• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Князева Профессионал

Нужен ли вам ребенок-лидер?

Приходит ко мне мама и жалостливо просит:

 — Не могли бы Вы сделать из моего Сашеньки… лидера. Все ребята обсуждают, кто кем на Новый год будет, а он молчит, ничего не предлагает. Я вот совсем не такая была. Всегда впереди всех, активная. А он — мямля какой-то. В общем, сделайте из него лидера!

Большинство родителей хотят видеть своего ребенка именно таким: активным, жизнерадостным, лидером своих сверстников, которого уважают, с которым советуются, которого любят. При этом для родителей он должен быть еще и прилежным, послушным отличником!

Однако давайте разберемся с понятиями, прежде чем «заказывать» развитие определенных способностей ребенка. Проблемы в межличностном общении — в основном, именно в разном понимании слов людьми. Помните из классики: как лодку назовешь, так она и поплывет!

Зачастую понятия «авторитет» и «лидер» путают.

Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Авторитет (нем. Autoritеt, от лат. auctoritas — власть, влияние) — влияние умственное, возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели.

Таким образом, настоящий лидер обладает такими личностными чертами, как решительность, умение добиваться своего, убеждать других, вести их за собой, пользуясь своим непререкаемым авторитетом. Авторитетный человек может иногда выполнять роль лидера — в определенных ситуациях. Подлинный лидер лидером остается всегда.

В психологии существуют разные мнения о природе лидерства. Есть психологи, которые утверждают, что лидерами рождаются, другие говорят, что лидерами становятся. Я думаю, что истина, как всегда, посередине. Конечно, есть врожденные лидерские задатки, которые должны развиваться, и тогда ребенок может стать настоящим лидером. Можно и целенаправленно, последовательно, с помощью воспитания развить в ребенке лидерские черты. Только родители должны понимать, что ребенок-лидер и послушный ребенок — это совершенно разные вещи!

Ребенок-лидер четко знает и отстаивает перед окружающими свое мнение во всех жизненных ситуациях. И если родители не готовы к этому, то лучше развивать не лидерские качества, а помогать ребенку завоевывать расположение окружающих своим авторитетом (быть умным, интересным, добрым, вежливым и т. д.).

Любой провал ребенка, истинный или мнимый, должен подкрепляться предложением повторить попытку, исправить ошибку. Если малыш упал, делая свои первые шаги, полезно помочь ему забыть о страхе и сделать еще шаг. Так воспитываются лидеры.

Итак, чертами настоящих лидеров является:

усердное развитие своих сильных сторон, умение блеснуть своими талантами перед ровесниками и взрослыми;

умение беззлобно подшучивать над своими недостатками и извлекать из них максимум пользы (Для этого ребенок должен научиться вместе с вами от души смеяться над своими незначительными ошибками и не принимать критику слишком близко к сердцу. Юмор в семье — лучшее лекарство от неуверенности и от другой крайности — излишней самоуверенности.);

способность увлечь за собой сверстников;

уверенность в общении со зрелыми и старшими людьми.

Помните: несмотря на то, что большинству родителей хочется, чтобы их дети были лидерами, каждый ребенок выбирает себе стезю сам. Поверьте природе и своему ребенку — пускай он по собственной инициативе развивает те качества, которые подарила ему природа. Ваша помощь, как и наша, педагогов и психологов, заключается в том, чтобы быть ему примером, чтобы помогать ему вырабатывать моральные ценности, чтобы поддерживать и подбадривать в постижении нового.

Если природа создала вашего ребенка застенчивым и тихим, это вовсе не значит, что она обделила его. Напротив! Его дар — наблюдать, размышлять, созерцать. Если ваш ребенок выбирает более тихое или более уединенное место в жизни — это значит, что он превыше всего ценит спокойные радости бытия.

