть. Вот от скучноватой в общем-то Sims2 меня тянет и у себя дома навести порядок))))
    Из-за одной из миссий GTA San Andreas, точнее летной школы, без прохождения которой я просто не могла дальше проходить игру, я поняла принцип работы летчика)) там, конечно, все достаточно просто и не сравнить с серьезными симуляторами полетов, но в общем, когда летала в отпуск в Армению, я знала, что именно сейчас делает экипаж))

    Оценка статьи: 5

  • Ух ты! Интересная статья на заурядную тему! Спасибо!

    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • Михаил По Читатель 26 декабря 2010 в 17:04 отредактирован 26 декабря 2010 в 17:10 Сообщить модератору
    Ну блин Ваще, чо тупите !?

    Десять лет прошло или больше, не важно - тогда вновь, сейчас зауряд!
    Попривыкнут детки, и мы также.
    Игры у детей были всегда, всегда дети становились взрослыми и отрывались в своем воображении от игр.
    И не важно что за игры деревянные или компьютерные.
    Жизнь - есть факт, игра прелюдия!

  • "О, как же много я извлек из этих битв на грани отчаяния…"

    Этот геймер, всё переосмыслив, в поэты подался? ))

    Оценка статьи: 4

  • Виктор Корытов, у меня к Вам вопрос: почему говоря о компьютерных играх, имеют в виду так называемые "стрелялки-догонялки"? Есть же много и полезных жанров. Симуляторы помогают развить навыки кправления чем-либо, бизнес-игрушки через игру учат нас основам экономики, менеджмента и тайм-менеджмента., квесты развивают внимательность и смекалку... А сколько полезных игрушек для детей: всякие обучалки цвету, буквам, языкам наконец!
    простите, что сумбурно, но уже накипело!!!

    • Радмила Поддубская, метко подмечено (прошу прощения за тавтологию).

      В ответ подмечу, что на людей в первую очередь воздействуют популярные игры, и очень редко - казуальные (т.е. рассчитанные на случайных покупалетей: пасьянсы, саперы, головоломки, "Веселые фермы" и т.д.), потому в статье делался акцент именно на воздействие первых. Так уж получилось, что популярными у нас являются жанры "стрелялка", стратегия, ролевая игра (однопользовательская или многопользовательская). Симуляторы, квесты и тем более головоломки всегда были жанрами "на любителя".

      Это - в общем. Теперь отвечу по порядку.

      Насколько мне позволяет судить опыт, квесты больше рассказывают игроку какую-либо историю, чем развивают. До сих пор благодарен Богу за то, что в моей жизни были такие шедевры, как Lhe Legend of Kyrandia 1 и 2 (третью часть запустить так и не удалось), The Longest Journey, Torin's Passage, King's Quest VII. Это были поистине увлекательнейшие и добрые приключения, которые было очень интересно пережить (заодно и английский подучил). Но никак не более того. Из развивающих я бы упомянул 7-th Guest, 11-th Hour и Clandestiny - очень много головоломок, сдобренных мистическим сюжетом и высокотехничными по тем временам видеовставками. Однако игры эти не имели коммерческого успеха, из-за чего их разработчику (компании Trilobyte) пришлось закрыться.
      Внимательность развивают (проверено) игры наподобие "Сокровища Монтесумы" фирмы Alawar, Lines 98 и судоку (меня эти игры буквально спасают).

      Смекалке учат не только квесты - и в ролевых играх, и в стратегиях, и в некоторых "стрелялках" (например, Deus Ex) без смекалки не обойтись. А вообще развитие смекалки зависит больше от характера, чем от жанра игры: если человек хочет все далеть по правилам ("деталь А вставляется только так и только в деталь Б") - то ни о какой смекалке не может быть и речи; если же человек склонен подходить ко всему творчески, игрив, словом, изобретатель в душе - то смекалка будет развиваться даже в играх типа hack-n-slash (например, Diablo 2).

      Развивает менеджмент, тайм-менеджмент и учит практической экономике, например, симулятор сказочного королевства Majesty - игра тоже не особо популярная и не особо знаменитая. Прошел ее надавно - хоть научился считать деньги, прогнозировать производство, организовывать занятость людей... При этом сколько до того ни играл в Theme Hospital, Theme Park или "Корпорация Аэропорт" (Airport Inc.), к сожалению, менеджером не стал ни на йоту - хозяйство постоянно разваливалось (или просто глупый был? - где-то средний школьный возраст).
      Также можно упомянуть серию X-COM (она же UFO) - пошаговая стратегия с немалой долей этого самого менеджмента и этой самой экономики (снаряжение приходится покупать, а денег брать часто неоткуда).

      Симуляторы бывают реалистичные и аркадные (упрощенные). К аркадным отношусь скептически. А реалистичные... Нужно спрашивать у любителей этого жанра, которым это реально помогло (или не помогло) стать хорошим водителем автомобиля или пилотом самолета или вертолета.
      С теплотой вспоминаю игру Lander компании Psygnosis (последняя игра этой компании), хоть она в рамки симуляторов никак не вписывается. Однако от ее прохождения я не только получил ударную дозу эндорфинов, не только научился ювелирно управлять мышкой (потом пошутил и прошел игру еще раз, только держа мышку в левой руке), но и стал понимать физику полетов. Теперь мне забавно смотреть, как приземляются, взлетают или парят голуби, синицы, воробьи... Аэродинамика, однако.