Каждый ребенок, который способен самостоятельно решить, чем ему заниматься, с кем дружить, как проводить свободное время, обладает достаточной твердостью и стремлением к свободе. Для этого не обязательно быть лидером и бежать впереди паровоза. Можно быть авторитетом и идти своим путем, привлекая к себе тех, кого хочется видеть в спутниках. Для кого-то это — толпа почитателей. Иным же довольно одного-единственного друга.

Если ваш ребенок не стремится быть на виду, всегда и во всем только первым, а хочет оставаться в тени, не ругайте его, не жалейте и не критикуйте. Присмотритесь к нему пристальнее, определите, что доставляет ему особое удовольствие. Создайте ребенку условия для того, чтобы он максимально развил свои навыки в той области, в которой ему хочется преуспеть, стать авторитетным человеком.

Каждый человек еще в детстве выбирает, что для него важнее. Кому-то необходимо быть богатым и знаменитым, А для кого-то самая большая ценность — покой и время, чтобы читать или любоваться природой.

Дайте возможность ребенку быть самим собой.

Статья опубликована в выпуске 24.02.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • как обычно, "заказывая" у психологов ребенка родители стараются реализовать свои желания, часто не учитывая желания и возможности ребенка....

    Мне статья понравилась, изложено четно, ясно..

    Оценка статьи: 5

    • Ольга Князева Ольга Князева Профессионал 24 февраля 2011 в 10:58 отредактирован 24 февраля 2011 в 10:59 Сообщить модератору

      Наташа Деспи , спасибо.
      Обычно я советую родителям, заказывающим мне "сделать ребенка лидером" или "гением", заехать в магазин под названием "Дети". Может, там среди игрушек, ждет их нужный им, и соответствующий их требованиям и пожеланиям чудо-ребенок?

  • Мне понравилось, что вы вообще затронули эту тему. Сейчас идет какое-то примитивное повальное деление людей на лидеров и лузеров. К сожалению, при таком раскладе игнорируется, что есть и другие, более редкие типы личности - индивидуалисты и альтруисты, без которых мир очень много потеряет. У нас в институте проводили психологическое тестирование, согласно результатам которого из 35 человек-студентов нашей группы было только 4 индивидуалиста (т.е. тех, кто не давит авторитетом, но и себя контролировать не даст) и 2 альтруиста (тех, кто готов пожертвовать своими интересами ради других людей). Все остальные составляли абсолютно предсказуемую группу людей (честно, не помню название), которая склонна давить тех, кто слабее и подчиняться тем, кто сильнее. Я думаю, что такая выборка отражает состояние нашего общества (а может и не только нашего). Разумеется, это объективная реальность, но я бы не стала настраивать ребенка на победу любой ценой и манипулирование сознанием и волей других людей - а это важные качества настоящего лидера. Хотя я бесспорно уважаю таких людей, но дружеское общение с этим типажом свожу к минимуму. Они неизбежно пытаются управлять даже своими приятелями, что для меня неприемлемо в личных отношениях.

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Черных, вы правы, каждый человек - уникальный и навязываемая СМИ концепция "ты - лидер" (понимая под этим, прежде всего, манипулятор), либо представитель серой массы - толпы, которой манипулируют, способствует тому, что человек начанает подстраиваться под эти ложные представления.
      Надо же заработать денег тем, кто проводит семинары, тренинги, чтобы сделать из любого - лидера!

  • О природе "лидерства"

    Ольга Князева, мне очень статья понравилась - для тех, "кто в танке" это стимул задуматься над способами признания собственного ребенка и принятия его таким, какой он есть.
    Про себя скажу - у меня свой способ "производства" лидеров, отработанный на трех своих. С самого раннего детства у ребенка должна быть возможность проявить себя, и быть уверенным в поддержке и безусловном одобрении взрослого. Как можно чаще давайте возможность выразить себя - любой праздник. любое интерактивное представление в театре для малышей, на Новогодней елке или в цирке - везде выходите с малышом на сцену - до трех лет точно надо вместе, а потом можете и одного выставлять.
    Самый надежный "тренинг лидерства"!
    Все утренники потом в детском саду - обязательно хоть 4 строчки выпросить у воспитателя и рассказать, а лучше - принять активное участие в интермедии и танцах!

    Оценка статьи: 5

  • Я общалась с людьми, которые в сознательном возрасте воспитывали из себя лидеров. Это ужасно и неприятно. Это были иллюстрации из учебников по психологии, все методы, которые там предлагались, они тут же опробывали на окружающих. Через несколько лет, практически потеряв семью, они возращались к своему естественному характеру. Характер, конечно, немного изменялся, меньше страхов и комплексов, больше умений, но лидерами эти люди так и не стали.

    • Ксения Петрова, а сколько так называемых "психологических тренингов", призванных "вылепить" из человека то, чем он быть не может в силу особенностей своего психотипа! Это скорее "налипание" чуждой психологической шелухи! Ведь согласитесь, все люди разные, и основа этих различий, в основном, темперамент. Ну не могут все быть лидерами! Вы только представьте - вся планета - лидеры!
      Тем не менее, сплошь и рядом случаются ситуации, когда под воздействием внешних причин характер развивается, человек становится более пробивным, настойчивым, упорным, уверенным в себе. И бесспорным авторитетом в своей профессии. Хотя, даже обладая этими качествами, в 100-процентные, безоговорочные лидеры не рвётся.
      Так что одно дело научить ребёнка правильно и адекватно интегрироваться в общество, а другое дело - навязывать всем подряд стереотипное поведение, зачастую пытаясь реализовать свои несбывшиеся мечты посредством ребёнка.

      Оценка статьи: 5

  • Ольга Князева, отличная статья, прочитала с большим удовольствием. Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Уже давно хочу задать вопрос: как редакторы, авторы и читатели относятся к сайентологии (и, в частности, к Рону Л.Хаббарду?) Дело в том, Что в "Школе жизни" регулярно появляется реклама (иначе и не назовёшь) этих тренингов. Думаю, ОЧЕНЬ уместно задать этот вопрос в данной теме, так как подобная "ненавязчивая" реклама является, по сути, приглашением на очередной психологический тренинг (читать "промывание мозгов"). Принимая во внимание весьма одиозную личность Рона Л.Хаббарда и то, что сайентология является очень опасной психотехнологией, неужели находятся ещё родители, которые ведут своих детей на подобного рода зомбирование? Впрочем, честно говоря, меня это не удивляет. Сейчас в постсоветских странах очень модными являются подобные "прогрессивные" веяния. "Школа жизни" продвигает в массы сайентологию? Очень хотелось бы прочитать ответ.

    Оценка статьи: 5

    • Ольга Князева Ольга Князева Профессионал 2 марта 2011 в 11:02 отредактирован 2 марта 2011 в 22:32 Сообщить модератору

      Ника Самофракийская, Спасибо за вопрос.
      Я тоже читала в этом журнале статьи на правах рекламы о тренингах, которые проводят саентологи для родителей. К сожалению, реклама есть реклама. Кто платит, тот и заказывает музыку. Поэтому в тех статьях даже комментариев оставить нельзя- не желают саентологи спорить. Мы для них -" недостойные", так как саентология - самая крутая религия, по словам первого ОТ -8 в России.
      Ряды саентологов растут, потому как умеют они с помощью американских технологий привлекать к себе людей, говорить им то, что они бы хотели услышать, удерживать человека.
      Я терпимо отношусь к разным религиям, но, прочитав некоторые книги Рона, для себя решила - от такого болота лучше держаться подальше.

      Саентологи не любят психологов, потому что механизмы манипулирования людьми мы видим, так же как и действенные методы разных психологических теорий, которые работают для решения проблем человека,а саентологи выдают их за свои и пользуются результатом.
      Будет время, напишу статью о них в сфере образования, основываясь на личном опыте. Возможно, ее опубликуют и можно будет в более широкой аудитории читателей журнала обсудить ваш вопрос.