      Обучалки цвету, буквам и языкам скорее всего окажутся играми, расчитаными да детей дошкольного, младшего или среднего школьного возраста. Мне как человеку взрослому они кажутся до ужаса скучными. В детстве таких у меня не было - меня учили всему по старинке старшие дети или родители, за что я им очень признателен и благодарен

      Самые яркие воспоминания об играх моего детства связаны с наименованиями уже упомянутых мною квестов (Torin's Passage и King's Quest VII), аркадно-квестовой Little Big Adventure 1 и 2, платформера-головоломки The Lost Vikings и приключенческих Prince of Persia 1 и 2 (1989 и 1993 годы выпуска), не говоря уже о классическом Digger (игра 1983 года), который, как показывает опыт, развивает реакцию покруче всяких Counter Strike'ов, если не бегать от врагов, а объявить им войну и поодиночке отстреливать, как это делает один мой друг-ракетчик
      Огромной яркой полосой через весь мой старший школьный возраст прошла ролевая игра с очень глубоким сюжетом Planescape: Torment. Наверное, нет другой игры, давшей мне хотя бы половину от того, что дала мне она.
      В 24 года прошел давно забытый Baldur's Gate и S.T.A.L.K.E.R. Первая из упомянутых игр научила меня работе в команде (я по характеру одиночка и все люблю делать один), а вторая научила работать (особенно "Зов Припяти").

      Думаю, в во всем есть свои плюсы и свои минусы, и, думаю, нам всем нужна мудрость эти плюсы и эти минусы находить, пусть для начала хотя бы в компьютерной игре.

      Если я в чем-то оказался неправ или ошибся - пусть ветераны-игроманы меня поправят или поделятся своим опытом.

      Благодарю за терпение.
      Кстати, как Ваше чадо?

      С уважением, Виктор

      • Радмила Поддубская Радмила Поддубская Читатель 29 декабря 2010 в 23:44 отредактирован 29 декабря 2010 в 23:44 Сообщить модератору

        Виктор Корытов, сие чадо сейчас счастливо спит - ему год и три месяца. Но я уже начинаю подбирать ему игрули, типа "Гарфилд малышам", "умница", "Азбука с дедом Морозом" и т.д.
        Я сама поклонница квестов, головоломок, и всяких логических игр, т.к. только они спасают мой мозг - я по профессии аналитик (хотя сейчас и в декрете). Поэтому своим деткам буду прививать вкус именно к этим жанрам. А стрелялки не переношу физически, мне в них скучно, засыпать начинаю....
        квесты больше рассказывают игроку какую-либо историю, чем развивают
        именно развивают - внимательность, терпеливость, алгоритмичность, умение укладываться в определенные временные рамки (если поиск на скорость).
        к сожалению половину упомянутых Вами игр в глаза не видела, поэтому не могу адекватно и подробно ответить по пунктам.

        • Радмила Поддубская, мне такие игрушки (которые на внимательность) помогают с изучением музыки - чем внимательнее будешь, тем легче усвоится материал

          По поводу упомянутых игр: видимо, я безвозвратно устарел и живу только светлым прошлым ("когда вода горела и соломой тушили", как было сказано в сказке то ли у Лескова, то ли не помню).

          Хочется посоветовать Вам что-нибудь хорошее и доброе, но... наверное, Вам как матери будет намного виднее, что Вашему ребенку пойдет на пользу.

          А по поводу квестов немножко подумаю и... соглашусь Спасибо за приятный комментарий.

          С уважением, Виктор

      • Виктор Корытов, очень нравятся Ваши статьи - поднимают настроение и дают массу полезной информации) позвольте поинтересоваться, как именно игра СТАЛКЕР научила Вас работать? сама являюсь поклонницей игр СТАЛКЕР - 3 основные игры прошла с удовольствием и не единожды)

        • Nina Kasskova, добрый вечер. Благодарю за добрые слова - приятно слышать, что статья нравится людям даже спустя несколько лет после ее написания.
          Теперь о Сталкере. Мне нравится третья часть отчасти за то, что это самая "отшлифованная" часть трилогии, а отчасти за то, что в ней очень хорошо отражена простая суть. Нужны деньги? - Ищи того, кто готов тебе их дать в обмен на ту или иную работу. Внутри игры это будет принести какой-то товар, найти следы пропавшего человека или добыть тушку особого зверя - работ много. В реальной все то же самое, только убивать никого не надо. Не нужно ждать, пока прямо на голову свалится денежная работа (или пинка со стороны родни, мол, хватит харчи задарма есть - иди работай), нужно искать того, кто готов поделиться своими деньгами, кто нуждается в чем-то, что вы очень хорошо умеете делать. Искать таких слеует на бирже труда, обходить предприятия, читая объявления или шерстя интернерт. Понимание этого пришло мне именно при игре в S.T.A.L.K.E.R., за что я ей весьма благодарен.

  • Веер жизней на экране

    Виктор Корытов, здорово придумали подать материал в форме вопрос-ответ, сие непривычно и радует.
    А по теме хоть и говорят что реальная жизнь интереснее компьютерной, часто убеждваешься в обратном. В компьютерных мирах можно прожить десятки жизней и самых разных концах Света и Вселенной, а в реальности большинство живет в одной стране, городе, квартире.
    Спасибо за статью!