      • Ольга Князева, спасибо! Действительно, для многих "крутых" мы - "недостойные", нас рассматривают как аборигенов, на которых удобно экспериментировать. "Кто платит, тот и заказывает музыку"... Тогда напрашивается ещё один вопрос: а почему тогда, несмотря на понимание ОЧЕВИДНЫХ причин подобного "внимания" со стороны "достойных", журнал соглашается размещать их рекламу? Видимо, хорошо платят "достойные". Простите, но при всём понимании вредоносности подобной секты (именно СЕКТЫ, а не религии!), реклама всё же имеет влияние. И может найти отклик у доверчивых людей, а также у родителей-экспериментаторов, мечтающих вылепить из чада "гения", "лидера" и т.д. Если бы негде было размещать подобную рекламу, всё же влияние таких технологий было бы несоизмеримо меньше! Честно говоря, побольше бы цензуры в подобного рода делах! Это не свобода вероисповедания. Это, по сути, зелёный свет для различного рода мошенников.

        Оценка статьи: 5

        • Ника Самофракийская, в сегодняшнем выпуске очередная статья саентологов. Формулировки заманчивые " дети распускают крылья" , "осуществляют мечты" ?
          Плохо, что в начале февраля 2011 года суд в Сургуте не признал саентологию в качестве экстремистской секты, это - регигиозно- философское течение!
          Хорошо в Германии, где эта секта запрещена, а мы вынуждены будем терпеть их рекламные действия повсеместно.
          Этика понятие относительное. Каждый понимает, как считает нужным.
          По закону - редакция журнала поступает правильно.
          Кстати, бытует мнение, что на крючок саентологии попадают глупые люди- это не так. Очень много умных, достойных-просто не получивших общественного внимания и уважения к себе, понимания - а саентологи им это дали, либо создали видимость.
          В сфере образования сейчас кризис, как и в других сферах российского общества- и эту пустоту заполнят саентологи, у них есть идеология, технологии...
          Очень, конечно, хочется им что- то противопоставить и не позволить зомбировать людей и,особенно, детей...

          • Ольга Князева, именно эта "статья" и подтолкнула меня поднять, наконец, эту тему. Вопросы, которые я задала, по сути, являются риторическими. Всё и так понятно. Просто обидно, что всякая гниль проникает в сознание доверчивых людей, которые попадают под влияние, не в силах противиться. Есть ведь чересчур внушаемые и легковерные люди. И их не учат трагические примеры участников "Белого братства" и других "организаций". А также достаточно незавидная участь некоторых членов организации сайентологов (в частности, той же Кэти Холмс, над которой её супруг проводит настоящие эксперименты, и всё в рамках их правил!). Поменьше доверия к людям, пытающимся вас "осчастливить" "просто так", по доброте душевной - и всё будет в порядке!

            Оценка статьи: 5

    • Ника Самофракийская, а почему этот вопрос надо задавать в ветке обсуждения статьи? У Вас есть блог, и там Вы можете поднять эту тему или присоединиться к обсуждению здесь.

      • Марианна Власова, я задала этот вопрос потому, что он созвучен с темой статьи. "Воспитание ребёнка-лидера". И в этом воспитании чрезмерно амбициозные родители часто прибегают к помощи различных опасных технологий. По-моему, весьма логично. Кроме того, я не знала, где можно задать подобный вопрос. Просмотрев ссылку, указанную Вами, я увидела, что последнее сообщение датируется июнем 2009 года. Следовательно, тема позабыта-позаброшена и обсуждения не предвидится. Это называется "стучите в рельсу". Кроме того, я окончательно поняла тенденцию.
        Ещё один момент. Конечно, реклама - двигатель прогресса. И многие уже клюнули и ещё клюнут. А потом - "увяз коготок и птичке конец". Однако останется ещё немало здравомыслящих людей, понимающих суть подобного зомбирования, неважно, сайентология это или другая технология. С уважением.

        Оценка статьи: 5